Изменения в системе гос. управления. ЗС
Историки говорят о слабости гос. власти. мих. фед. сам по себе был слабым. в 1619 вернул патриарха Филарета из польского плена (Федор Никитич романов). Фактич. правил гос-вом. В док-тах было 2 царя. Слабость в гос. власти приводила к тому, что усилилась роль ЗС. – царь, БД, представители церкви (освященный собор), горожане, казаки, черносош. кр-не. ЗС появл. из-за слабости гос. власти (по Ключевскому). При Алек. Мих. начал складываться рос. абсолютизм. Ему уже не было нужно с кем-то советоваться. при нём произошёл расцвет приказной системы. 1653 – послед. ЗС, решал вопр. о воссоед. Укр. с Рос. БД – расширение состава за счёт благородных людей (дворяне, незнатные бояре). Думные дворяне – по указу царя. Худородные бояре. В 17в. изменение в системе местного управления. Во 2пол. 17в. элементы местного самоуправления ликвидированы. во все уезды были направлены воеводы, кот. обладали полной властью на местах.
Михаи́л Фёдорович Рома́нов (1613—1645) — первый русский царь из династии Романовых, был избран на царствование Земским собором 3 марта 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Ивановичу. Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. В 1616 году царю Михаилу исполнилось 20 лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест — царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Михаил остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора выдали заключение: «Плоду и чадородию от того порухи не бывает». Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь Балсырь признал болезнь невесты неизлечимой. Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Марию отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты. В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год — в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую королевну, но тот отказался. После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой. В 1626 году царю Михаилу Романову шёл 30 год и был он бездетный вдовец. Одна из прислужниц — дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём, царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.
После освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Гос. грамоты того времени писались от имени царя и патриарха. Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Итоги правления: • Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. • Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Речью Посполитой (Поляновский мир 1634 г.). Польский король и великий князь литовский Владислав IV отказался от претензий на русский престол. • Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах. • Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли. • Присоединения к России нижнего Урала (Яицкие казаки), Прибайкалья, Якутии и Чукотки, выход к Тихому океану. • Реорганизация армии (1631—1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского. • Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.) Андрей Виниус. • Основание Немецкой слободы в Москве — поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого. В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году — ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.
Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (14 июля 1645 — 8 февраля 1676) — второй русский царь из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии. До пятилетнего возраста оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова. На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а c 16-ти лет он вступил на престол московский. Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом вопросов, волновавших русскую жизнь XVII века. Мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально прислушивался влиянию бывшего своего дядьки Б. И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самост. участие в делах. В этой деят. окончательно сложились основные черты его характера. Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам, иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне. Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка, выполненное самим государем. Секретарь датского посольства Андрей Роде, свидетельствует, что государь занимался и артиллерией. Молодой царь сильно подчинился влиянию Бориса Морозова. Задумав жениться, он в 1647 году выбрал на смотре невест себе в жены Евфимию, дочь Рафа Всеволожского, но отказался от своего выбора благодаря интригам, в которые, вероятно, замешан был сам Б. И. Морозов. В 1648 году, царь заключил брак с Марьей Ильиничной Милославской; вскоре за тем Б. И. Морозов женился на её сестре Анне. Таким образом Б. И. Морозов и его тесть И. Д. Милославский приобрели первенствующее значение при дворе. К этому времени, однако, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Б. И. Морозова. Соляной бунт в Москве и беспорядки в других городах; 1 (11) июня 1648 г. народ стал требовать у царя выдачи Б. Морозова, затем разграбил его дом и убил окольничего Плещеева и думного дьяка Чистого. Царь поспешил тайно отправить любимого им Б. И. Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь, а народу выдал Плещеева. После того, как народное волнение стихло, Морозов вернулся ко двору, пользовался царским расположением, но не имел первенствующего значения в управлении. Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако царь стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор 1666-1667гг. поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников, которые стали именоваться старообрядцами. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. По Соборному уложению 1649г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666-1667гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.
В последние годы правления царя Алексея при дворе особенно возвысился Артамон Сергеевич Матвеев. Через два года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669 г.) царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной. 1-го сентября 1674 г. царь «объявил» народу своего сына Фёдора как наследника престола. 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович Тишайший скончался на 47 году жизни.
