Организация манхеттенского военного округа.

В один из дней середины сентября 1942 г., примерно за полтора месяца довысадки союзников в Северной Африке, мне было сделано чрезвычайно интересноепредложение. В то время я служил в Вашингтоне. Занимая пост заместителяначальника инженерных войск по строительству, я ведал всеми строительнымиработами для армии на территории США и базах, расположенных в прилегающихводах. Работа заключалась в строительстве лагерей, аэродромов, заводов попроизводству боеприпасов и химических веществ, железнодорожных станций,портовых сооружений и других объектов. И хотя это был важный и ответственныйпост, я, как и каждый кадровый офицер, стремился получить назначение заграницу в действующую армию. Поэтому я ответил, что меня устраивает любоеназначение на театр военных действий, однако прежде чем дать окончательныйответ, мне нужно согласовать его с командующим Службой снабжения армиигенерал-лейтенантом Б. Сомервелом. На следующее утро, сразу же после того как я закончил доклад о военномстроительстве, я разыскал Сомервела и спросил, не будет ли он возражатьпротив моего ухода с занимаемого поста. К моему крайнему удивлению, онсообщил, что я не могу покинуть Вашингтон. -- Военный министр выдвинул вашу кандидатуру на очень важную должность,-- добавил он, -- и она уже одобрена президентом. -- Где? -- В Вашингтоне. -- Я не хочу оставаться в Вашингтоне. -- Если вы справитесь с этим делом, мы выиграем войну. Когда я понял, что он имеет в виду, мое настроение совсем упало. -- А, вот вы о чем... -- сказал я. -- Если это вообще осуществимо, вы, я уверен, с этим справитесь.Зайдите к Стайеру (генерал-майор У. Д. Стайер был начальником штаба Службыснабжения армии США), он вам расскажет подробнее. Я был крайне разочарован таким оборотом событий. В то время мне не были известны подробности нашей программы по атомнымделам, однако по характеру моих обязанностей я знал о ее существовании и оглавной цели -- создать атомную бомбу, которая, как надеялись, будетобладать чудовищной силой. Безусловно, это был крупный проект. Полнаястоимость его, как предполагалось, не превысит 100 миллионов долларов, чтобыло выше стоимости любой из работ, проводившихся под моим руководством, нозначительно меньше наших обычных еженедельных расходов. В сочетании сдругими немногими сведениями, которые мне были известны, это не особеннообрадовало меня. Знай я в то время все, мое разочарование было бы ещебольшим. В то же утро я навестил Стайера. Он подтвердил мои самые худшиепредчувствия, сказав, что я буду назначен ответственным за проводимые армиейработы по созданию атомной бомбы и кратко охарактеризовал мои будущиеобязанности. "Основные исследования уже проведены. Вам предстоит лишьдовести эти черновые проекты до законченного вида, построить несколькозаводов и организовать их эксплуатацию. На этом ваша миссия, собственно,будет закончена, а одновременно с ней и война". Я и тогда уже был настроенскептически, однако лишь спустя несколько недель я понял, насколькосверхоптимистическую картину нарисовал мне Стайер. В ходе обсуждения мы пришли к выводу, что мне не следует оставлятьруководство строительством здания Пентагона, так как, во-первых, моевнезапное отстранение от работ по строительству Пентагона привлекло бызначительно большее внимание, чем отстранение меня от других обязанностей;во-вторых, поскольку строительством Пентагона заинтересовались многие членыКонгресса, было удобнее не передавать руководство этой работой на последнемэтапе кому-либо менее знакомому со всей историей этого строительства имножеством его политических аспектов. Мы также выработали текст приказа о моем назначении руководителематомного проекта, который должен был подписать Сомервел. Прежде чем я ушел, Стайер заметил, что генерал Маршалл дал указание опроизводстве меня в бригадные генералы и что приказ о присвоении званиявыйдет через несколько дней. Тогда я высказал соображение, с которым Стайерсогласился: мне не следует приступать официально новым обязанностям, пока яне буду утвержден в звании бригадного генерала. Я предчувствовал, что у менямогут возникнуть трения с учеными, привлеченными к работам по проекту,поэтому мое положение будет более выгодным, ели они будут видеть во мне ссамого начала генерала, а не полковника, недавно произведенного в генералы.