Глава 5 Введение воинского учета в организациях здравоохранения
В начале необходимо остановиться на определении основных терминов, которые будут встречаться и данном лекционном материале, так как на усваивание любого материала существенное влияние имеет знание понятий и терминов.
И так, основные термины, понятия, определения. Сразу оговорюсь, что они взяты непосредственно с различных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Оборона - это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная зашита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Мобилизационная подготовка — комплекс мероприятий, проходимых в мирное время, по 'заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органон государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на поенное время специальных формировании к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Другие войска — внутренние войска Минис1срства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны.
Воинские формирования— инженерно-технически е и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти.
Органы — Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.
Специальные формирования - создаваемые ни военное время специальные формирования. Для здравоохранения — специальные формировании здравоохранения Российской Федерации, к ним относятся тыловые госпитали и обсервационные пункты.
Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других поиск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Военное положение - особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Воинский учет — это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе — это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и и военное время трудовыми ресурсами. Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих п запасе, отсрочки от призыва ни военную службу по мобилизации и и военное время.
Веление воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе является составной частью мобилизационной подготовки , которая в свою очередь входит в состав обороны Российской Федерации.
Мероприятия по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе характерны для любого современного государства.
Так в СССР специальный учёт всех военнообязанных и призывников велся по месту их жительства на основе Закона о всеобщей воинской обязанности от 12 октябри 1967 (статьи 80—99). Порядок воинского учета устанавливался Министром обороны СССР.
В настоящее время в Российском Федерации существует четкая нормативная правовая база .тля регулирования вопросов ведения воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
Согласно Конституции Российской Федерации — Российская Федерации — Россия есть демократ и ч ее кое федеративное правовое государство с республиканской формой правлении (статья I).
Законодательное и нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации представлено:
— Конституцией Российской Федерации;
— Федеральными конституционными законами;
— Федеральными законами;
— Указами Президента Российской Федерации;
— постановлениями Правительства Российской Федерации;
— нормативными актами федеральных органов исполнительной власти;
— нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день структуру законодательных нормативно правовых актов по вопросам воинского учета и бронирования можно представить следующим образом:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».
3. Федеральный закон от 31 мая 1996 гола № 61-ФЗ «Об обороне».
4. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
6. Положение о порядке прохождения военной службы. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.
7. Положение о военно-транспортной обязанности. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175.
8. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 гола № 713.
9. Положение о воинском учете. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 25.12,98 г. № 1541.
10. Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от31декабря 1999 года № 1441.
11. Положение о призыве на военную службу. Утверждено постановлением Правитедьс1ва Российской Федерации от I июня 1999 гола № 587,
12. Положение о призыве па военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формировании. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 гола № 1216.
13. Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года № 605.
14. Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятия Министерства здравоохранения Российской Федерации. ДСП. 21 июня 1999 года.
15. Инструкция по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Инструкция утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе 22 декабря 1999 г. № 144.
Остановимся на основных положениях этих документов.
Статья 15 Конституции гласит:
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
А в статье 59 указывается, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной масти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность >а нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
В целях обороны (статья I) устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
А одной из частей организации обороны (статья 2) является мобилизационная подготовка органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органон местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.
В свою очередь, веление воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки . Так как согласно Федеральному закону от 26 февраля 1997 года № 31-ФЧ »О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
— организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
— бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
В законе изложены обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Так организации (в том числе и здравоохранения) обязаны:
— организовывать!! проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
— создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники);
— разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
— проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
— выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации:
— при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени (общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации - Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № I -ФКЗ «0 военном положении»);
— оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
— предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные ч другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
— создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.
В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» говорится, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
— воинский учет;
— обязательную подготовку к военной службе;
— призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву:
— пребывание в запасе, призыв на сборы и прохождение военных сборов в период пребывании в запасе.
Раздел I! данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.9В г. № 1541.
