Л.Н.Толстой повесть «Детство»

Толстой описывает взросление дворянского мальчика. Великий писатель показывает, как происходит становление личности и характера.

Роли учителя в жизни человека

В. Распутин «Уроки французского»

Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

Б. Васильев «Летят мои кони…»

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.

Завышенная оценка своих возможностей

«Слово о полку Игореве»

Игорь кроме защиты Отечества хотел себе славы

Толстой «Война и мир»

Князь Андрей во время первой компании шел завоевывать свой тулон

Ответственность за свои поступки

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Анатоль Курагин не думает о последствиях, когда зовет с собой Наташу Ростову

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Аксинья и Гриша не думают о том, что будет с семьей Григория

Ответственность человека за жизни окружающих

Н. Толстой. «Война и мир».

Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.

А. Куприн. «Чудесный доктор».

Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

Самоотверженная преданность своему делу

Толстой «Война и мир»

Старый князь небезразличен к судьбе страны, умирает со словами о России

Тургенев «Отцы и дети»

Базаров говорит о пользе науки

Значимость труда

М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор».

Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

Наука и общество

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством. Чацкий

страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой. Тяга к науке, к развитию у человека неистребима.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Базаров занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает

вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. "Нигилизм", по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.

Прогресс и общество

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

Е.И.Замятин «Мы»

В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации,

основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что

научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.

Последствия научных открытий

М. Булгаков, «Собачье сердце»

Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" – это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

М.Булгаков «Роковые яйца»

Профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов,

которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа

мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.

Познание

И.А. Гончаров,«Обломов»

Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Самопознание

Шукшин «Чудик»

Человек рассеянный, может показаться невоспитанным. А то, что побуждает его совершать

странные поступки, — мотивы положительные, некорыстные. Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни “прав, кто умнее”? И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает

Гончаров. Образ Обломова.

Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

Человек и история

Наши рекомендации