Некоторые факторы, влияющие на организацию эффективного взаимодействия

Практика показывает, что ни один руководитель самостоятельного подразде­ления спецслужбы фактически не заинтересован в организации полного вза­имодействия (особенно по вертикали), главным образом, по следующим при­чинам:

- несовпадение интересов оперативных подразделений затрудняет осуществление своевременного обмена актуальной и достоверной информацией, поскольку это неизбежно будет высвечивать слабые места и недоработки в организации деятельности конкретного подразделения, демонстрируя этим чей-то (как руководителей, так и сотрудников) низкий уровень профессионализма и компетентности, а значит, и неспособность успешно решать в полном объеме поставленные руководством спецслужбы оперативные задачи;

- неспособность подразделения в ходе конкретного взаимодействия решать оставленные задачи означает для его руководства риск, как минимум, разобла­чения желательной и поддерживаемой версии достоверности того, что «ситуа­ция на участке оперативного слежения подразделением полностью контро­лируется»;

- неизбежная потеря подразделением, получившим по делу первичную ин­формацию, на завершающей стадии реализации совместного оперативного ме­роприятия права решающего голоса, которое по объективным законам взаимо­действия переходит к головному, более высокому в иерархии спецслужб под­разделению, имеющему возможность напрямую докладывать руководству ведомства существо вопроса в своей интерпретации.

В этой же плоскости самостоятельно должен быть рассмотрен и такой фак­тор, когда уровни организации обеспечения безопасности подразделяются на государственный и частный, по аналогии с государственным и частным правом, государственной, военной и коммерческой тайной.

Практика подсказывает, что любая форма взаимодействия, основанного не на принципе добровольности, неизбежно вызывает психологический дискомфорт у руководителей и сотрудников спецслужб, провоцирует столкновение интересов, конкурентность, конфликтность, нездоровый дух соперничества.

Вся деятельность по организации оперативного взаимодействия, прежде всего, должна быть сориентирована на цели и задачи, реализация которых намече­на в высшем эшелоне государственного и ведомственного руководства. Только в этом случае этот процесс становится тем средством, которое позволяет обеспе­чивать успешное управление координацией деятельностью спецслужб на госу­дарственном уровне.

Важным является принцип «свободы изложения собственной точки зрения», который предполагает свободу руководителя или сотрудника конкретного оперативного подразделения в процессе разработки объекта заинтересованности стремиться к установлению истины, не подвергаясь при этом воздействию различных влияний, включая предпочтения коллег и превалирующие политические взгляды и жесткие схемы. Данный принцип предполагает необходимость свободы в высказывании своих точек зрения, без «цензуры» со стороны вышестоящего руководства, за исключением тех случаев, когда речь идет о защите секретных источников и специфических методов оперативной деятельности.

Здесь же следует упомянуть о «самостоятельности мнения». Слишком часто точка зрения несогласных с той или иной общей оценкой оперативной обстановки оказывается единственно правильной. Руководитель оперативного подраз­деления в рамках процесса взаимодействия должен располагать правом до кон­ца придерживаться своей точки зрения в форме особого мнения.

Принципы взаимодействия должны органически вписываться в известные принципы обеспечения безопасности, к которым относятся следующие:

1. Законность (разработка мер безопасности на основе норм российского и международного права в пределах определенных концепцией безопасности с применением всех дозволяемых законом методов и средств обнаружения и пре­сечения правонарушений в сфере безопасности).

2. Экономическая целесообразность (материальные затраты на проводимые мероприятия не должны превышать экономический эффект от их проведения, т.е. соответствие производимых затрат и достигаемых результатов).

3. Программно-целевое планирование (обеспечение безопасности осуществ­ляется на основе комплексных программ и разрабатываемых в целях их реали­зации планов конкретных мероприятий).

4. Самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности.

5. Специализация и профессионализм (кадровый состав должен специали­зироваться по направлениям комплексного обеспечения безопасности, поддер­живая высокий профессиональный уровень).

6. Научная организация труда.

7. Конспирация.

Наши рекомендации