На основании требований вышеуказанных законов, постановлений Правительства Российской Федерации разработаны различные инструкции, методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Подтверждением этому является:
— Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправлении и организациях (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе 22 декабри 1999 г. № 144);
— Методические рекомендации по организации и ведению воинскою учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранении Российской Федерации (ДСП. 21 июня 1999г.).
На конкретных требованиях статей вышеуказанных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, инструкций и методических указаний остановимся при изложении третьего и четвертого вопросов лекции.
А сейчас хочу подчеркнуть, что должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан пребывающих в запасе, (т.е. требований вышеперечисленных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации) несут от[(С1сгвен-ность в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в этом отношении предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодексом Российской Федерации.
Ведение воинского учета в организациях здравоохранения.
Как уже было сказано выше, под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными комиссариатами.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о воинском учете исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета органы государственной власти, организации и их должностные л пни.
Таким образом осуществлять работу по воинскому учету должны все организации здравоохранения независимо от организационно-правовой принадлежности.
Дли организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (далее — ГПЗ) в организации издается соответствующий приказ (вариант представлен в приложении 5 № I). Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо организации, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.
Число работников по воинскому учету и бронированию ГПЗ определяется исходя из следующих норм:
— при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан — один освобожденный работник:
— от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника;
— от 4000 до 7000 граждан — 3 освобожденных работника и на каждые последующие 3000 граждан — еще по одному освобожденному работнику.
Расходы, связанные с ведением воинского учета производятся за счет средств организаций.
Воинский учет в организации должен осуществляться постоянно и охватывать все категории граждан, подлежащих воинскому учету.
Цели и задачи воинского учета:
- обеспечение исполнении гражданами воинской обязанности, установленной Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства:
- проведение плановой работы по подготовке необходимых поенных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других поиск, воинских формирований, органов и специальных формировании с мирного на военное время и последующею их доукомплектования личным составом.
Воинскому учету подлежат:
- граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
- граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет.
Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, указан в приложении 5 № 2.
Граждане, состоящие на воинском учете, подразделяют на три разряда. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (приложение 5 № 3). Таблица же возрастов ГПЗ, подлежащих снятию с воинского учета в связи с достижением предельного возраста состояния в запасе представлена в приложении 5 № 4.
Не подлежат воинскому учету граждане:
— освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
— отбывающие наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации. Воинский учет подразделяется на общий и специальный. В организациях здравоохранения:
— на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.
— на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.
Воинский учет ведется по личной карточке работника — унифицированной форме № Т-2 (ВУР) (разработанной на основании ф. Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.01 г. № 26), раздел 2 которой содержит данные по воинскому учету. Образец карточки представлен в приложении 5 № 5.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняются соответствующие разделы личной карточки работника являются: военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
При осуществлении воинского учета ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:
— проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;
— установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;
— направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в военный комиссариат, осуществляющий воинский учет по месту жительства;
— обеспечить полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях);
— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов;
— направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые дли занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;
— ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15— и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;
— обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты для постановки на воинский учет;
— сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты обо всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений);
— направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.
При осуществлении воинского учета ответственные за военно-учетную работу должностные лица в случаях, если гражданин достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан не годным к военной службе по состоянию здоровья, делают отметки в личных карточках формы № Т-2 (ВУР) «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья».
Личные карточки формы № Т-2 (ВУР) хранятся в сейфе, строго в алфавитном порядке в отдельной картотеке, которая должна делиться на группы:
— первая — личные карточки граждан, пребывающих в запасе — врачей;
— вторая — личные карточки граждан, пребывающих в запасе — средний медицинский персонал;
— третья — личные карточки граждан, пребывающих в запасе — других специалистов.
На граждан, пребывающих в запасе и забронированных за организациями здравоохранения, личные карточки выделять отдельно в каждой из вышеуказанных групп.
Личные карточки лиц, исключенных с воинского учета по возрасту или состоянию здоровья, хранить в общей картотеке организации.