Осн. направления внеш. пол-ки России при первых Романовых. Борьба с Крым. ханством. Воссоединение России и Украины. Россия вышла из смуты в состоянии войны со Швецией и Польшей. польский королевич был приглашен на рос. престол, но вопрос был в религии. шведы захватили север рос. гос-ва. В Рос. хотели эти проблемы решить мирным путём. Длит. переговоры привели к миру со шведами 1617 – столбовский мир. рус. новгород, Ладогу, Ст. руссу; шведы – Иван-город и др. Они по-прежнему закрывали выход в Балтику. В 1616 Владислав заявил, что никто не отменял док-т, приглаш. его на рос. престол. Созыв. ЗС – принимает решение держаться за рус. царя. Всё-таки начались переговоры с Польшей. 1618 – деулинское перемирие (владислав отказывается от моск. престола; Москва б. вынуждена пойти на террит. уступки: Чернигово-Северские земли, Белорус., Смоленск отходят полякам. мир устроить не удалось. Перемирие на 14лет. Задача пол-ки – возвращение утерянных земель на севере, западе. Возвращение земель нужно было и для восстановления налогов.
К середине XVII в. основными задачами внешней политики России становятся: на западе и северо-западе – возвращение потерянных в Смутное время земель, а на юге – достижение безопасности от набегов крымских ханов (вассалов Османской империи), уводивших в плен тысячи русских и украинцев. К 30-м годам складывается благоприятная международная обстановка (обострение польско-турецких отношении и Тридцатилетняя война в Европе) для борьбы с Речью Посполитой за возвращение Смоленска, тем более что с весны 1632 г. в Польше начинается период бескоролевья. В декабре 1632 года Смоленск осажден русскими(боярин М.Б.Шеин). Осада натянулась на 8 месяцев и закончилась неудачно. польский король Владислав IV (неудачливый претендент на русский престол) блокировал армию Шеина. В июне 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор. Полякам возвращались все города, захваченные в нач. воен. действий, за ними оставался и Смоленск. Владислав окончат. отказался от претензий на моск. престол. результаты Смоленской войны были признаны неудачными, и виновники - Шеин и Измайлов – были казнены.
«Азовской сидение» — героическая оборона Азова дон. казаками (1637— 1642). На Азов — мощную тур. крепость, располагавшую 4-тыс. гарнизоном и 200 пушками, опирались крым. татары и ногайцы, совершая разорительные набеги на юж. р-ны России. Летом 1637 казаки, воспользовавшись внутр. борьбой в Крыму, захватили Азов. В то же время на Дон пришли степью на конях запорожские казаки, человек с 1000; всего казаков набралось тысяч пять. 21 апреля союзники выступили в поход к Азову. Незадолго до этого проезжал Доном турецкий посланник [грек Фома Кантакузин], ездивший не раз уже в Москву. Казаки его задержали. Спустя несколько времени они призвали его в свой круг. Тут он был обвинен в том, что хвалился донских казаков разорить и с Дону увести, что писал в Москву, чтоб государь велел повесить их атамана и т. д. Был казнён (изрубили саблями). Две недели спустя после этого убийства казаки стояли под Азовом. 18 июня город был взят. Победители истребили всех жителей, кроме греков, освободили пленных христиан и засели в городе, готовясь к обороне. 30 июля приехали в Москву посланцы от казаков с вестью, что они турецкого посланника изрубили, Азов взяли и ни одного азовского человека не упустили ни на степи, ни на море,— всех изрубили. В ответ на это царь послал им строгий выговор: „Вы это, атаманы и казаки, учинили не делом, что турецкаго посла со всеми людьми побили самовольством. Нигде не ведется, чтобы послов побивать; хотя где и война между государями бывает, то и тут послы свое дело делают, и никто их не побивает. Азов взяли вы без нашего царского повеленья, и атаманов и казаков добрых к нам не прислали, кого подлинно спросить, как тому делу вперед быть”. Хотя для Москвы было выгодно завладеть Азовом: отсюда можно было держать в страхе крымских татар, но войны с султаном царь не хотел и поспешил отправить ему грамоту. В ней, между прочим, говорилось: „Вам бы, брату нашему, на нас досады и нелюбья не держать за то, что казаки посланника вашего убили и Азов взяли: это они сделали без нашего повеленья, самовольством, и мы за таких воров никак не стоим, и ссоры за них никакой не хотим, хотя их воров всех в один час велите побить; мы с вашим султанским величеством в крепкой братской дружбе и любви быть хотим”. Но избежать “нелюбья” и “досады” со стороны турок и татар