Сущность и значение государственных военных расходов
Военный бюджет является главным инструментом обеспечения военной безопасности и воздействия государства на сферу обороны. Военные расходы отражают в концентрированном виде размеры военного потребления государства, его платежеспособный спрос на производство товаров и услуг военного назначения, дают наиболее полное представление о масштабах и динамике военно-экономической деятельности государства. Расходы на национальную оборону во многих странах – одна из важнейших и наиболее крупных статей государственного бюджета.
Структура военных бюджетов различных государств весьма существенно различается в связи с особенностями национальных бюджетных классификаций и формирования отчетности по государственным финансам. В США вне военного бюджета находятся расходы на военную помощь другим государствам и службу береговой охраны. Первые включаются в федеральную программу «Международная деятельность» и финансируются из фондов президента, а вторые – входят в бюджет министерства транспорта. Отдельной статьей предусмотрены расходы на ядерные разработки министерства энергетики в интересах Пентагона. Расходы на финансирование ведения боевых действий США в Афганистане и Ираке также не включены в оборонный бюджет и выделяются с одобрения конгресса по отдельной статье[1].
В других странах некоторые виды затрат военного характера также финансируются вне рамок официального военного бюджета. Отсутствует единый подход к определению объема расходов военной направленности при финансировании других силовых ведомств. Кроме того, расходы по военному строительству, финансированию НИОКР также зачастую распределяются по разным статьям бюджета. По НИОКР это особенно характерно для тех случаев, когда речь идет о технологиях двойного назначения.
Помимо прямых военных расходов, непосредственно связанных с поддержанием и развитием военной мощи государства, в состав общих военных расходов входят различные косвенные военные расходы. Это затраты, не связанные непосредственно с созданием, поддержанием и наращиванием военной мощи государства, но оказывающие воздействие на этот процесс либо формируя условия и предпосылки его осуществления, либо возмещая ущерб, причиненный прошлыми войнами или военными приготовлениями. К косвенным военным расходам обычно относят выплаты пенсий и пособий ветеранам войн и инвалидам, гражданскому персоналу министерства обороны, часть платежей по государственному долгу, обусловленному финансированием военной деятельности, расходы на утилизацию вооружения и военной техники, финансирование конверсии военного производства и некоторые иные расходы.
При анализе фактических военных расходов государств аналитики учитывают и скрытые военные расходы, т. е. средства, которые официально проходят как расходы бюджета на деятельность гражданских министерств и ведомств, хотя на самом деле направлены на осуществление военных приготовлений. К числу скрытых военных расходов иногда относят также использование внебюджетных средств.
В некоторых государствах – членах НАТО они называются компенсационными. Название обусловлено тем, что эти средства не скрываются и учитываются при разработке бюджетов.
Следует отметить, что на самом деле фактические военные расходы несколько больше, чем показывают различные аналитические центры, поскольку по ряду стран информация о них отсутствует.
В некоторых странах военные расходы практически невозможно проконтролировать ввиду отсутствия транспарентности, поэтому многие аналитические агентства пользуются экспертными оценками. Все это позволяет сделать вывод о том, что при анализе расходов на оборону можно говорить лишь о большем или меньшем приближении к «реальным» цифрам. Именно поэтому даже наиболее авторитетные мировые агентства дают разные цифры по военным расходам. При их сравнении необходимо помнить о возможных различиях в законодательстве, бюджетной классификации и принятой в стране степени открытости информации по военным расходам.
Детализация расходов на национальную оборону характеризует степень открытости военной политики государства и является одним из ключевых спорных вопросов бюджетной классификации.
Для правильного планирования потребностей национальной обороны, анализа и сопоставления характеристик расходов на оборону огромное значение имеет принятая в стране бюджетная классификация.
Как документ, на основании которого доходы и расходы группируются по определенным параметрам, она также оказывает значительное влияние на финансовое обеспечение обороны.
Немалое значение имеет структура военных расходов, т. е. распределение военных расходов в соответствии с бюджетной классификацией, либо группировка по иным признакам, например, для исследований и сопоставительного анализа бюджетов различных государств либо динамики бюджета одного государства в различные годы.
Структура военных расходов должна соответствовать наиболее рациональному распределению ассигнований исходя из всесторонней обоснованности военных расходов, чтобы при минимально возможных затратах обеспечить решение всех важнейших военных (оборонных) задач.
Итак, военные расходы – это часть государственного бюджета, предназначенная для финансирования национальной обороны, это совокупность некоторых ассигнований нескольким главным распорядителям бюджетных средств.
Особенность военных расходов определяется, прежде всего, целью, которая является реализацией оборонительной функции государства, важнейшей внешней функции, вытекающей из самих государственных начал, необходимости сохранения государственного суверенитета.