Глава 1. вооруженные силы российской федерации как часть системы государственных органов
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Вооруженные Силы Российской Федерации как часть системы государственных органов.
1.1 Вооруженные Силы как политический институт государства…………….5
1.2. Место и роль Вооруженных Сил Российской Федерации в системе органов государственной власти, особенности их взаимоотношений………..9
Глава 2. Полномочия отдельных органов государственной власти по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации.
2.1. Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации…………………………...…17
2.2. Правительство Российской Федерации как высший государственный орган в области руководства Вооруженными Силами РФ…………………………………………………………………………………24
2.3. Федеральное Собрание как высший орган по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации…………………………...…27
Заключение………………………………………………………………...……13
Список использованной литературы………………………………………..….33
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обеспечения безопасности страны от внешних врагов была актуальна всегда, т.к. одним из гарантов благополучия народа и государства являются Вооруженные Силы, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы РФ в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной организацией государства. Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об обороне» и другие законодательные акты наделяют полномочиями в области руководства Вооруженными Силами Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) и Правительство Российской Федерации.
Актуальностью данной работы является то, что в связи современным техническим оснащением армии и флота и повышенной в связи с этим мобильностью армий противника, ведение войны приобретает новый облик, реагирование на угрозу нападение должно быть мгновенным и в кратчайшие сроки, для этого приказы и директивы высших органов государственной власти должны своевременно поступить в войска и между этими органами не должно возникнуть недопонимания применительно компетенции каждого в вопросах руководства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Также являясь отдельным институтом государственный власти Вооруженные Силы постоянно взаимодействуют с другими институтами государства, регулирование данных отношений является одной из важных особенностей государства, так армия и государство взаимно влияют друг на друга.
Объектом изучения данной курсовой работы является совокупность отношений, возникающих в результате деятельности высших органов государственно власти по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации.
Предметом изучения данной курсовой работы является современное законодательство, нормативные правовые акты, устанавливающие компетенцию высших органов государственной власти в области руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.
Цель курсовой работы — изучение полномочий высших органов государственной власти в области руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.
Исходя из цели, при написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть Вооруженные Силы как политический институт государства;
- исследовать место и роль Вооруженных Сил Российской Федерации в системе органов государственной власти, особенности их взаимоотношений
- изучить полномочия Президента РФ в области руководства ВС РФ;
- изучить полномочия Правительства РФ в области руководства ВС РФ;
- изучить полномочия Федерального Собрания РФ в области руководства ВС РФ.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.
ГЛАВА 1. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РУКОВОДСТВУ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Собрание как высший орган по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание -это парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы[25].
Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет руководство Вооруженными Силами на основе Конституции Российской Федерации, на положения Федерального закона «Об обороне».
Согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание — законодательный орган Российской Федерации. Это означает, что только Федеральное Собрание вправе, в соответствии со ст. 105 и 108 Конституции Российской Федерации, принимать федеральные конституционные и федеральные законы, а также определять в законе основания и порядок наделения органов исполнительной власти полномочиями на принятие нормативно правовых актов, равных по юридической силе законам[26].
Согласно п. б ч.1 ст. 102 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 4 Закона «О военном положении» Совет Федерации утверждает указ Президента о введении военного положения. Таким образом, данное полномочие относится к исключительному введению Совета Федерации. Президент в случае агрессии против Российской Федерации, непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Конституционной обязанностью Президента является незамедлительное сообщение об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Если сообщение в Государственную Думу носит уведомительный характер, то Совет Федерации утверждает введение военного положения Президентом. Это непосредственно является руководством Вооруженными Силами, т.к. с перехода страны на этот режим много меняется в Вооруженных Силах в сторону усиления и подготовке к ведению боевых действий[27].
В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Решение этого вопроса начинается с момента получения обращения Президента Российской Федерации Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по международным делам для подготовки заключений[28].
Вооруженные Силы используются за пределами страны в операциях по поддержанию мира и в других случаях, предусмотренных Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений РФ, либо на основании двусторонних или многосторонних международных договоров и не являющихся согласно Уставу ООН принудительными действиями, т.е. миротворческая деятельность; а также в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии.
Следует подчеркнуть, что Российская Федерация как суверенное государство самостоятельно и с учетом ее обязательств по Уставу ООН и международным договорам определяет в каждом случае целесообразность участия в миротворческой деятельности. В состав участников миротворческих операций включаются как военный, так и гражданский персонал. Действие указанного Федерального закона не распространяется на порядок использования Вооруженных Сил РФ при осуществлении неотъемлемого права России на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
Решение о направлении за пределы территории РФ военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом, который определяет их район действия, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены, а также устанавливает в соответствии с законодательством дополнительные гарантии и компенсации указанным военнослужащим и членам их семей. Все эти решения принимаются на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ. Данное постановление принимается Советом Федерации на основании п. "г" ч. 1 ст. 102 Конституции.
Президентом, согласно закону, принимается решение об отзыве указанных воинских формирований, если в связи с изменением международной военно-политической обстановки дальнейшее их участие в миротворческой деятельности становится нецелесообразным. О принятом решении Президент информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
В Определении КС РФ от 04.12.1995 N 115-О рассмотрено соотношение конституционных положений, сформулированных в п. "г" ч. 1 ст. 102 и п. "г" ст. 106 Конституции. Заявитель полагал, что если Совет Федерации дал согласие на ратификацию международного договора, предусматривающего возможность использования Вооруженных Сил за пределами территории России, то тем самым он использовал свое полномочие, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 102 Конституции. Конституционный Суд пришел к выводу, что рассмотрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона о ратификации любого международного договора, в том числе о применении Вооруженных Сил, является обязательным вне зависимости от того, было или не было принято предварительное постановление Советом Федерации об использовании Вооруженных Сил за пределами страны[29].
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что Федеральное Собрание Российской Федерации является одним из высших органов власти по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации, это следует из его полномочий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать вывод, что цели данной курсовой работы достигнуты и поставленные задачи выполнены. Являясь важным государственным институтом, вооруженные силы участвуют в реализации целей и задач военной политики государства в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.
Вооруженные силы занимают особое место в системе государственной власти в процессе становления нового мирового порядка, новой российской государственности и российского общества. Взаимоотношение системы государственной власти и вооруженных сил затрагивает одну из важнейших проблем государственной политики, от решения которой зависят характер развития общества, устойчивость государственного строя и специфика властных отношений, что непосредственно связано со строительством в России правового демократического государства и гражданского общества.
Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооружённой защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооружённых Сил России и их готовность защитить своё государство и свой народ.
Федеральное Собрание Российской Федерации является одним из высших органов власти по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации, это следует из его полномочий. На нем лежит одна из важнейших вопросов по руководству Вооруженными Силами, это вопрос возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Если подвести итог всему вышесказанному, то получается что полномочий у Правительства Российской Федерации в области руководства Вооруженными Силами не велики, т.к. Правительство непосредственно воздействовать на Вооруженные Силы не может, а делает это через Министерство обороны. А также Правительство РФ решает вопрос утверждения кандидатуры нового Министра обороны.
Из всего вышесказанного следует сделать такой вывод: Вооруженные Силы Российской Федерации – государственный орган Российской Федерации, имеющий монополию на использование вооруженного насилия среди других организаций РФ, как на территории РФ так и за его пределами, но только имея на это законные основания. Согласно Конституции Российской Федерации и Закона «Об обороне», на отдачу таких распоряжений Вооруженным Силам имеют только высшие органы государственной власти в лице Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2016).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2016).
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2016).
4. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.12.2016).
5. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об оружии". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2016).
6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33 – СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.04.2016).
7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.1995 N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о толковании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.04.2016).
Учебно-справочная литература:
8. Армия в системе государственной власти современной России. Комутков С.В. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., С. 317.
9. Политология военного управления: учебное пособие. / Бельков О.А. - М.: ВУ, 2008 г. С. 453.
10. Какая армия нам нужна ?// Россия в глобальной политике. Арбатов А.Н. – 2004 г., № 1. С. 224.
11. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньвой. — М., 1985—1988. Т. 3. — С. 739; Т. 4 — С. 897.
12. Военный энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 866.
13. Комментарий к Федеральному закону «Об обороне». — М.: «За права военнослужащих», 2002. — С. 336.
14. Правовые основы строительства Вооруженных Сил СССР. / Романов П.И. — М., 1958. — С. 208.
15. Военная администрация: учебник. Корякин В.М. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2015. — Вып. 141. — С. 416.
[1] Комутков С.В. Армия в системе государственной власти современной России. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., С. 28.
[2] Комутков С.В. Армия в системе государственной власти современной России. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., С. 32.
[3] Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об оружии".
[4] Комутков С.В. Армия в системе государственной власти современной России. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., С. 39 — 40.
[5] Бельков О.А. Политология военного управления: учебное пособие. - М.: ВУ, 2008 г. С. 153.
[6] Там же.
[7] Арбатов А.Н. Какая армия нам нужна ?// Россия в глобальной политике. – 2004 г., № 1. С. 24.
[8] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[9] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[10] Под ред. А.П. Евгеньвой. Словарь русского языка: В 4-х т. — М., 1985—1988. Т. 3. — С. 739; Т. 4 — С. 506—507.
[11] Военный энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 643, 766.
[12] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[13] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[14] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
[15] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[16] Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обороне".
[17] Комментарий к Федеральному закону «Об обороне». — М.: «За права военнослужащих», 2002. — С. 97.
[18] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
[19] Романов П.И. Правовые основы строительства Вооруженных Сил СССР. — М., 1958. — С. 68.
[20] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) "О Правительстве Российской Федерации".
[21] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
[22] Корякин В.М. Военная администрация: учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2015. — Вып. 141. — С. 46.
[23] Комментарий к Федеральному закону «Об обороне». — М.: «За права военнослужащих», 2002. — С. 95.
[24] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) "О Правительстве Российской Федерации".
[25] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
[26] Там же.
[27] Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении".
[28] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33 – СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
[29] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.1995 N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о толковании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации».
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Вооруженные Силы Российской Федерации как часть системы государственных органов.
1.1 Вооруженные Силы как политический институт государства…………….5
1.2. Место и роль Вооруженных Сил Российской Федерации в системе органов государственной власти, особенности их взаимоотношений………..9
Глава 2. Полномочия отдельных органов государственной власти по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации.
2.1. Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации…………………………...…17
2.2. Правительство Российской Федерации как высший государственный орган в области руководства Вооруженными Силами РФ…………………………………………………………………………………24
2.3. Федеральное Собрание как высший орган по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации…………………………...…27
Заключение………………………………………………………………...……13
Список использованной литературы………………………………………..….33
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обеспечения безопасности страны от внешних врагов была актуальна всегда, т.к. одним из гарантов благополучия народа и государства являются Вооруженные Силы, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы РФ в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной организацией государства. Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об обороне» и другие законодательные акты наделяют полномочиями в области руководства Вооруженными Силами Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) и Правительство Российской Федерации.
Актуальностью данной работы является то, что в связи современным техническим оснащением армии и флота и повышенной в связи с этим мобильностью армий противника, ведение войны приобретает новый облик, реагирование на угрозу нападение должно быть мгновенным и в кратчайшие сроки, для этого приказы и директивы высших органов государственной власти должны своевременно поступить в войска и между этими органами не должно возникнуть недопонимания применительно компетенции каждого в вопросах руководства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Также являясь отдельным институтом государственный власти Вооруженные Силы постоянно взаимодействуют с другими институтами государства, регулирование данных отношений является одной из важных особенностей государства, так армия и государство взаимно влияют друг на друга.
Объектом изучения данной курсовой работы является совокупность отношений, возникающих в результате деятельности высших органов государственно власти по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации.
Предметом изучения данной курсовой работы является современное законодательство, нормативные правовые акты, устанавливающие компетенцию высших органов государственной власти в области руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.
Цель курсовой работы — изучение полномочий высших органов государственной власти в области руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.
Исходя из цели, при написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть Вооруженные Силы как политический институт государства;
- исследовать место и роль Вооруженных Сил Российской Федерации в системе органов государственной власти, особенности их взаимоотношений
- изучить полномочия Президента РФ в области руководства ВС РФ;
- изучить полномочия Правительства РФ в области руководства ВС РФ;
- изучить полномочия Федерального Собрания РФ в области руководства ВС РФ.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.
ГЛАВА 1. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