Как написать статью об одном предложении

Кореевед должен писать статьи и книги – так он зарабатывает себе на жизнь. Естественно, тема руководящих идей Северной Кореи пользуется большим спросом, ведь про тот же марксизм-ленинизм или идеи Мао Цзэдуна тоже написаны десятки томов.

И вот садится кореист и читает источники и находит в них фразу, что «идеи чучхе – это мировоззрение, в центре которого стоит человек». И больше ничего не находит. Дальше случается одно из двух. Либо он начинает работать над другой темой, так как понятно, что статью про одно предложение никто не опубликует. Либо же он садится и пытается что-то выжать из этого предложения. Способов тут три. Один – попытаться развить саму мысль про человека как центр всего. Тут, естественно, должно прозвучать слово «антропоцентризм» и проведена связь с государственным атеизмом в КНДР. Иногда мы узнаем, что идеи чучхе, оказывается, проповедуют «хищническое отношение к природе», так как автор рассудил, что коли человек – центр всего, то природа, стало быть, на периферии. Понятно, что ничего этого в идеях чучхе нет, а все эти утверждения порождены исключительно фантазией авторов.

Есть и второй способ – попытаться связать идеи чучхе с государственным строем КНДР. Тут нам сообщают, что, оказывается, идеи чучхе предполагают экономическую автаркию. Скажите, вы видите в фразе «мировоззрение, в центре которого стоит человек» словосочетание «экономическая автаркия»? И я не вижу.

Третий способ – попытаться понять, почему идеи чучхе так называются. Правильный ответ – «потому что в 1955 году Ким Чханману понравилось это слово и он использовал его для описания корейской самостийности» – не знает почти никто, и поэтому часто можно наблюдать, как кореист начинает играть со словом «чучхе» (т.е. «субъект»), то сообщая читателям, что «идеи чучхе – это субъективизм», то что «идеи чучхе – это когда человек считается субъектом» (последнюю фразу автор статьи тоже понять не смог).

Иногда в северокорееведение приходят специалисты из смежных специальностей и начинают рассуждать на тему идей чучхе. Например, преподаватель классической корейской литературы заявляет, что идеи чучхе – это сплав марксизма-ленинизма и конфуцианства, а японист – что это видоизмененный культ императора Хирохито. То, что в источнике ничего этого нет и близко, увы, смущает немногих.

За счет всей этой деятельности у постороннего наблюдателя создается ощущение, что в идеях чучхе что-то есть – не может же целая толпа анализировать то, чего нет. Ответ тут один – может, и анализирует.

Нечучхейские инопланетяне

Что думают об идеях чучхе сами северокорейцы? В принципе, обычно они о них не думают. Если советские интеллигенты были склонны разбираться в хитросплетениях марксизма-ленинизма и искать в них внутреннюю логику, то в Северной Корее этого нет, потому что, понятное дело, в идеях чучхе нет никаких хитросплетений. Тем не менее фразу про человека как центр всего северянин слышит постоянно, и она въедается в подкорку. Думаю, что одним из необычных следствий этого является любопытная особенность северокорейской фантастики: в ней нет инопланетян. И автор и цензор всю жизнь слышат о том, что человек – центр всего, и писать об инопланетянах, а не о людях, выходит, как-то не по-чучхейски.

За исключением этого неофициального запрета на один из жанров научной фантастики – который, кстати, приводит к тому, что северокорейские фантасты не могут писать аллегории на повседневность под видом рассказов об инопланетянах а-ля StarTrek, идеи чучхе не оказывают на жизнь северокорейцев ровным счетом никакого влияния. Поэтому, скорее всего, эти «идеи», состоящие из одной фразы (притом, замечу, довольно бессмысленной), исчезнут одновременно с северокорейским режимом.

«Рой комаров». Как устроена северокорейская полиция

Нищенская зарплата, искусство доноса и беспомощность перед торговцем метамфетамином

В Северной Корее существует две полицейских структуры: Министерство народной безопасности – аналог советской милиции, и Министерство охраны безопасности государства – аналог КГБ. Если работу госбезопасности мы в общем представляем – цензура, оформление политических преступников, охрана концлагерей, то про работу обычной, неполитической полиции известно меньше.

Как попасть в полицию

В отличие от большинства стран мира на работу в северокорейскую полицию не приходят по объявлению. Отдел кадров полиции сам занимается поиском подходящих кандидатов: юношу или девушку могут попросить прийти в полицейский участок, где потенциальному кандидату предложат работу – рядовым, если он окончил школу, или офицером, если речь о студенте вуза. Главным фактором для отдела кадров являются сонбун и кечхын – происхождение кандидата и его место в северокорейской кастовой системе. Сонбун и кечхын должны быть хорошими не только у самого кандидата, но и у близких родственников.

Понятно, что такая система приема на работу может существовать, только если работа в полиции считается престижной, и это так: у полицейского есть определенная власть, да и в партию тебя возьмут гарантированно. И конечно, как знают все северокорейцы, работа в полиции открывает большие коррупционные возможности: можно будет собирать взятки с торговцев, просителей и других местных жителей. С учетом того, сколько платят в полиции – даже зарплата полного генерала в пересчете на российские деньги составляет где-то 300–350 рублей (не тысяч), – к повальной коррупции можно отнестись с некоторым пониманием.

От солдата до генерала

Как и в большинстве стран, в Северной Корее структура полиции отражает административно-территориальное деление страны. В каждой провинции, уезде и городе есть свое управление полиции, которым подчиняются отдельные полицейские участки. Звания в полиции КНДР, как и в СССР (и в современной России), повторяют военные, то есть офицер-полицейский – это, например, старший полковник полиции, а не, допустим, комиссар. Рядовые сотрудники полиции приступают к своим обязанностям после трех-четырех месяцев вводного курса. В основном эти люди выполняют роль помощников «настоящих» полицейских, то есть офицеров.

Офицерские звания в итоге получают примерно половина рядовых. Основная работа почти целиком ложится на плечи младших офицеров, в то время как старшие – от майора и выше – занимаются в основном административной работой. Начальник отделения – это как раз майор, а старшие офицеры работают уже в городских или провинциальных отделениях полиции. Министр общественной безопасности – это либо генерал-полковник, либо генерал армии. Как и в СССР, в КНДР существует неписаное правило: выше генерала армии выходец из полиции или госбезопасности подняться не может. Впрочем, в обеих странах было и исключение – маршал Берия в СССР и вице-маршалПэк Хан Ним в КНДР.

Наши рекомендации