Правительство Российской Федерации как высший государственный орган в области руководства Вооруженными Силами РФ
Согласно п. 1 ст. 110 Конституции Российской Федерации ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации является высшим государственным органом Российской Федерации, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство является также коллегиальным органом, возглавляющим единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации и осуществляющий исполнительную и распорядительную функции[20].
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров[21].
Правительство Российской Федерации свою деятельность в области руководства Вооруженными Силами осуществляет на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации, Федерального закона «Об обороне» и Положения о Министерстве обороны.
Распорядительная функция Правительства России выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания собственных актов (постановлений и распоряжений) и обеспечения их выполнения. В области обороны распорядительная функция Правительства России прежде всего связана с его деятельностью по осуществлению руководства оборонным и военным строительством[22].
Исполнительную функцию Правительства Российской Федерации можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению, носящему оперативный характер. Исполнительная власть организует реализацию принципиальных установок, принятых в законах, что подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области обороны. В отличие от Федерального Собрания Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган власти призвано не принимать законы, а организовывать их исполнение, управлять подчиненным государственным аппаратом. Необходимо отметить, что как субъект законодательной инициативы Правительство России обеспечивает подготовку значительной части законопроектов, в том числе по вопросам обороны, назначает официальных представителей в Государственной Думе, участвует в согласительных и рабочих комиссиях по доработке законопроектов[23].
Справедливо полагать, что для реализации распорядительной функции в области обороны Правительство России обладает полномочиями по осуществлению руководства деятельностью подчиненных ему органов исполнительной власти, конкретно в данном случае таким органом является Министерство обороны Российской Федерации. Согласно ст. 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Министр обороны назначается на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. На мой взгляд это является одним из способов осуществления полномочий Правительства Российской Федерации в области руководства Вооруженными Силами, т.к. согласно ст. 8 Положения о Министерстве обороны Министерство обороны возглавляет Министр обороны[24].
В пределах своей компетенции в области руководства Вооруженными Силами Правительство Российской Федерации утверждает Положения о федеральных органах исполнительной власти, назначает и освобождает заместителей министров, руководителей и иных федеральных органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Если подвести итог всему вышесказанному, то получается что полномочий у Правительства Российской Федерации в области руководства Вооруженными Силами не велики, т.к. Правительство непосредственно воздействовать на Вооруженные Силы не может, а делает это через Министерство обороны.
Федеральное Собрание как высший орган по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание -это парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы[25].
Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет руководство Вооруженными Силами на основе Конституции Российской Федерации, на положения Федерального закона «Об обороне».
Согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание — законодательный орган Российской Федерации. Это означает, что только Федеральное Собрание вправе, в соответствии со ст. 105 и 108 Конституции Российской Федерации, принимать федеральные конституционные и федеральные законы, а также определять в законе основания и порядок наделения органов исполнительной власти полномочиями на принятие нормативно правовых актов, равных по юридической силе законам[26].
Согласно п. б ч.1 ст. 102 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 4 Закона «О военном положении» Совет Федерации утверждает указ Президента о введении военного положения. Таким образом, данное полномочие относится к исключительному введению Совета Федерации. Президент в случае агрессии против Российской Федерации, непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Конституционной обязанностью Президента является незамедлительное сообщение об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Если сообщение в Государственную Думу носит уведомительный характер, то Совет Федерации утверждает введение военного положения Президентом. Это непосредственно является руководством Вооруженными Силами, т.к. с перехода страны на этот режим много меняется в Вооруженных Силах в сторону усиления и подготовке к ведению боевых действий[27].
В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Решение этого вопроса начинается с момента получения обращения Президента Российской Федерации Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по международным делам для подготовки заключений[28].
Вооруженные Силы используются за пределами страны в операциях по поддержанию мира и в других случаях, предусмотренных Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений РФ, либо на основании двусторонних или многосторонних международных договоров и не являющихся согласно Уставу ООН принудительными действиями, т.е. миротворческая деятельность; а также в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии.
Следует подчеркнуть, что Российская Федерация как суверенное государство самостоятельно и с учетом ее обязательств по Уставу ООН и международным договорам определяет в каждом случае целесообразность участия в миротворческой деятельности. В состав участников миротворческих операций включаются как военный, так и гражданский персонал. Действие указанного Федерального закона не распространяется на порядок использования Вооруженных Сил РФ при осуществлении неотъемлемого права России на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
Решение о направлении за пределы территории РФ военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом, который определяет их район действия, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены, а также устанавливает в соответствии с законодательством дополнительные гарантии и компенсации указанным военнослужащим и членам их семей. Все эти решения принимаются на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ. Данное постановление принимается Советом Федерации на основании п. "г" ч. 1 ст. 102 Конституции.