Это был верный шаг. Как ни странно, но мне часто приходилось наблюдать, чтосимволы власти и ранги действуют на ученых сильнее, чем на военных. Ко времени моего назначения исследования по использованию энергииатома, начавшиеся в январе 1939 г. с доказательства расщепляемости атомаурана, развивались все ускоряющимися темпами. Это открытие могло быть использовано в двух направлениях. Большинствофизиков понимало, что энергию, высвобождаемую в результате деления атома,можно использовать как в мирных целях, так и для создания мощного оружия.Первыми среди ученых, осознавших возможность военного использования атомнойэнергии и его влияние на политику, были в основном те, кто успелпознакомиться с гитлеровским "новым порядком". Большая часть американскихфизиков не обращала внимания на этот аспект: они еще не привыкли расцениватьто или иное научное открытие с точки зрения его военного применения.Некоторые из европейских и американских ученых, представлявшие потенциальныевозможности атомного оружия, были подавлены мыслью о тех опустошениях,которые оно может произвести. По мере роста могущества гитлеровского рейха многие ученые началисомневаться в правильности информирования ученых враждебной стороны орезультатах исследований. Особенно большое беспокойство проявляли ученые,бежавшие в Америку от преследований нацистов. Эти ученые высоко оценивалиспособности своих немецких коллег, оставшихся в Германии, и знали об ихуспехах в области атомных исследований. Они также хорошо знали, какоедавление может быть оказано на ученых, чтобы заставить их отдать все силывоенным приготовлениям Гитлера. Большая часть американских ученых не виделагрозившей опасности с такой же ясностью, как эти ученые-эмигранты. Тем не менее, американцы и англичане попытались достигнуть соглашения озасекречивании данных исследований в области атомной энергии. Эффективностьэтого соглашения, однако, сильно снизилась из-за отказа французских ученыхот участия в нем. В это же время группа ученых, бежавших в Америку, стала средоточиемусилий, направленных на то, чтобы поставить в известность правительство СШАоб опасностях и перспективах использования атомной энергии. Еще в марте 1939г. Э. Ферми обсуждал с представителем министерства военно-морского флота Дж.Б. Пеграмом вопрос о развитии исследований в этой области. Однако Фермиотнесся тогда довольно скептически к возможному военному использованиюэнергии атома, и поэтому правительство США не проявляло серьезного интересак данному вопросу до октября 1939 г., когда Александр Сакс, личный друг исоветник президента Рузвельта, обратился к нему с предложением поддержатьисследования по атомной энергии. Сакс, в течение некоторого времени изучавший возможности использованияатомной энергии, пришел к выводу, что правительство должно оказать активнуюпомощь исследованиям. С этой целью он обсудил вопрос с группой ученыхКолумбийского университета и с Эйнштейном. Последний согласился подписатьсоответствующее письмо президенту США. Сакс написал письмо и, дав подписатьего Эйнштейну, направил в Белый дом. В этом письме подчеркиваласьсерьезность проблемы использования атомной энергии в военных целях.Президент, на которого аргументы Сакса произвели большое впечатление,создает Консультативный комитет по урану и поручает ему изучить этот вопрос. Комитет по урану состоял из представителей Национального бюростандартов, армии и военно-морского флота. На заседаниях комитета изучалиськак перспективы получения энергии, так и возможности создания оружия сиспользованием урана. В результате комитет по урану предложил армии ивоенно-морскому флоту выделить некоторые, не очень большие, средства длязакупки необходимых для исследований материалов. Деятельность этого комитетастала более энергичной с апреля 1940 г., когда стало известно, что Институткайзера Вильгельма в Берлине начал интенсивные исследования, связанные сураном. В июне 1940 г. был образован Национальный комитет по обороннымисследованиям (НДРК) под председательством доктора Ванневара Буша. Комитетпо урану вошел в него в качестве одного из подкомитетов и сыграл важную рольв дальнейшем развитии атомных исследований. Были заключены договоры суниверситетами, частными и общественными организациями. К ноябрю 1941 г.было заключено 16 договоров на общую сумму около 300 тысяч долларов. Весной и летом 1941 г. вся программа работ по атомным исследованиямтщательно изучалась с целью установления их оборонного значения. В результате Буш, разделяя уверенность британских ученых в большойоборонной важности этих исследований, пришел к выводу, что усилия США вобласти военного использования атомной энергии должны быть расширены. Этотвопрос он обсудил с президентом и заручился его поддержкой. В этот периодРузвельт как раз образовал группу по вопросам высшей политики, состоявшей изнего самого, вице-президента Уоллеса, военного министра Стимсона, начальникаштаба генерала Маршалла, Буша и Конэнта. В ноябре 1941 г. урановый проект перерос рамки НДРК и былнепосредственно подчинен Управлению научных исследований и разработок(ОСРД), одним из подразделений которого стал НДРК. Одновременно Буш, которыйвозглавлял ОСРД, создал планирующий совет для проектирования как опытныхзаводов, так и в последствии промышленных комбинатов. Практически целью всех лабораторных исследований, проводившихся в товремя, было осуществление управляемой цепной реакции в уране-235 -- редкомизотопе урана, содержащемся в природном уране в количестве 0,7 процента,Этот изотоп обладает способностью легко делиться, чего лишен составляющийосновную массу урана изотоп с атомным весом 238. Однако уже вскоре сталоясно, что, до тех пор пока не получены неслыханные по тем временамколичестве этого редкого изотопа в чистом виде, цепную реакцию осуществитьне удастся. Таким образом, определилась основная проблема -- разработкапромышленного процесса получения вещества, которое до этого получали лишь вмикроскопических количествах. Все процессы, предназначавшиеся для достиженияэтой цели, были основаны на использовании ничтожного различия вфизико-химических свойствах изотопов урана. Радостные надежды вселили в насисследования, теоретически предсказавшие возможность превращения урана-238 вновый, легко делящийся элемент -- плутоний, который мог быть отделен отисходного урана химическим способом. Эти надежды основывались на том, чтовыделение плутония окажется более доступным процессом, чем разделениеизотопов урана. Группе исследователей в Калифорнийском университете, возглавляемойГленном Сиборгом, было поручено выделить плутоний, и к марту 1941 г. ейудалось добыть первое микроскопическое количество плутония-239. Несколькопозже было подтверждено предсказание о том, что плутоний при облучениинейтронами делится так же легко, как и уран-235. Особенно настойчивоуказывал на необходимость более тщательного изучения возможности военногоиспользования плутония Эрнест Лоуренс. В декабре 1941 г. после проведения необходимых исследований этопредложение было поддержано ОСРД. Решение основывалось на расчетахнеобходимого количества плутония, оценках эффективности его военногоиспользования и примерных оценках времени производства, естественно, впредположении, что процесс вообще осуществим. В этом же месяце при поддержкеи по инициативе ОСРД в Металлургической лаборатории Чикагского университетаначались интенсивные исследования, которыми руководил лауреат Нобелевскойпремии Артур Комптон, приобретший широкую известность после открытияэффекта, названного его именем. Основной целью исследований было накоплениесведений, необходимых для проектирования, строительства и эксплуатациизаводов по переработке урана в плутоний. Другие университетские лаборатории, а также несколько промышленныхпредприятий занимались поисками достаточно быстрого и экономичного способаразделения изотопов урана. Вступление США во вторую мировую войну положило конец мирнымисследованиям в области атомной энергии и дало мощный толчок работам посозданию атомной бомбы (здесь умышленно допущена неточность. Известно, чтоофициальное вступление США во вторую мировую войну связано с нападениемяпонцев на Пирл-Харбор. Оно произошло 7 декабря 1941 г. и было для СШАполной неожиданностью. Решение же Белого дома о выделении средств и ресурсовна создание атомного оружия было принято 6 декабря 1941 г., т. е. за день доначала войны и, следовательно, независимо от событий ближайших дней. Такимобразом, если США и собирались когда-либо вступать в войну по своейинициативе, то вероятные сроки создания атомного оружия здесь игралинемаловажную роль. Это еще раз разоблачает далеко идущие политические цели,которые преследовали работы над атомной бомбой. -- Прим. ред.). С этого момента Буш, как и многие другие ответственные лица, началисознавать, что, несмотря на всю важность лабораторных