Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения
329. Войска в исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации могут привлекаться к обеспечению режима чрезвычайного положения для выполнения следующих задач:
а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей природной среды;
в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
330. Привлечение воинских частей гарнизона к решению задач по обеспечению режима чрезвычайного положения осуществляется приказом (распоряжением) командующего войсками военного округа или начальника гарнизона, отданных во исполнение распоряжения вышестоящего начальника.
331. Командирам воинских частей, выделенных для обеспечения режима чрезвычайного положения, начальник гарнизона (командир соединения), в части, их касающейся, доводит: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, и границы территории, на которой оно вводится; силы и средства, обеспечивающие его режим перечень чрезвычайных
мер и пределы их действий; государственные органы (органы военного управления, должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; время вступления в силу указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, а также срок его действия.
При постановке задачи воинским частям начальник гарнизона (командир соединения) указывает:
- задачи, из числа указанных в ст. 329 настоящего Устава, для выполнения которых привлекается каждая воинская часть;
- командира (начальника), коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, или полномочного представителя объединенного оперативного штаба (временного специального органа управления либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение), чьи распоряжения (указания) по обеспечению режима чрезвычайного положения обязательны для воинских частей;
- придаваемые силы и средства;
- с какими подразделениями (частями) других войск, воинских формирований, органов, а также подразделениями органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов безопасности, службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов предстоит взаимодействовать;
- перечень чрезвычайных мер, предусмотренных для обеспечения режима чрезвычайного положения, пределы их действий и порядок специальной подготовки личного состава к их применению;
- вооружение, в том числе специальные средства и технику;
- способ и порядок передвижения в район, назначенный для обеспечения режима чрезвычайного положения;
- порядок организации управления, морально-психологического, технического и тылового обеспечения;
- меры, необходимые для обеспечения безопасности военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, поддержания боевой готовности воинских частей (подразделений), находящихся в местах постоянной дислокации;
- срок выполнения поставленной задачи.
332. С введением чрезвычайного положения и после получения задач для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации и выработки предложений по ее нормализации могут направляться оперативные группы.
В случае действий войск в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, специально подготовленные воинские части и подразделения, пожарные команды воинских частей гарнизона привлекаются к выполнению мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения в первоочередном порядке в соответствии со своим предназначением.
333. Командир воинской части на основании задачи, поставленной начальником гарнизона (командиром соединения), и указаний (распоряжения) коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, или полномочного представителя объединенного оперативного штаба уточняет вопросы взаимодействия с другими привлекаемыми силами и средствами, органами государственной власти (органами местного самоуправления) и организует выполнение мер по обеспечению режима чрезвычайного положения. При этом он руководствуется соответствующим Положением (Инструкцией), утвержденным министром обороны Российской Федерации.
334.При выполнении задач, указанных в пунктах ”а” - ”г” ст. 329 настоящего Устава, на военнослужащих распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий правовой и социальной защиты.
Меры, применяемые военнослужащими в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения и соответствовать международным обязательствам Российской Федерации в области прав человека.
335. Военнослужащие, привлекаемые к выполнению задач, указанных в пунктах ”а” - ”г” ст. 329 настоящего Устава, должны иметь специальную подготовку пройти проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств, вооружения, боевой и специальной техники, и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
336. Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащими, а также превышение командирами воинских частей и подразделений, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных федеральным законодательством гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
337. Командиром воинской части отдается письменный приказ о привлечении воинской части к обеспечению режима чрезвычайного положения, а штабом организуется персональный учет военнослужащих, участвующих в выполнении этой задачи.