В конце года для проведения анализа наличия мобилизационных ресурсов в учреждении подготавливаются данные по составу запаса и количеству граждан по ВУС, числящихся в 1, 2, 3 разрядах воинского учета.
Обязанности же граждан по воинскому учету изложены в приложении 5 № 6.
После завершения проведения мероприятий по воинскому учету и перед началом мероприятий по бронированию ГПЗ организацию нужно поставить на учет в Военный комиссариат, на территории ответственности которого организация находится. Вариант обращения руководителя организации в военный комиссариат представлен в приложении 5 № 7.
Военные комиссариаты, ответственные за военно-учетную работу должностные лица федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающим в организациях здравоохранении - это осуществление этими организациями комплекса мероприятий, напрошенных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе.
Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и к военное время.
Основной задачей бронирования ГПЗ является закрепление на период мобилизации и в военное прем я за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, органами, специальными формированиями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Забронированные ГПЗ освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, а также от призыва на военные сборы на срок действия предоставленной отсрочки.
Освобождение от призыва ГПЗ на военную службу по мобилизации и в военное время может предоставляться на весь предполагаемый срок ведении военных действии и современных условиях (но не более чем на 6 месяцев).
Бронированию па период мобилизации и на военное время подлежат граждане, пребывающие в запасе, кроме уволенных с военной службы в запас I разряда в течение первых 5 лет пребывания в запасе I разряда.
Граждане, не призванные по каким-либо причинам на военную службу и зачисленные в запас, могут быть забронированы только при достижении ими 27 — летнего возраста.
Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек по вине администрации, подлежат призыву по мобилизации.
Бронирование ГПЗ осуществляется на основании следующих принципов:
- учет потребности для обеспечения на период мобилизации и в военное время организации трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе:
- приоритетное бронирование граждан пребывающих в запасе, работающих в организациях, имеющих мобилизационное задание, а также обеспечивающих жизнедеятельность населения:
- установление ограничений в предоставлении отсрочки от призыва ГПЗ. предназначенным для доукомплектования воинских частей и команд постоянной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других поиск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, а также ГПЗ. имеющим особо дефицитные военно-учетные специальности.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, включает выполнение следующих основных работ:
- ведение учета ГПЗ по месту их работы (учебы);
- определение необходимой на период мобилизации и в военное время численности руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих (учащихся) из числа ГПЗ;
- выработка предложений для внесения изменений в перечни должностей и профессии, по которым бронируются ГПЗ;
- оформление забронированным ГПЗ документов на право отсрочки от призыва на военную службу и постановка и на специальный воинский учет:
- анализ обеспеченности на период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ и отчетность о проводимой работе по бронированию ГПЗ,
Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию ГПЗ в Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органон исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Комиссия).
Бронирование ГПЗ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (городах, районах, округах) организуют территориальные комиссии, районные комиссии, суженные заседания и их рабочие аппараты из состава мобилизационных органов.
Методическое руководство по воинскому учету и бронированию ГПЗ в организациях здравоохранения осуществляет мобилизационный орган Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Функции организаций здравоохранения Российской Федерации:
- ведут учет работающих (учащихся) ГПЗ;
- оформляют и представляют в военные комиссариаты по месту нахождения организаций документы, необходимые для предоставления отсрочки от призыва на военную службу забронированным ГПЗ;
- выдают в установленном порядке ГПЗ. забронированным за организациями, документы об отсрочке о г призыва на военную службу:
- направляют в вышестоящие органы по подчиненности, в особых случаях, ходатайства о предоставлении гражданам, пребывающим в запасе, персональных отсрочек от призыва на военную службу, а также обоснованные предложения об изменениях п дополнениях, которые целесообразно внести в перечни должностей и профессий,
- представляют в установленном порядке необходимую информацию и отчетность о проводимой работе по бронированию ГПЗ;
- проводят анализ обеспеченности на военное время организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ и готовят предложения по этому вопросу.