Президентом, согласно закону, принимается решение об отзыве указанных воинских формирований, если в связи с изменением международной военно-политической обстановки дальнейшее их участие в миротворческой деятельности становится нецелесообразным. О принятом решении Президент информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
В Определении КС РФ от 04.12.1995 N 115-О рассмотрено соотношение конституционных положений, сформулированных в п. "г" ч. 1 ст. 102 и п. "г" ст. 106 Конституции. Заявитель полагал, что если Совет Федерации дал согласие на ратификацию международного договора, предусматривающего возможность использования Вооруженных Сил за пределами территории России, то тем самым он использовал свое полномочие, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 102 Конституции. Конституционный Суд пришел к выводу, что рассмотрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона о ратификации любого международного договора, в том числе о применении Вооруженных Сил, является обязательным вне зависимости от того, было или не было принято предварительное постановление Советом Федерации об использовании Вооруженных Сил за пределами страны[29].
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что Федеральное Собрание Российской Федерации является одним из высших органов власти по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации, это следует из его полномочий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать вывод, что цели данной курсовой работы достигнуты и поставленные задачи выполнены. Являясь важным государственным институтом, вооруженные силы участвуют в реализации целей и задач военной политики государства в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.
Вооруженные силы занимают особое место в системе государственной власти в процессе становления нового мирового порядка, новой российской государственности и российского общества. Взаимоотношение системы государственной власти и вооруженных сил затрагивает одну из важнейших проблем государственной политики, от решения которой зависят характер развития общества, устойчивость государственного строя и специфика властных отношений, что непосредственно связано со строительством в России правового демократического государства и гражданского общества.
Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооружённой защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооружённых Сил России и их готовность защитить своё государство и свой народ.
Федеральное Собрание Российской Федерации является одним из высших органов власти по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации, это следует из его полномочий. На нем лежит одна из важнейших вопросов по руководству Вооруженными Силами, это вопрос возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Если подвести итог всему вышесказанному, то получается что полномочий у Правительства Российской Федерации в области руководства Вооруженными Силами не велики, т.к. Правительство непосредственно воздействовать на Вооруженные Силы не может, а делает это через Министерство обороны. А также Правительство РФ решает вопрос утверждения кандидатуры нового Министра обороны.
Из всего вышесказанного следует сделать такой вывод: Вооруженные Силы Российской Федерации – государственный орган Российской Федерации, имеющий монополию на использование вооруженного насилия среди других организаций РФ, как на территории РФ так и за его пределами, но только имея на это законные основания. Согласно Конституции Российской Федерации и Закона «Об обороне», на отдачу таких распоряжений Вооруженным Силам имеют только высшие органы государственной власти в лице Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2016).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2016).
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2016).
4. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.12.2016).
5. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об оружии". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2016).
6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33 – СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.04.2016).
7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.1995 N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о толковании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.04.2016).
Учебно-справочная литература:
8. Армия в системе государственной власти современной России. Комутков С.В. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., С. 317.
9. Политология военного управления: учебное пособие. / Бельков О.А. - М.: ВУ, 2008 г. С. 453.
10. Какая армия нам нужна ?// Россия в глобальной политике. Арбатов А.Н. – 2004 г., № 1. С. 224.
11. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньвой. — М., 1985—1988. Т. 3. — С. 739; Т. 4 — С. 897.
12. Военный энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 866.
13. Комментарий к Федеральному закону «Об обороне». — М.: «За права военнослужащих», 2002. — С. 336.
14. Правовые основы строительства Вооруженных Сил СССР. / Романов П.И. — М., 1958. — С. 208.
15. Военная администрация: учебник. Корякин В.М. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2015. — Вып. 141. — С. 416.
[1] Комутков С.В. Армия в системе государственной власти современной России. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., С. 28.
[2] Комутков С.В. Армия в системе государственной власти современной России. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., С. 32.
[3] Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об оружии".
[4] Комутков С.В. Армия в системе государственной власти современной России. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., С. 39 — 40.
[5] Бельков О.А. Политология военного управления: учебное пособие. - М.: ВУ, 2008 г. С. 153.
[6] Там же.
[7] Арбатов А.Н. Какая армия нам нужна ?// Россия в глобальной политике. – 2004 г., № 1. С. 24.
[8] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[9] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[10] Под ред. А.П. Евгеньвой. Словарь русского языка: В 4-х т. — М., 1985—1988. Т. 3. — С. 739; Т. 4 — С. 506—507.
[11] Военный энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 643, 766.
[12] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[13] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[14] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
[15] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[16] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[17] Комментарий к Федеральному закону «Об обороне». — М.: «За права военнослужащих», 2002. — С. 97.
[18] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
[19] Романов П.И. Правовые основы строительства Вооруженных Сил СССР. — М., 1958. — С. 68.
[20] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) "О Правительстве Российской Федерации".
[21] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
[22] Корякин В.М. Военная администрация: учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2015. — Вып. 141. — С. 46.
[23] Комментарий к Федеральному закону «Об обороне». — М.: «За права военнослужащих», 2002. — С. 95.
[24] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) "О Правительстве Российской Федерации".
[25] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
[26] Там же.
[27] Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении".
[28] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33 – СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
[29] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.1995 N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о толковании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации».