Семена раздора в китайско-индийских пограничных отношениях посеяны Великобританией.
Тибет и Синьцзян являются неотделимой частью территории Китая. На протяжении долгой истории отношения Китая и Индии носили традиционно дружественный характер, граница территориальных владений двух стран на картах наносилась в соответствии с традицией, которую уважали граждане обоих . Ситуация изменилась после установления британского колониального господства в Индии. Великобритания, используя Индию в качестве плацдарма, развернула широкую экспансию в направлении наших западных приграничных районов. Это постепенно вело к обострению китайско-индийских приграничных отношений. Используя неофициальный характер китайско-индийского разграничения, британская колониальная администрация Индии приступила к захвату территорий в Тибете и Синьцзяне, посеяв таким образом семена войны.
В 1911 г. в Китае произошла Синьхайская революция. В Тибете начались беспорядки. Британские колониалисты решили, что настал благоприятный момент для отторжения от Китая территорий на западном участке китайско-индийской границы от равнины Ассама до Гималайских гор. Британские власти Индии не только посылали сюда карательные экспедиции, то подавляя сопротивление здешних племен силой оружия, то соблазняя их вождей деньгами, но и отправляли на территорию Китая многочисленных разведчиков. Маскируясь под паломников и торговцев, они проникали в приграничные районы юго-востока Тибета, где занимались сбором информации и картографической съемкой. На основании собранных ими данных глава внешнеполитического ведомства Британской Индии МакМагон подготовил план включения значительной территории китайского Тибета в состав Индии.
В марте 1914 г. для осуществления своих захватнических планов, британские агрессоры замыслили интригу с «Симлской конференцией». Воспользовавшись сменой власти в Китае, они созвали в Симле (на севере Индии) трехстороннюю конференцию с участием Китая, Великобритании и Тибета. Работа конференции продолжалась с октября 1913 г. по июль 1914 г. Ее целью было отторжение Тибета от Китая. Однако представитель Центрального правительства не подписал итоговую декларацию и британский план провалился. Тогда МакМагон и его помощники, с одной стороны, и представитель местного тибетского правительства Сячжи [Лончен Шатра – прим.пер.] – с другой, за спиной представителя китайского правительства заключили в Дели сепаратную сделку. При этом МакМагон обещал Тибету 5000 винтовок и 50 тыс.патронов для поддержки «независимости», а также помощь в изгнании китайских войск. Используя эти посулы, британцы добились от Сячжи подписания сепаратного соглашения и таким образом захватили свыше 90 тыс.кв.км территории Тибета. 2 марта 1914 года МакМагон передал Сячжи экземпляр секретного соглашения, к которому были приложены карты района разграничения. На этих картах граница территории Индийского Тибета обозначалась грубой красной линией. МакМагон потребовал от Сячжи парафировать карты своей подписью и печатью. При этом на картах отсутствовали легенды, в тексте соглашения также не объяснялось, на каких принципах основано разграничение. Линия границы была представлена только на упомянутых картах масштабом от 1 до 8 англ.дюймов. Во время подписания соглашения Сячжи сперва заколебался, потом, поняв в чем дело, изменился в лице и вспылил, но, под давлением англичан, был вынужден поставить свою подпись на картах. Старший научный сотрудник Оксфордского университета Невилл Максвелл пишет: «Так называемая «линия МакМагона представляет собой результат неправомерной секретной сделки сэра Генри МакМагона с представителями Тибета в 1914 г. Заманив тибетцев обещаниями поддержки их страны против Центрального правительства Китая, МакМагон добился их согласия на перенос пограничной линии приблизительно на 100 км к северу».(см.англ.ежемесячный журнал «Юг»(?) за май 1987 г., а также №2 журнала «Изучение Китая и Тибета»(?) за 1989г.).
«Линия МакМагона» прошла от Бутана на Западе до Тибета. Она охватила три района общей площадью свыше 90 тыс.кв.км, в течение длительного исторического периода принадлежавших Китаю, и включила их в состав Британской Индии (эта территория примерно равна по площади провинции Чжэцзян, богата минеральными, биологическими и водными ресурсами). В результате разграничения линия границы была передвинута по направлению к северу – с вершин главного Гималайского хребта на его северные отроги. Законные правительства Китая никогда не признавали «линию МакМагона». Поскольку обещания, данные Великобританией местному тибетскому правительству, так и не были выполнены, последнее также отказалось признавать линию границы. Правительство Великобритании сознавало, что «линия МакМагона» носит незаконный характер и держится только на силе оружия. Поэтому британское правительство долгое время держало результаты разграничения в секрете. Спустя 20 с лишним лет после событий,в 1938 г., британские захватчики пошли на прямой подлог, заново опубликовав 14й том сборника договоров. При этом текст протокола Симлской конференции, содержавшийся в этом томе, был изменен. Изменениям также подверглись положения, касающиеся «линии МакМагона» и текст коммюнике Симлской конференции. При публикации в качестве года издания был, тем не менее, указан все тот же 1929 год. После выхода фальсифицированного издания, предыдущее было тут же засекречено правительством Британской Индии. Одновременно колониальная администрация выпустила в свет «Карту Тибетского нагорья и прилегающих стран», на которой впервые появились искажения традиционно принятого способа отображения пограничной линии между Китаем и Индией. «Линия МакМагона» была показана на карте с пометкой «не демаркирована на местности». Именно таким образом о «Линии МакМагона» узнал мир. Из вышеизложенного видно, что эта разграничительная линия незаконна и не имеет силы.
На западном участке границы, после аннексии Джамму и Кашмира, в 1846 г. Великобритания обратила свои взоры на Ладак. Это район, издавна находившийся под управлением местного правительства Тибета и являвшийся частью Кашмира. Не дожидаясь согласия Цинского правительства, Великобритания заняла Ладак. В дальнейшем, в ходе разграничения между Ладаком и Тибетом, ища повод для вторжения на территорию китайского Синьцзяна, британские агрессоры в 1865 г. послали чиновника топографической службы Индии Джонсона в южные районы Синьцзяна. Последний изготовил карту, на которой Аксай-Чин, Мохэ и районы к северу от хребта Каракорум, были включены в состав Индии при помощи т.н. «линии Джонсона». Аксай-Чин является территорией Китая, правительство которого никогда не признавало вышеуказанной линии. Власть правительства Британской Индии никогда не распространялась на этот район. Оно никогда не осуществляло здесь своей юрисдикции и не создавало административных органов.
Т.н.«Линия МакМагона» и действия в отношении Аксай-Чин являются результатом захватнической политики британского империализма в отношении Синьцзяна и Тибета. Как указывал Чжоу Эньлай, «британские карты игнорировали традиционно сложившуюся линию разграничения между Китаем и Индией, обосновывали отторжение китайской территории и расширение территории Индии, служа захватническим целям британского империализма».