Управление текущей продукции и обеспечения аналитической работы.

Занимается выпуском информационных материалов директората, а также карт, схем и графиков, которые используются в отчетах и брифингах ЦРУ.

В ведении управления находится оперативный центр ЦРУ, который кругло­суточно анализирует информацию с целью выявления признаков назревания кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности США.

Управление научных исследований и исследований в области вооруже­ний. Анализирует технические аспекты вооружений и космических систем дру­гих стран, а также осуществляет анализ информации по ядреному оружию, ядер­ной энергии, системам оружия тактического и общего назначения, наступатель­ным оборонительным стратегическим системам оружия, средствам ПВО, политики в области научно-технического прогресса и др.

Управление глобальных проблем. Занимается анализом экономических, географических и технологических проблем в международном масштабе.

Управление информационных ресурсов. Осуществляет информационно-справочные функции, располагает большими массивами информации, широко использует ЭВМ для хранения, поиска и рассылки информации.

Управление анализа информации об иностранных лидерах. Анализирует соответствующую информацию, дает характеристики иностранным политичес­ким лидерам и организациям.

А также имеются:

- Отдел обеспечения руководства и аналитической работы;

- Отдел подготовки заданий и оценок;

-Отдел по контролю за вооружением.

Административный директорат. Занимается вопросами подбора кад­ров для работы в ЦРУ, подготовкой и переподготовкой кадров, обеспечивает безопасность персонала и объектов ЦРУ, осуществляет шифросвязь с резидентурами, финансовое, медицинское и хозяйственное обслуживание, разрабатыва­ет и эксплуатирует электронные системы хранения и поиска информации.

В директорат входят девять управлений: Управление кадров, Управление подготовки и переподготовки кадров, Управление безопасности, Финансовое управление, Управление хранения и поиска информации, Управление компью­терной техники, Управление связи, Медицинское управление, Хозяйственное управление.

Директорат планирования занимается планированием и координацией дея­тельности разведки, отслеживанием новых потребностей в разведывательной информации в связи с «бурными изменениями, происходящими в мире, и необ­ходимостью оперативного реагирования на них».

Особое внимание в работе ЦРУ обращается также на добывание экономи­ческой информации и защиту коммерческих тайн американских фирм от зару­бежных конкурентов.

Кроме директоратов, в структуру ЦРУ входят:

Отдел главного юрисконсульта. Возглавляется главным юрисконсультом. Сотрудники отдела дают консультации и следят за соблюдением конституции и законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций.

Главный юрисконсульт может обращаться непосредственно в Совет по над­зору за деятельностью разведки, если сочтет, что какое-либо подразделение ЦРУ нарушает законы.

Отдел генерального инспектора. Генеральный инспектор назначается пре­зидентом США и утверждается сенатом. Он подотчетен президенту США и конгрессу, но обязан согласовывать свою деятельность с директором ЦРУ. Отдел имеет собственный бюджет и автономный (в рамках ЦРУ) кадровый аппа­рат, проводит проверки и расследования работы подразделений ЦРУ, рассмат­ривает жалобы сотрудников.

Отдел финансового ревизора. Контролирует всю финансовую деятель­ность ЦРУ.

В структуру ЦРУ также входят: Секретариат, Финансово-плановый отдел, Отдел истории ЦРУ, Отдел шифрсвязи и Совет по рассмотрению публикаций о ЦРУ.

Руководство ЦРУ придает очень большое значение вопросам гласности о деятельности американской разведки, исходя из того, что такая гласность спо­собствует повышению авторитета спецслужб и оправданию в глазах обществен­ного мнения их миллиардных расходов.

При этом особое внимание обращается на взаимоотношения со средствами массовой информации и с конгрессом. Именно с этой целью в структуре ЦРУ созданы:

Управление по связи с общественностью, или пресс-служба ЦРУ. Ос­новная функция — поддержание контактов с общественными организациями и средствами массовой информации, организация встреч представителей прессы, научных и деловых кругов с сотрудниками ЦРУ, распространение несекретных материалов ЦРУ, выступление от лица разведки с официальными заявлениями.

Управление по связи с законодательными органами. Отвечает за связь ЦРУ с конгрессом, особое внимание уделяет в своей работе контактам с комис­сиями по разведке сената и палаты представителей, готовит ответы на запросы конгрессменов, организует для них посещение объектов ЦРУ и выступления перед ними сотрудников разведки, следит за регулярными направлениями в конгресс информационных документов ЦРУ.

Основными подразделениями американской разведки за рубежом являются резидентуры.

***

Пренебрежение разведывательной информацией нередко кроется в отсут­ствии политической культуры государственного деятеля, его подготовленности увязывать в политических технологиях данные спецслужб, выстраивать моза­ичную картину по крупинкам, кусочкам, фрагментам информации от различ­ных ведомств и служб, информации, получаемой от открытых и закрытых источников.