было мудрено. В сентябре крымцы сделали набег на Московскую Украину и опустошили её. Хан писал в Москву, что нашествие совершено по приказу султана за то, что казаки взяли Азов. Турция, занятая войной с Персией, только в мае 1641 года двинула к Азову войско во главе с пашой Гусейном-дели, чтобы выбить отсюда казаков. Силы турок— более 200 тысяч человек с сотней осадных орудий. С турками был и крымский хан со своим полчищем. Казаков в Азове было ок. 15тыс. Турки и татары несли потери и запросили у султана помощи. «Получив подкрепление, Гуссейн-дели решил испытать последнее средство, чтоб завладеть Азовом, — засыпать всех защитников его землей. Начались спешные земляные работы, в которых главными руководителями были итальянские и немецкие инженеры; в несколько дней у самых городских стен явился вал. Установив на нем тяжелую артиллерию, турки начали бить по городу из всех снарядов день и ночь. Стрельба эта продолжалась 16 суток. Казаки зарывались в землю, делали оттуда вылазки и вели подкопы, умудряясь наносить вред врагам… Осада затянулась. Шел уже сентябрь месяц. Казаки, окопавшись в четвертом земляном городке, держались твердо. Время от времени к ним прорывались из Черкасска р. Доном подкрепления; подвозили снаряды и провиант. Остальные отряды казаков расположились по низовым городкам и следили за движениями врагов, стараясь не пустить их вверх по Дону. От смрада гниющих трупов у турок появились заразные болезни. Стал ощущаться недостаток в снарядах и провианте. Посылаемые крымским ханом под украинные города за добычей отряды уничтожались казаками. В турецкой армии стали появляться недовольство и ропот. Гуссейн-дели не знал, что делать, и просил султана отложить покорение Азова до следующей весны, но получил ответ: “Паша! возьми Азов или отдай свою голову”. Начались приступы турок, продолжавшиеся беспрерывно две недели. В 3часа ночи на 26 сентября, казаки выдвинулись против турок, но к удивлению своему не нашли их на прежних местах. Рассвет показал лишь одни следы бегущего неприятеля. Донцы воспрянули духом, наскоро сформировали отряды из более свежих сил и пустились в погоню, били без пощады, загоняли в воду, топили суда. Турки не ожидали этой дерзости и, объятые ужасом, гибли тысячами. Поражение было полное. Вскоре казаки известили царя о своей победе и просили помощи, а также, чтобы царь принял от них Азов. «Мы наги, босы и голодны,— писали они,— запасов, пороху и свинцу нет,— от этого многие казаки хотят идти врознь, а многие переранены». Героическая оборона казаков, хоть и «вольных» и «лихих воровских людей», но всё же по крови русских и по вере православных, очень многих в Москве порадовала. «Царь послал им щедрое жалованье и в грамоте своей хвалил их: “Мы вас,— говорил он,— за эту вашу службу, раденье, промысл и крепкостоятельство милостиво похваляем”. Теперь возник вопрос, брать ли Азов от казаков, или нет. Дело было, с одной стороны, очень заманчиво, а с другой — весьма опасно: владея Азовом, можно было не только грозить татарам, удерживать их oт набегов на русские окраины, а при случае даже и попытаться завладеть Крымом; но принять Азов от казаков значило навлечь на Россию войну с турками,— нужны большие ратные силы, большие средства, а где их взять? Решено было отдать Азовское дело на рассмотрение Земского собора (1642). Думный дьяк Лихачев изложил дело об Азове, заявил, что в Москву уже едет султанский посол и ему придется давать ответ. В результате долгих споров и взаимных обвинений депутаты решили, что на верность казаков трудно было полагаться, а без них Москве трудно было бы оборонять от турок отдаленный Азов. Город оказался по досмотру так разбит и разорен, что нельзя было его скоро поправить. Наконец, к царю пришли из Молдавии вести, что султан поклялся в случае войны с Москвою истребить всех православных в своих владениях. Царь послал 30 апреля казакам приказ покинуть Азов. Они разрушили его до основания и вышли из него. Когда турецкое войско пришло отнимать Азов у казаков, то увидело лишь груды развалин. Русским послам, отправленным в Константинополь, наказано было сказать султану: “Вам самим подлинно известно, что донские казаки издавна воры, беглые холопи, живут на Дону, убежав от смертной казни, царского повеленья ни в чем не слушаются, и Азов взяли без царского повеленья, помощи им царское величество не посылал, вперед за них стоять и помогать им государь не будет, — ссоры из-за них никакой не хочет”».