исследований, наиболеежгучими проблемами становились проектирование и строительство промышленныхустановок. Для этих целей был создан планирующий совет, однако с каждым днемстановилась очевидной необходимость в более мощной организации. Буш и егоколлеги заслуживают самой высокой оценки, так как они смогли понятьограниченность руководимой ими организации и публично признать это во имяинтересов страны. Приняв такое решение, Буш на заседании Группы по вопросам высшейполитики 16 декабря 1941 г. рекомендовал поручить строительные работыинженерным войскам США и ввести в курс работ проекта какого-нибудь сведущегоофицера. Генерал Маршалл поручил это генерал-майору Стайеру. В марте 1942г., докладывая президенту о плутониевом проекте, Буш снова предложилпривлечь инженерные войска к строительству, связанному с проектом. ВскореКонэнт занялся изучением всей атомной программы в целом. В его докладе Бушувысказывалось преобладавшее тогда мнение, что существует несколько основныхспособов производства делящихся материалов, сулящих примерно одинаковыешансы на успех. Этими методами для получения урана-235 были:центрифугирование, диффузия и электромагнитное разделение; для полученияплутония рекомендовалось использовать уран-графитовые и уран-тяжеловодныереакторы. Эти методы были достаточно разработаны, чтобы приступать кстроительству экспериментальных заводов и, может быть, к пробномупроектированию производственных комбинатов. 17 июня 1942 г. Буш направил президенту подробный доклад, где указывал,что создание атомного оружия вполне возможно. Описывая далее пути созданиятакого оружия, он выражал уверенность, что при благоприятных обстоятельствахего можно изготовить за столь короткое время, которое даст возможностьоказать влияние на исход войны. Этот доклад Буша был одобрен президентом. На следующий день для выполнения задач, связанных с атомной программой,Стайер поручил полковнику Дж. Маршаллу сформировать новый округ инженерныхвойск. Наступление осени 1942 г. совпало с новой ориентацией проекта. Работыне могли далее ограничиваться стенами лабораторий, ибо ученые уже обладалисведениями, достаточными для того, чтобы приступить к предварительномупроектированию промышленных установок. Никто в тот момент не мог сказать,оправдается ли на практике тот или иной метод получения делящихсяматериалов, но, исходя из предположения, что хотя бы один из них все-такиоправдается, можно было заранее определить наши потребности. Генеральная задача, поставленная перед американскими специалистами,была двоякой: во-первых, создать оружие, способное обеспечить победу ввойне, и, во-вторых, сделать это раньше наших противников. Чтобы справитьсяс этими двумя задачами, мы должны были работать ускоренными темпами. Первоначальная задача, стоявшая перед инженерными войсками,ограничивалась всего-навсего строительством и эксплуатацией производственныхкомбинатов. Задачу, связанную с непосредственным созданием бомбы и ееиспользованием, перед ними не ставили. О масштабах проекта также не было ясного представления. Никто не могдаже предполагать, что расходы по проекту будут исчисляться миллиардамидолларов. Лишь позднее нам стало ясно, что риск, на который мы тогда шли,показался бы в нормальных условиях совершенно безрассудным. Лишь позднее мыпривыкли без страха вести крупные работы, несмотря на большие пробелы взнаниях. Лишь позднее все интересы, будь то чисто научные устремления ученыхили сохранение дружественных взаимоотношений с другими странами, оказалисьподчиненными одной главной цели. Лишь позднее, наконец, все участникипроекта свыклись с мыслью, что в наших условиях спешка, которую обычностремятся избежать, была необходимой. Но пока работы по проекту велись обычными, испытанными методами. 18 июня 1942 г., как только был получен приказ об образованииспециального округа, полковник Маршалл поставил об этом в известностькомандующего инженерными войсками генерала Рэйболда, его заместителя иначальника строительных работ генерала Робинса, а также меня -- заместителяРобинса по строительству. К его рассказу о выданных ему неограниченных полномочиях я и Робинсотнеслись скептически. Мы знали по опыту, что подобное внимание оказываетсялишь до той поры, пока не возникнет какой-нибудь новый проект. Однако,несмотря на весь наш скепсис, мы были готовы помочь Маршаллу. Своим заместителем Маршалл назначил подполковника К. Николса, и онивдвоем приступили к организации округа. Посетив Буша и ознакомившись с общимсостоянием проекта, Маршалл рассказал мне, что для решения задач,поставленных перед ним, ему срочно нужна квалифицированная помощь. Послекороткого обсуждения я высказал мысль, что фирма "Стоун и Вебстер" наиболееудовлетворяет нашим требованиям. Она, во-первых, имеет опыт совместнойработы с учеными; во-вторых, это крупная фирма, имеющая большие инженерные истроительные резервы, и, в-третьих, Маршалл согласился с моими доводами итут же начал набрасывать план привлечения этой фирмы к работам проекта. 25 июня Маршалл, Николс и Стайер присутствовали на заседании КомитетаС-1 ОСРД (так теперь стал называться комитет по урану). В ходе дискуссиивыяснилось, что методы центрифугирования и диффузии для получения урана-235еще окончательно не разработаны и потребуется некоторое время, прежде чемможно будет приступить к проектированию соответствующих заводов. Была такжепроведена оценка необходимой потребности первых промышленных установок вэлектроэнергии. Для эксплуатации заводов, которые предполагалось построить,была необходима мощность порядка 108 тысяч киловатт. Поэтому намечалосьдовести к концу 1943 г. мощность электростанций до 150 тысяч киловатт.Поскольку многие исследования, проводившиеся в лабораториях: по договорам сОСРД, тормозились из-за отсутствия средств, полковник Маршалл договорился опередаче ОСРД 15 миллионов долларов из бюджета инженерных войск. Этопозволило продлить срок договоров до 30 июня, т. е. до конца финансовогогода. Еще с большими трудностями Маршалл столкнулся при обеспеченииисследований необходимыми редкими материалами и оборудованием. Трудности соснабжением стремительно возрастали и, если бы не были приняты срочные меры,могли остановить все исследования. Возник вопрос и о названии проекта. В конце июня Рэйболд пригласилРобинса, Маршалла, Николса и меня и сообщил нам, что на совещании сСомервелом и Стайером решено назвать новую организацию, т. е. комплексзаводов для изготовления разных частей атомной бомбы, лабораторией поразработке заменяющих материалов или ДСМ. Мне это название показалосьсомнительным с точки зрения сохранения секретности, поскольку оно не моглоне возбудить любопытства. Предлагалось еще несколько названий, но Рэйболдоставил первое, поскольку Сомервел с ним уже согласился. На этом жесовещании мы приняли окончательное решение: в качестве инженерной истроительной фирмы-подрядчика выбрать фирму "Стоун и Вебстер". Инженерныевойска должны были взять на себя приобретение всех земельных участков,которые смогут потребоваться в ходе работ. 29 июня официальные представители фирмы "Стоун и Вебстер" встретились сРобинсом, Маршаллом, Николсом и мной. Мы с Робинсом стремились выяснить,сможет ли фирма без ущерба для других работ, проводимых ею по договорам синженерными войсками и другими ведомствами, уделить достаточно сил и средствработам по проекту. (Я всеми силами стремился помочь полковнику Маршаллу,однако при этом старался сделать так, чтобы его проект не повредил работам,за которые отвечал сам.) Их ответы удовлетворили нас, и сделка состоялась. Еще раньше по просьбе Маршалла я через свое управление началподыскивать удобный район для строительства производственных комбинатов.Предполагалось сосредоточить все предприятия для производства делящихсяматериал лов в одном месте, и для этого, следовательно, необходим был оченьбольшой участок земли. Поэтому мы сосредоточили внимание на сравнительномало развитых районах, где цена на землю была еще не так велика, как вдругих местах. Нужный нам район должен был находиться в центре страны, чтобыисключить опасность прямого нападения противника, располагать большимирезервами электрической энергии. Сообщение района с Вашингтоном, Нью-Йоркоми Чикаго должно было быть удобным и не очень длительным. Район должен был располагать довольно значительными водными ресурсами.