Разведка и контрразведка работают постоянно в так называемом боевом режиме в отличие от чисто военных, армейских, флотских и иных структур. Даже режим боевого дежурства в армии — это режим ожидания, но не действия, тогда как в разведке и контрразведке постоянное действие, есть необходимое обязательное условие выживания государства.

Будучи в эмиграции, один из видных руководителей военной разведки в на­чале XX века генерал-майор Генерального штаба России Николай Степанович Батюшин в своей книге «Тайная военная разведка и борьба с ней», вышедшей в свет в Софии в 1939 году, (в основу книги легли лекции Н.С. Батюшина, прочитанные на Высших военно-научных курсах в Белграде в 1933 — 1938 годах) отмечал, что главная причина военных поражений русской армии в Первой ми­ровой войне кроется в недооценке на верхах разведки и контрразведки как могучего средства в руках командования. Батюшин пишет, что «в результате этого небрежения всю... войну мы вели вслепую... блестящий опыт тайной разведки мирного времени был сведен почти на нет во время... войны».

Аналогичным образом складывалось положение и в контрразведке, которой никто из высших военных органов не интересовался совсем, и она потому ве­лась бессистемно... спустя рукава».

Вывод Н.С. Батюшина: «Мы заплатили сотнями тысяч жизней, миллиона­ми денег и даже существованием самого государства» за игнорирование, ман­кирование политическим и военным руководством страны разведкой и контр­разведкой.

Уже упоминавшийся выше известный и авторитетный руководитель фран­цузской внешнеполитической разведки 70-х годов XX века Александр де Маранш, подчеркивая сравнимость и разновеличие политика и государственного деятеля, отмечал — политик не любит плохих новостей — только хорошие; если он будет преподносить народу, то есть избирателям, только плохое, то за него не будут голосовать. Государственный деятель же хочет и должен знать все.

Закономерности тем и отличаются от случайностей и совпадений, что имеют свойство объективно проявляться в разное время, различных условиях, в при­сутствии разных людей.

Спецслужбы, являясь ключевыми звеньями, сосудами, или, пользуясь образ­ным выражением 3. Бжезинского, ключевыми заслонками или замками в систе­ме государственного контроля, нацеливались на контроль и формирование бла­гоприятной для политической элиты международной и внутриполитической об­становки на жизненно важных для государства (или стоящих «за», «над» государством ТНК, олигархических, надправительственных групп, группировок) участках, сферах, секторах политики, экономики, идеологии, науки.

Контроль в подобных сферах, разумеется, осуществляется явно, через так называемые институты государственной власти. Функции спецслужб — дубли­рование подобного контроля, но тайное, в том числе и контроль за официальны­ми контролерами — институтами государственной и иной видимой власти, с использованием тайных, присущих только спецслужбам соответствующих форм и методов, приемов, владение которыми и применение которых требует особого искусства.

Это только на поверхностный взгляд кажется, что методика спецслужб все­ядна, всеподпускающа; тысячелетнее наличие описанных еще Сунь-Цзы мето­дов ведения разведки не должно вводить в заблуждение обманчивой легкостью овладения ими и применения их. Это оружие обоюдоострое, оборачивающееся в случае неквалифицированного применения против того, кто на данный момент этим оружием владеет.

Разведка выражается языком истинным, показывает без камуфляжа реальное положение вещей. В камуфляж облекается истина политиками, дипломатами; ясное, действительное становится завуалированным.

Джордж Буш-старший в бытность директором ЦРУ как-то сказал: «Чем крепче обнимаются руководители двух стран, тем точнее спецслужбы этих стран должны знать, что держит за спиной партнер — кинжал или оливковую ветвь».

В своих мемуарах Павел Судоплатов вспоминает о том, как нарком НКВД Берия в 1938 году разъяснял руководству иностранного отдела основные направления государственных интересов СССР в тайных взаимоотношениях со странами Запада. «Его высказывания резко контрастировали с официаль­но провозглашенными на XVIII съезда ВКП(б) целями советской внешней политики».

***

Слабые спецслужбы представляют опасность для государства, вносят разлад в систему государственного механизма, торпедируют государственный корабль. Характерные результаты деятельности или, точнее говоря, бездеятельности сла­бых спецслужб:

- неспособность осуществлять сбор информации;

- неспособность осуществлять качественный анализ имеющихся материалов;

- нечеткое согласование с руководством государства общенациональных внеш­неполитических интересов и усилий (несвоевременные вмешательства во внут­ренние дела стран-партнеров, нарушения прав человека и пр.);

- расшифровка внешнеполитических акций разведки в результате измен со­трудников спецслужб и провалов спецопераций.

Наши рекомендации