Для ведения работы по бронирования ГПЗ в организациях здравоохранения должны быть следующие данные:
- общее количество работающих граждан;
- количество забронированных ГПЗ остающихся для работы и период мобилизации и на военное время;
- количество ГПЗ имеющих мобилизационные предписания и подлежащие призыву по мобилизации.
Данная работа учреждений здравоохранения осуществляется совместно с военными комиссариатами, на территории ответственности которого они расположены.
Военкоматы в свою очередь:
- осуществляют контроль правильности бронирования ГПЗ в организациях,
- обеспечивают организации бланками документов, необходимыми для оформления отсрочки от призыва на военную службу, ведут контроль правильности их расходования;
- оформляют в соответствии с перечнями должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ и постановлениями Комиссии отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время;
Как уже было сказано выше, забронированные ГПЗ освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов военное время на срок действия предоставленной отсрочки до шести месяцев а также от призыва па военные сборы.
Основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время являются:
- перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (в системе здравоохранения -№29 № 24, «Территориальный перечень»).
- постановления Комиссии, которые устанавливают условия и порядок бронирования ГПЗ;
- постановления Комиссии о предоставлении персональной отсрочки отдельным ГПЗ.
Перечни должностей и профессий, о которых речь шла выше, включают:
- наименование структурных подразделений аппаратов органов государственной пласт и организации (разделы перечней и должностей);
- наименование должностей и рабочих профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе;
- условия бронирования граждан, пребывающих в запасе (профили, военно-учетные специальности, воинские звания и возраст граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию по установлен нон номенклатуре должностей и рабочих профессий);
- ограничения в бронировании граждан, пребывающих в запасе, имеющих дефицитные военно-учетные специальности, а также по другим признакам,
В случае, когда в перечне должностей и профессий предусмотрены ограничения в бронировании граждан, пребывающих в запасе, по возрасту, отсрочка от призыва им предоставляется после 1 января следующего за голом, в котором гражданам, пребывающим в запасе, исполнилось указанное и перечне должностей и профессий количество лет.
Граждане, пребывающие в запасе, назначенные временно исполняющими обязанности по штатным вакантным должностям руководящего состава или специалистов (директоров, главных врачей, начальников отделений и т.п.) бронируются на равных основаниях с работниками, утвержденными в указанных должностях.
Предусмотренные перечнем должностей и профессии ограничении в бронировании офицеров запаса по возрасту (по разрядам) распространяется не только на граждан, пребывающих в запасе, имеющих указанные в перечне должностей и профессий воинские звания, но и ни всех граждан, пребывающих в запасе, имеющие воинские знания ниже указанных.
Например, если по перечню должностей и профессий предусмотрены отсрочки от призыва офицерам запаса включительно "До майора в возрасте старше 40 лет», то л о значит, что в данном случае бронируются все офицеры запаса, имеющие воинские знания от младшего лейтенанта до майора включительно л им равные в возрасте старше 40 лет.
Если но перечням должностей и профессий предусмотрены отсрочки от при зына офицерам запаса включительно «До капитана кроме запаса 1-го разряда».™ в данном случае бронированию не подлежат все офицеры запаса I-го разряда, имеющие воинские звания от младшего лейтенанта до капитана включительно и им равные.
Персональные отсрочки от призыва по мобилизации и на военное время ГПЗ из числа квалифицированных рабочих и служащих организаций, не подпадающих пол действие условия бронирования, установленных перечнями должностей » профессии, но крайне необходимых для обеспечения бесперебойной работы организации в военное время представляются Комиссией.
Персональная отсрочка от призыва по мобилизации и в военное время предоставляется гражданам, пребывающим в запасе, по занимаемой должности на сроки, определяемые Комиссией. Для решения вопроса о предоставлении ГПЗ персональных отсрочек от пришва организации представляют в вышестоящие организации по подчиненности списки но установленным формам.
Для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе,