Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков

Тема 2.5.Этнические и межнациональные конфликты в России и странах
СНГ в конце XX - в начале XXI вв.

ЗАНЯТИЕ № 18

«Причины этнических и межнациональных конфликтов
на постсоветском пространстве»

Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Чеченская война в России. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и антинационалистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией.Еще в период существования СССР возник межнациональный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - автономной области в составе Азербайджана. 74 % ее населения составляли армяне. Поскольку их жалобы на неравноправное положение игнорировались, в Карабахе в 1988 г. был проведен референдум. Большинство его участников высказались за присоединение области к Армении. Ее отноше­ния с Азербайджаном резко обострились, в городах обеих рес­публик начались погромы. Армяне бежали из Азербайджана, азербайджанцы - из Армении. Вмешательство Советской ар­мии лишь усугубило положение. В 1991 г. Нагорный Карабах провозгласил независимость и, опираясь на помощь Армении, сформировал боеспособную армию. В 1992-1994 гг. разверну­лись полномасштабные военные действия, в результате кото­рых армянские и карабахские войска заняли часть территории Азербайджана. С 1993 г. при посредничестве Организации по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) шли переговоры о мирном урегулировании конфликта. В мае 1994 г. был подпи­сан протокол о прекращении огня. Однако окончательного ре­шения проблемы так и не найдено. Позиция ОБСЕ состоит в том, что необходимо сохранить территориальную целостность Азербайджана и одновременно гарантировать защиту прав ар­мянского населения Карабаха. Но Карабах до сих пор считает себя независимым, несмотря на то, что он не признан междуна­родным сообществом. Продолжается блокада границ Армении со стороны Азербайджана и дружественной ему Турции.К 1993 г. армяне контролировали не только территорию НКР, но и часть азербайджанских территорий. В результате поражений азербайджанской армии власти пришел Г. Алиев, предпринявший шаги к улучшению отношений с Москвой. В результате 24 сентября 1993 г. Азербайджан в СНГ, а 12 мая 1994 г. при посредничестве России в Бишкеке был подписан договор о прекращении огня. Переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России ведется без видимого успеха до настоящего времени. Угли непогашенного костра тлеют до сих пор!

Конфликт вокруг Приднестровья.Другой конфликт, возникший на постсоветском простран­стве и до сих пор сохраняющий остроту, связан с восточной ча­стью Молдовы - Приднестровьем. Значительную часть его насе­ления составляют русские и украинцы. Националистические силы, пришедшие к власти в Молдове, провозгласили ее госу­дарственным языком румынский и взяли курс на объединение с Румынией. В ответ на это в Приднестровье в 1990 г. образова­лась Приднестровская Молдавская Республика. Первоначально выдвигалось требование признания федеративного статуса этой республики в рамках Молдовы. Затем, в 1991 г., было заявлено о независимости Приднестровья.

В результате и в Молдове, и в Приднестровье стали созда­ваться собственные воинские формирования. В 1992 г. между ними начались боевые действия. Они были прекращены толь­ко в результате вмешательства российских войск, находивших­ся на территории Приднестровья. В 1997 г. при посредничестве России и Украины удалось подписать соглашение, по которо­му Молдова признавалась единым государством, обязанным уважать интересы населения Приднестровья. Однако само­провозглашенная республика продолжает считать себя незави­симой.

Противоречия в Абхазии и Южной Осетии.Крайне сложная ситуация возникла на территории Грузии, также являющейся многонациональным государством. Абхазия до 1931 г. имела статус союзной республики в составе СССР, а затем - автономной республики в составе Грузии. В 1990 г. Аб­хазия объявила о своем суверенитете. На ее территории с 1991 г. начались вооруженные столкновения. В 1994 г. в Абхазию всту­пили миротворческие силы СНГ. В зону конфликта прибыли наблюдатели ООН. Это позволило добиться прекращения во­енных действий, однако политическое урегулирование кон­фликта до сих пор не достигнуто. Абхазия по-прежнему являет­ся не признанным международным сообществом государством. Ее статус не устраивает Грузию.

Автономная республика в составе Грузии - Южная Осетия в 1990 г. также выдвинула требования о своем преобразовании в союзную республику. Это было ответом на приход к власти в Грузии националистического правительства во главе с З.К. Гамсахурдией, который провозгласил лозунг «Грузия для грузин» и заявил о ликвидации автономий.

Вопрос о Южной Осетии также пока не нашел окончатель­ного решения. В 1995 г. ее статус автономии по настоянию ОБСЕ был восстановлен. Военные действия прекратились, однако Южная Осетия продолжает настаивать на признании своего суверенитета.

Большие трудности возникли в среднеазиатских государ­ствах СНГ, особенно в Таджикистане. Здесь в 1992 г. на почве межклановых и религиозных противоречий вспыхнула крово­пролитная гражданская война. Сторонники исламизации Тад­жикистана получали поддержку религиозных фанатиков из Афганистана. Мусульманские экстремисты проникали и на территорию других среднеазиатских стран СНГ.

При помощи миротворческих сил СНГ, основу которых со­ставляли российские войска, боевые действия удалось прекра­тить. В 1997 г. между президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым и лидерами оппозиции при посредничестве России было заключено Соглашение об установлении мира и националь­ного согласия. Оппозиция получила около трети мест в прави­тельстве, ее вооруженные формирования вошли в состав госу­дарственных силовых структур. В 2000 г. большая часть миротворческих сил покинула территорию Таджикистана. Российские войска остались лишь для охраны таджикско-аф-ганской границы.

Первая чеченская война

30 ноября 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики», явившийся фактическим началом войны. 11 декабря 1994 г. подразделения российских войск вошли в Чечню, наступая с трёх направлений - из Ингушетии, Ставропольского края и Дагестана. Первоначальной целью было взятие столицы Чечни - города Грозного, в котором были сосредоточены основные силы сепаратистов. Штурм начался 31 декабря; в городе завязались ожесточённые уличные бои, в которых обе стороны понесли большие потери. Российские войска окончательно смогли взять город лишь к марту 1995 года. Отряды сепаратистов отступили в южные горные районы республики, где продолжалось активное сопротивление. В июне 1995 г. отряд боевиков под командованием Шамиля Басаева совершил налет на г. Буденновск (Ставропольский край) и захватил в заложники всех, находившихся в городской больнице, и других жителей города. При попытке их освободить погибло свыше 130 человек. Ради спасения жизни 1600 заложников руководству РФ пришлось выполнить требования боевиков и начать с ними мирные переговоры. Но после покушения на командующего Российскими войсками генерала А. С. Романова военные действия возобновились.

В январе 1996 г. отряд Салмана Радуева совершил нападение на г. Кизляр (Дагестан) и занял здание больницы. Были захвачены в заложники жители ближайших домов (всего свыше 3000 чел.). В результате террористической атаки погибло 25 мирных граждан. После этого Б.Н. Ельцин отдает приказ на устранение Дудаева. 21 апреля он был убит ударом авиаракеты в районе чеченского села Гехи-Чу.

Хасавюртовские соглашения

31 августа 1996 года представителем России Александром Лебедем и представителем Ичкерии Асланом Масхадовым в российском городе Хасавюрте были подписаны мирные соглашения, согласно которым российские войска выводились из Чечни, а решение о статусе республики откладывалось на пять лет (до 31 декабря 2001 года). Чечня вновь стала де-факто независимым, но непризнанным государством.

Межвоенный кризис в Чечне

После гибели Дудаева временным исполняющим обязанности Президента стал Зелимхан Яндарбиев. На президентских выборах в январе 1997 года Президентом ЧРИ стал Аслан Масхадов. Однако мира и спокойствия в республике не наступило. Реальная власть принадлежала полевым командирам, поделившим всю республику на зоны влияния, а правительство фактически контролировало лишь город Грозный, превращённый в ходе боевых действий в руины. Разрушенные города и сёла не восстанавливались, экономика по-прежнему оставалась криминализованной. Между тем, в республике нарастало влияние ваххабизма, распространяемого наёмниками из арабских стран.

Вторая чеченская война

Российские войска вошли в Чечню и заняли равнинные зате́речные районы республики, 18 октября 1999 г. форсировав реку Терек. 17 декабря крупный десант ВДВ был высажен близ чеченского участкаГосударственной границы России, таким образом, перекрыв сообщение ЧРИ с Грузией.

26 декабря начался новый штурм Грозного. По характеру он значительно отличался от предыдущего штурма 1994-1995 гг. - в город не вводилась уязвимая в уличных боях бронетехника; вместо этого применялись массированные артиллерийские и авиационные удары. 30 января 2000 года боевики прорвались из города через минные поля, неся при этом большие потери, а 6 февраля Грозный был окончательно взят российскими войсками. 22-29 февраля началсябой за райцентр Шатой - последнюю крупную базу сепаратистов. 28 февраля крупный отряд боевиков Хаттаба попытался прорваться через Аргунское ущелье. В бою у высоты 776 двухтысячному отряду боевиков противостояло девяносто российских десантников; в итоге высота была занята боевиками. 7 марта 2000 года отступивший из Грозного отряд боевиков чеченского полевого командира Руслана Гелаева был блокирован в селе Комсомольское. Село было взято российскими войсками, но Гелаеву с частью боевиков всё же удалось уйти в Панкийское ущелье Грузии.

К концу марта 2000 года активная фаза боевых действий завершилась и боевики перешли к тактике партизанской войны.

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков

Тема 2.5.Этнические и межнациональные конфликты в России и странах
СНГ в конце XX - в начале XXI вв.

ЗАНЯТИЕ № 18

«Причины этнических и межнациональных конфликтов
на постсоветском пространстве»

Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Чеченская война в России. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и антинационалистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией.Еще в период существования СССР возник межнациональный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - автономной области в составе Азербайджана. 74 % ее населения составляли армяне. Поскольку их жалобы на неравноправное положение игнорировались, в Карабахе в 1988 г. был проведен референдум. Большинство его участников высказались за присоединение области к Армении. Ее отноше­ния с Азербайджаном резко обострились, в городах обеих рес­публик начались погромы. Армяне бежали из Азербайджана, азербайджанцы - из Армении. Вмешательство Советской ар­мии лишь усугубило положение. В 1991 г. Нагорный Карабах провозгласил независимость и, опираясь на помощь Армении, сформировал боеспособную армию. В 1992-1994 гг. разверну­лись полномасштабные военные действия, в результате кото­рых армянские и карабахские войска заняли часть территории Азербайджана. С 1993 г. при посредничестве Организации по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) шли переговоры о мирном урегулировании конфликта. В мае 1994 г. был подпи­сан протокол о прекращении огня. Однако окончательного ре­шения проблемы так и не найдено. Позиция ОБСЕ состоит в том, что необходимо сохранить территориальную целостность Азербайджана и одновременно гарантировать защиту прав ар­мянского населения Карабаха. Но Карабах до сих пор считает себя независимым, несмотря на то, что он не признан междуна­родным сообществом. Продолжается блокада границ Армении со стороны Азербайджана и дружественной ему Турции.К 1993 г. армяне контролировали не только территорию НКР, но и часть азербайджанских территорий. В результате поражений азербайджанской армии власти пришел Г. Алиев, предпринявший шаги к улучшению отношений с Москвой. В результате 24 сентября 1993 г. Азербайджан в СНГ, а 12 мая 1994 г. при посредничестве России в Бишкеке был подписан договор о прекращении огня. Переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России ведется без видимого успеха до настоящего времени. Угли непогашенного костра тлеют до сих пор!

Конфликт вокруг Приднестровья.Другой конфликт, возникший на постсоветском простран­стве и до сих пор сохраняющий остроту, связан с восточной ча­стью Молдовы - Приднестровьем. Значительную часть его насе­ления составляют русские и украинцы. Националистические силы, пришедшие к власти в Молдове, провозгласили ее госу­дарственным языком румынский и взяли курс на объединение с Румынией. В ответ на это в Приднестровье в 1990 г. образова­лась Приднестровская Молдавская Республика. Первоначально выдвигалось требование признания федеративного статуса этой республики в рамках Молдовы. Затем, в 1991 г., было заявлено о независимости Приднестровья.

В результате и в Молдове, и в Приднестровье стали созда­ваться собственные воинские формирования. В 1992 г. между ними начались боевые действия. Они были прекращены толь­ко в результате вмешательства российских войск, находивших­ся на территории Приднестровья. В 1997 г. при посредничестве России и Украины удалось подписать соглашение, по которо­му Молдова признавалась единым государством, обязанным уважать интересы населения Приднестровья. Однако само­провозглашенная республика продолжает считать себя незави­симой.

Противоречия в Абхазии и Южной Осетии.Крайне сложная ситуация возникла на территории Грузии, также являющейся многонациональным государством. Абхазия до 1931 г. имела статус союзной республики в составе СССР, а затем - автономной республики в составе Грузии. В 1990 г. Аб­хазия объявила о своем суверенитете. На ее территории с 1991 г. начались вооруженные столкновения. В 1994 г. в Абхазию всту­пили миротворческие силы СНГ. В зону конфликта прибыли наблюдатели ООН. Это позволило добиться прекращения во­енных действий, однако политическое урегулирование кон­фликта до сих пор не достигнуто. Абхазия по-прежнему являет­ся не признанным международным сообществом государством. Ее статус не устраивает Грузию.

Автономная республика в составе Грузии - Южная Осетия в 1990 г. также выдвинула требования о своем преобразовании в союзную республику. Это было ответом на приход к власти в Грузии националистического правительства во главе с З.К. Гамсахурдией, который провозгласил лозунг «Грузия для грузин» и заявил о ликвидации автономий.

Вопрос о Южной Осетии также пока не нашел окончатель­ного решения. В 1995 г. ее статус автономии по настоянию ОБСЕ был восстановлен. Военные действия прекратились, однако Южная Осетия продолжает настаивать на признании своего суверенитета.

Большие трудности возникли в среднеазиатских государ­ствах СНГ, особенно в Таджикистане. Здесь в 1992 г. на почве межклановых и религиозных противоречий вспыхнула крово­пролитная гражданская война. Сторонники исламизации Тад­жикистана получали поддержку религиозных фанатиков из Афганистана. Мусульманские экстремисты проникали и на территорию других среднеазиатских стран СНГ.

При помощи миротворческих сил СНГ, основу которых со­ставляли российские войска, боевые действия удалось прекра­тить. В 1997 г. между президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым и лидерами оппозиции при посредничестве России было заключено Соглашение об установлении мира и националь­ного согласия. Оппозиция получила около трети мест в прави­тельстве, ее вооруженные формирования вошли в состав госу­дарственных силовых структур. В 2000 г. большая часть миротворческих сил покинула территорию Таджикистана. Российские войска остались лишь для охраны таджикско-аф-ганской границы.

Наши рекомендации