Кстати, потребление воды будущими заводами нам было совершенно неизвестно,однако мы предполагали, что оно будет очень большим. Существенным требованием, предъявляемым к району, был его климат (ондолжен был позволять вести крупные строительные работы круглый год). И,наконец, район должен был располагать резервами рабочей силы как длястроительных работ, так и для обслуживания заводов. Учитывая все это, я пришел к выводу, что наилучшим местом будет районгорода Ноксвилла в штате Теннесси. Местность, по-видимому, удовлетворялавсем нашим требованиям и была весьма удобной с точки зрения поселениябудущего персонала. Это обстоятельство казалось нам особенно счастливым, поскольку мыпредчувствовали, что большую часть квалифицированного обслуживающегоперсонала нам придется переводить из других частей страны. Маршаллсогласился с моим выбором, и 1 июля он в обществе Николса, представителейфирмы "Стоун и Вебстер" и Управления по развитию долины Теннесси (ТВА)начали обследовать местность в районе Ноксвилла. Управление ТВА, по мнениюего главного инженера полковника Парнера, могло обеспечить потребностьпроекта в электроэнергии, однако для этого ему надо было оказать помощь вприобретении мощного электросилового оборудования. Несколько дней спустя в Металлургической лаборатории было организованонесколько встреч с представителями фирмы "Стоун и Вебстер" для введения их вкурс работ по плутониевому проекту. Комптон очень беспокоился о возможнойнехватке окиси урана, поэтому фирме было поручено немедленно закупить 350тонн этого материала. В это же время предпринимались попытки к выбору местадля строительства опытного завода по переработке урана, так как было решеноне приступать к строительству промышленного комбината, пока не заработаетэкспериментальный реактор и не будет проверена полупромышленная установка.Для строительства опытного завода было выбрано место недалеко от Чикаго, вАргоннском лесу, находившемся в ведении лесного заповедника графства Кук.Лесная комиссия, возглавлявшаяся К. Смитом, отнеслась к нам благожелательно,однако разъяснить ей, что завод будет строиться так, чтобы не затрагивать еепланов, стоило больших усилий. В соответствии с договором об арендеземельного участка как участок, так и все выстроенные на нем здания должныбыли быть после войны возвращены заповеднику. 9 июля Маршалл, Николс и представители фирмы "Стоун и Вебстер" принялиучастие в заседании Комитета С-1 ОСРД. Среди прочего было решено, что этафирма перепоручит проектирование и изготовление оборудования для завода попроизводству тяжелой воды в Трейле (штат Колумбия) бостонской фирме "Бэджери сыновья", а его строительство и эксплуатацию -- канадской фирме"Консолидэйтед майнинг энд смелтинг", на земле которой он будет расположен. Этот завод создавался в качестве резерва для производства тяжелой воды,которая могла быть использована как замедлитель в реакторе в том случае,если реактор с графиком не удастся создать. Трудность состояла в том, что никто еще не мог сказать, сколько тяжелойводы может производить такой завод, сколько ее нам может понадобиться и дажепонадобится ли она вообще. Это зависело от типа технологического процессаполучения плутония, который еще не был выбран к моменту, когда было решеностроить завод. Мы готовились к тому, что она нам может понадобиться, ипоэтому предусматривали постройку еще более мощных предприятий. К счастью,графит оправдал возлагавшиеся на него надежды -- тяжелая вода нам непонадобилась. Наш запас тяжелой воды был впоследствии передан Канаде дляэкспериментального реактора. Строительство трех более мощных заводов по производству тяжелой водыпроводилось компанией "Дюпон" и обошлось приблизительно в 20 миллионовдолларов. На том же заседании 9 июля была утверждена первая предварительнаяпрограмма строительства. Строительство реакторов для получения плутониядолжно было начаться 1 октября 1942 г., завода по получению урана-235методом центрифугирования -- 1 января 1943 г., газодиффузионного завода -- 1марта 1943 г. и завода по электромагнитному разделению -- 1 ноября 1942 г.Вскоре выяснилось, что эти сроки нереальны, поскольку исследования к томувремени не дали тех результатов, которые позволили бы начать проектированиезаводов. Меня очень тревожила нечеткость со сроками начала работ, поэтому япредложил добиться принятия всеми заинтересованными лицами подробногографика, которого я мог бы потом придерживаться. Маршаллу же доставляли беспокойство проблемы финансирования проекта. Поего подсчетам, стоимость проекта должна была составить 85 миллионовдолларов, однако все его попытки получить их окончились неудачей. Тогда мырешили через Буша обратиться за помощью непосредственно к президенту. 13 июля проекту была присвоена очередность в снабжении АА-3, а наслучай затруднений с необычными материалами и оборудованием обещанаочередность ААА (АА-3, ААА -- так обозначается в США степень важности, аследовательно, и очередности снабжения необходимыми материалами работ поправительственному заказу, ААА -- высшая из этих степеней. -- Прим. ред.).Однако такой порядок был явно недостаточен для столь дорогостоящего инеобычного предприятия, каким являлся проект, и действительно, скоро началивозникать трудности со снабжением. Наши с Робинсом подозрения онепродолжительном внимании к проекту, казалось, начинают оправдываться. К концу июля начали поступать первые сведения о необходимых затратах наосвоение района в долине Теннесси. Стоимость этого участка должна быласоставить больше двух миллионов долларов, причем нужно было еще переселитьоколо 400 семей. Встретившись с такой перспективой, Маршалл решил отложитьвсе дела по приобретению участка и сосредоточить внимание на технологииполучения плутония. В тот момент ядерный реактор в Чикаго, на которомпредполагалось проверить осуществимость цепной реакции, еще не началдействовать. Первый опыт на нем был поставлен лишь в декабре. Маршалл также уделял большое внимание организации работ по заключениюдоговоров, среди которых наиболее важными были договоры с фирмой"Мэллинкрод" на очистку двуокиси урана и фирмами "Метал хайдридз" и"Вестингауз" на получение из двуокиси урана металлического урана,необходимого для получения плутония. Одновременно с помощью Николса онзанимался усовершенствованием всей организации, стремился четко распределитьобязанности и наладить взаимосвязь ее различных подразделений, набратьквалифицированный персонал, подыскать служебные помещения и выполнить тысячидругих необходимых дел. Для помощи в организационных делах Маршалл привлек к работе несколькокадровых военных, подбирая тем временем людей для руководящейадминистративной работы. Последние набирались в основном из гражданских лиц,длительное время связанных по работе с инженерными войсками. Они были хорошознакомы с работой государственного аппарата, а их способности были хорошоизвестны нам. Их призвали на нестроевую службу в армию, и из них-то и былосоздано основное ядро организации, сыгравшее большую роль в дальнейшем. 11 августа Маршалл показал мне проект приказа о создании нового округа.В приказе проекту присваивалось кодовое название ДСМ. Я снова возразилпротив такого названия, ибо считал, что оно вызовет излишнее любопытство.После некоторых споров мы решили назвать проект по местонахождениюуправления Маршалла -- Манхэттену. Рэйболд согласился с этим предложением, иМанхэттенский инженерный округ (МЕД) начал свою деятельность. В это же время проводилось переоборудование существующих лабораторий вБеркли, где занимались электромагнитным разделением, а также Чикагскойлаборатории. Началось проектирование завода по производству тяжелой воды вТрейле, однако строительство этого завода, требовавшее большого количествамеди, сразу же вступило в конфликт с заводом синтетического каучука,которому было отдано предпочтение в снабжении этим металлом. Летом 1942 г. всякое предприятие, не имевшее высшей категории поснабжению, не могло рассчитывать на успех. Фирма "Стоун и Вебстер"определила, что на строительство полупромышленного предприятия дляразделения урана электромагнитным методом при условии снабжения его покатегории АА-3 потребуется 11 месяцев. Однако та же работа, но проводимая покатегории АА-1, заняла бы всею восемь месяцев. В последние дни августа наш выбор территории в долине Теннесси былподвергнут ожесточенной критике, вызванной главным образом желаниемнекоторых научных руководителей иметь производственный комбинат неподалекуот своих лабораторий. В середине сентября Маршалл еще раз присутствовал на заседании комитетаС-1. На нем был принят ряд решений, из которых наиболее важным было решениеначинать работы в Теннесси. Не менее важным было также решение о началепроектирования и закупок материалов для создания небольшого предприятия поэлектромагнитному разделению стоимостью 30 миллионов долларов. 16 сентября я дал разрешение на снабжение медью строительства завода вТрейле по высшей категории. Это позволило использовать для проекта медь изфондов инженерных войск, что, правда, затрагивало интересы других работ,проводимых инженерными войсками. Я сделал это, чтобы поддержать Маршалла в столь важном деле. Мне и вголову не приходило, что на следующий день я сам буду нуждаться в помощи.

ГЛАВА ВТОРАЯ.





ПЕРВЫ ШАГИ.

Вернувшись 17 сентября в управление после разговора с генераломСтайером, я показал Рэйболду и Робинсу распоряжение о переводе меня вМанхэттенский инженерный округ. Они поддержали мое намерение не приступать кработе до присвоения мне звания бригадного генерала и признали правильнымите меры, которые я предлагал принять, чтобы не привлекать внимания к моемуновому назначению. Затем я обсудил последние события с Николсом, которого Стайер вызвал вВашингтон на время поездки Маршалла на тихоокеанское побережье. Мне оченьхотелось побыстрее разобраться в деталях задач, стоявших перед Манхэттенскиминженерным округом, особенно в тех задачах, с которыми я ранее несталкивался. До этого я не интересовался научной стороной проекта, так какдля выполнения моих обязанностей, заключавшихся в оказании помощи Маршаллу ввыборе земельных участков и приобретении оборудования и материалов, это небыло необходимым. Теперь же меня крайне интересовало, в какой степени нашаработа будет основываться на точном знании и в какой -- на догадках игипотезах ученых. Кроме того, я интересовался вопросами обеспечения работматериалами. Информация, которую я получил, меня не обрадовала, а, наоборот, привелав ужас. У меня создалось впечатление, что весь проект основан натеоретических предположениях, а не на доказанных фактах. Но даже если теорияи была правильной, то инженерные трудности могли оказаться неразрешимыми.Очень сложной была проблема сырья, но она беспокоила меня меньше, ибо язнал, что ее в принципе можно преодолеть. Неблагоприятная ситуация с очередностью в снабжении меня также не оченьбеспокоила, так как эту ситуацию можно было изменить: надо было толькодобиться или принятия решения в высших сферах о предоставлении нам высшейкатегории по снабжению, или признания наших работ второстепенными. В тот же день я в сопровождении Николса явился к Бушу, уверенный, чтоон знает о моем назначении. Но в силу какого-то недоразумения он не был обэтом извещен и не имел ни малейшего представления о том, кто я и какое яимею право задавать ему интересовавшие меня вопросы. Меня, со своей стороны, поразило его нежелание разговаривать со мной.Естественно, эта встреча не удовлетворила нас. Сразу же после моего визитаБуш связался со Стайером и только от него узнал о моем назначении.Смирившись с этим, он очень встревожился: я показался ему слишкомагрессивным и нетактичным. Успокоив Буша, Стайер выразил надежду, что имвдвоем удастся скомпенсировать мои недостатки, зато общее дело от такоговыбора только выиграет. Буша эти доводы не убедили, и он направил X. Бэнди, занимавшемуся уСтимсона атомной программой, письмо, в котором изложил свое мнение поинтересующему его вопросу. "Мистер Бэнди! Я говорил с генералом Стайером, так как опасался ненужных разговоров доВашего возвращения. Я считаю, как и раньше, что лучше всего сначала добиться производствакандидата в генералы и лишь затем поручать ему руководство работами. Мои впечатления от генерала Гровса заставляют меня сомневаться вналичии у него достаточного для такой работы такта. С первым Стайер не согласился, но признал грубость кандидата, заметив,что другие его качества с лихвой возмещают этот недостаток. Между прочим, Сомервел уже виделся с генералом Маршаллом по поводукандидатуры Гровса. Я боюсь, не сядем ли мы в галошу. В. Б." Несмотря на такое неудачное начало наших отношений с Бушем, уже наследующий день они улучшились, и мы с ним до сих пор остаемся большимидрузьями. Позднее мы часто смеялись над "галошей". Ни разу в течение всегопериода работ проекта у нас не было разногласий. Я вернулся в мой старый кабинет в управлении строительных работрасстроенным: мне была совершенно непонятна причина, по которой я не смогдобиться благосклонности Буша. Встретив миссис О'Лири, я сообщил о своемновом назначении и предложил ей, если она того пожелает, остаться у меня.Проявив крайнюю недальновидность, я описал ее новую работу спокойной илегкой. Это предсказание оправдалось лишь в первые два дня. Мой и без того длинный рабочий день стал еще длинней, однако моиотлучки из Вашингтона не стали продолжительней. Моя семья жила обычнойжизнью семьи военного того времени, спокойно встречая события и не задаваялишних вопросов. О характере моей работы она узнала лишь через три года, втот день, когда было объявлено об атомной бомбардировке Хиросимы. 19 сентября полковник Маршалл прибыл в Вашингтон и мы обсудили с нимсложившуюся обстановку. "Манхэттенский инженерный округ будетфункционировать как и раньше, а он, -- сообщил я, -- остается главныминженером этого округа". Вскоре, однако, Робинс и Рэйболд были освобожденыот ответственности за проект, и мне пришлось заниматься вопросами, которымираньше занимался Стайер. Вместе с Маршаллом мы снова посетили Буша. На этот раз наша встречапрошла гладко. Он коротко познакомил нас с предысторией проекта, ответив намногие возникшие у меня вопросы и дав много ценных советов. Он рассказал,что военно-морской флот не привлекается к работам проекта в соответствии суказанием президента, добавив, что, по его мнению, -- это большая ошибка.Его обрадовало, как мне показалось, мое предстоящее посещениеисследовательской лаборатории военно-морского флота

Наши рекомендации