Тема 1. Международное положение накануне Второй мировой войны
В конце 20-х — начале 30-х гг. вся система международных отношений подверглась суровому испытанию. Глубочайший экономический кризис 1929—1933 гг. потряс весь капиталистический мир. Общий объем производства в крупнейших государствах мира к 1933 г. сократился на 30—40 %, а в США — почти вдвое. Кризис вызвал небывалую безработицу и как результат — рост социальной напряженности в обществе. Обострились политические и экономические противоречия между государствами, их борьба за рынки. В адрес Советского Союза посыпались обвинения в том, что он применяет у себя принудительный труд, позволяющий выбрасывать на мировой рынок товары по демпинговым ценам, т. е. по ценам ниже их себестоимости, что усугубляло положение товаропроизводителей в других странах. Кризис способствовал распространению милитаристской, реваншистской и националистической идеологии в Германии и Японии.
Не было случайностью и то, что именно в годы кризиса возник первый очаг войны. 19 сентября 1931 г. японские войска вторглись в Северо-Восточный Китай, Маньчжурию, полностью оккупировав ее в течение трех месяцев. Япония приступила, таким образом, к осуществлению своей агрессивной программы, сформулированной еще в 1927 г. японским премьер-министром генералом Г. Танакой в секретном меморандуме императору.
Захватив северо-восточные провинции Китая, Маньчжурию, Япония в марте 1933 г. провозгласила образование там «независимого» государства Маньчжоу-Го. Продолжая агрессию, Япония 27 марта 1933 г. вышла из Лиги Наций.
События на Дальнем Востоке непосредственно затрагивали интересы СССР, угрожая его безопасности. Советское правительство предпринимает ряд срочных мер по укреплению обороны этого района (усиление частей Красной Армии, создание Тихоокеанского флота, развитие экономики края). В целях предотвращения нападения Японии советское правительство в декабре 1931 г. возобновило прежнее (выдвигавшееся в 1928 и 1930 гг.) предложение заключить с ней пакт о ненападении. Одновременно СССР заявил, что будет строго придерживаться политики невмешательства в японо-китайский конфликт. Однако Япония в очередной раз отклонила советское предложение.
Обстановка в мире резко изменилась после установления в Германии фашистской диктатуры. 30 января 1933 г. к власти в этой стране пришла национал-социалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. Новое немецкое правительство выдвинуло в качестве своей задачи пересмотр итогов первой мировой войны. Широкое распространение получила геополитическая теория «борьбы за жизненное пространство». «Мы прекращаем извечный натиск германцев на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке... Но если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать в первую очередь только о России и подчиненных ей окраинных государствах», — излагал Гитлер свою программу в книге «Майн Кампф». В октябре 1933 г. Германия выхошла из Лиги Наций и стала на путь проведения милитаристской политики. В марте 1935 г. она отказалась выполнять статьи Версальского договора, запрещавшие стране иметь военную авиацию, ввела всеобщую воинскую повинность, а в сентябре 1936 г. принила «четырехлетний план» милитаризации всей экономики.
Таким образом, в первой половине 30-х гг. в Европе возник новый, наиболее опасный очаг мировой войны. Это вызвало беспокойство не только СССР, но и других европейских государств, над которыми нависла угроза фашистской агрессии, и прежде всего Франции.
Всем ходом развития международных отношений в первой половине 30-х гг. на повестку дня был поставлен вопрос о вступлении СССР в Лигу Наций. Большую подготовительную работу в этом направлении провела французская дипломатия. А 15 сентября 1934 г. 30 членов Лиги Наций обратились к советскому правительству с приглашением вступить в эту организацию. 18 сентября 15-я сессия Ассамблеи большинством голосов (против — Голландия, Португалия, Швейцария) приняла СССР в Лигу Наций.
Борьба против распространения фашистской агрессии, за коллективную безопасность становится главным направлением деятельности Советского Союза в Лиге Наций. Когда фашистская Италия в октябре 1935 г. начала войну против Эфиопии, СССР не только настаивал на применении санкций против Италии, но и последовательно проводил их в жизнь. Советский Союз был единственным государством, выступившим в поддержку независимости Эфиопии.
Во второй половине 30-х гг. особую остроту приобрели международные события, связанные с гражданской войной в Испании. 16 февраля 1936 г. на выборах в кортесы Испании победу одержали левые партии, вошедшие в Народный фронт. Испанская военная верхушка при поддержке правых сил страны стала готовить мятеж против правительства Народного фронта. Он начался в ночь на 18 июля 1936 г. Во главе мятежа встал генерал Франко. В стране началась гражданская война. Мятежники обратились за помощью к Риму и Берлину и мгновенно ее получили — с августа 1936 г. начались регулярные поставки оружия. С течением времени они становятся все более масштабными, а к середине осени этого же года в Испании появляются итальянские и немецкие войска.
Попытки советской дипломатии с помощью мирового сообщества прекратить вмешательство Италии и Германии в гражданскую войну в Испании, сорвать военно-экономическую блокаду республики успеха не имели. Политика «умиротворения», которой придерживались ведущие западные державы, стойкий антикоммунизм и страх большевизации Испании удерживали Англию и Францию от совместных с Советским Союзом действий против Франко.
Интервенция Германии и Италии в Испании ускорила оформление военного блока фашистских держав. 25 октября 1936 г. в Берлине было подписано соглашение, положившее начало существованию «Оси Берлин — Рим». Стороны договорились о разграничении своих экономических интересов в Европе, о совместных действиях в Испании, о признании правительства Франко. Через месяц был заключен японо-германский «антикоминтерновский пакт». Стороны обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести против него совместную борьбу. В секретном приложении к пакту говорилось, что в случае войны одной из сторон с СССР другая не должна способствовать облегчению его положения.
После присоединения Австрии к нацистскому рейху германский Генеральный штаб приступил к непосредственной подготовке захвата Чехословакии, где вдоль границы с Германией, в Судетах, проживало довольно большое количество немецкого населения, среди которого нацисты разжигали яростную сепаратистскую кампанию. В Берлине рассчитывали, что ни Великобритания, ни Франция помощи Чехословакии не окажут.
29—30 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, на которой было подписано соглашение об отторжении от Чехословакии Судетской области, переходившей к Германии, и некоторых территорий, передаваемых Польше и Венгрии.
В результате Мюнхенского соглашения Чехословакия потеряла около 20 % своей территории, в том числе исключительно значимые в экономическом отношении районы. Новыми границами были перерезаны важнейшие транспортные магистрали страны. Более миллиона чехов и словаков оказались под властью Германии.
Мюнхенское соглашение вызвало резкое ослабление позиций Франции и Великобритании в Европе. В Мюнхене по существу была уничтожена система военных союзов, заключенных Францией с другими государствами Европы. Фактически перестал существовать и советско-французский договор о взаимопомощи как средство обеспечения мира и безопасности в Европе. Гитлеровская Германия получила возможность для дальнейшей экспансии.
В начале мая 1939 г. Германия выдвинула требование вернуть ее бывшие колонии, отнятые Англией и Францией после первой мировой войны. Тогда же произошло другое важное событие — 22 мая 1939 г. между Германией и Италией был заключен договор о военно-политическом союзе, получивший название «Стальной пакт». Мюнхенская политика Англии и Франции потерпела полный провал.
Под давлением обстоятельств Англия и Франция вынуждены были предпринять ряд политических шагов для укрепления своего военного и международного положения. Их парламенты принимают решения об увеличении ассигнований на оборону. Впервые в мирное время в Англии была введена всеобщая воинская повинность. 22 марта 1939 г. во время посещения Великобритании президентом Франции была достигнута договоренность о взаимной помощи в случае нападения третьей державы.
В марте—мае 1939 г. Лондон и Париж предоставляют гарантии малым странам Европы. Между тем на Западе понимали, что без советского содействия эти гарантии были бы неэффективны. И англо-французская дипломатия обращается к Москве с просьбой взять на себя в свою очередь аналогичные односторонние гарантии по отношению ко всем странам, которые уже стали предметом покровительства Англии и Франции.
Стремясь использовать все возможности для того, чтобы создать эффективный оборонительный союз трех держав против агрессии в Европе, советское руководство 23 июля 1939 г. предложило правительствам Англии и Франции начать переговоры по военным вопросам и направить в Москву соответствующие военные миссии.
Военные переговоры начались 12 августа 1939 г. Советскую делегацию возглавлял нарком обороны маршал К. Е. Ворошилов, делегации западных стран — лица, занимавшие скромное положение в руководстве своих вооруженных сил: английскую — адмирал Дракс, французскую — генерал Думенк. Оба они имели лишь право вести переговоры, но не были уполномочены подписывать какое-либо соглашение.
Провал переговоров был предрешен отсутствием политического стремления Лондона и Парижа заключить пакт такого типа, как предлагал СССР. Английская дипломатия, как подтвердили потом документы, намерена была прежде всего воспользоваться угрозой союза с СССР для того, чтобы сдержать гитлеровские притязания и создать тем самым предпосылки для общего англо-германского соглашения.
Безрезультатность трехсторонних переговоров в условиях приближающейся войны между Германией и Польшей с каждым днем со все большей определенностью ставила СССР перед перспективой международной изоляции. Вместе с тем по мере того, как приближалась назначенная Гитлером дата нападения на Польшу, немецкая дипломатия начинает предпринимать все более настойчивые усилия по сближению с СССР.
Советско-германский договор о ненападении был подписан в Москве 23 августа 1939 г. Его действие было рассчитано на 10 лет, и он вступал в силу незамедлительно. К нему прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал вплоть до лета 1989 г. Протокол разграничивал «сферы влияния» стран в Восточной Европе.
Таким образом, в августе 1939 г. международное положение СССР было довольно неопределенным. Однако в не менее сложном положении оказалась и дипломатия Германии. Не прояснив себе позиции СССР, гитлеровский режим не мог решиться начать войну в Европе. В создавшихся условиях Гитлер был крайне заинтересован в нейтрализации СССР. Советскому руководству казалось, что ничем не рискуя, СССР получил возможность расширить свою территорию, вернуть то, что было утрачено в гражданской войне. Фактически же Сталин, пойдя на сделку с Гитлером, дал «зеленую улицу» фашистской агрессии в Европе. Он надеялся, что гарантируя Германии нейтралитет СССР, толкнет ее на войну с Западом и выиграет время для дальнейшего укрепления обороноспособности СССР.