Л.Н.Толстой повесть «Детство»
Толстой описывает взросление дворянского мальчика. Великий писатель показывает, как происходит становление личности и характера.
Роли учителя в жизни человека
В. Распутин «Уроки французского»
Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
Б. Васильев «Летят мои кони…»
Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
Завышенная оценка своих возможностей
«Слово о полку Игореве»
Игорь кроме защиты Отечества хотел себе славы
Толстой «Война и мир»
Князь Андрей во время первой компании шел завоевывать свой тулон
Ответственность за свои поступки
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Анатоль Курагин не думает о последствиях, когда зовет с собой Наташу Ростову
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
Аксинья и Гриша не думают о том, что будет с семьей Григория
Ответственность человека за жизни окружающих
Н. Толстой. «Война и мир».
Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
А. Куприн. «Чудесный доктор».
Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.
Самоотверженная преданность своему делу
Толстой «Война и мир»
Старый князь небезразличен к судьбе страны, умирает со словами о России
Тургенев «Отцы и дети»
Базаров говорит о пользе науки
Значимость труда
М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Наука и общество
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством. Чацкий
страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой. Тяга к науке, к развитию у человека неистребима.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Базаров занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает
вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. "Нигилизм", по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.
Прогресс и общество
М. Булгаков. «Собачье сердце»
Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
Е.И.Замятин «Мы»
В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации,
основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что
научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.
Последствия научных открытий
М. Булгаков, «Собачье сердце»
Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" – это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
М.Булгаков «Роковые яйца»
Профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов,
которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа
мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.
Познание
И.А. Гончаров,«Обломов»
Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
Самопознание
Шукшин «Чудик»
Человек рассеянный, может показаться невоспитанным. А то, что побуждает его совершать
странные поступки, — мотивы положительные, некорыстные. Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни “прав, кто умнее”? И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает
Гончаров. Образ Обломова.
Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
Человек и история