Нравственный урок, воспитание
-Так, В. Астафьев рассказ “Конь с розовой гривой”, в котором мальчик обманул бабушку и не собрал ягоду. Однако она всё равно купила ему “пряник конём”, что послужило внуку нравственным уроком. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.
Проблема одиночества
-Так, в рассказе А.Солженицына “Матрёнин двор” главная героиня потеряла мужа на войне и не имела детей. Но непреодолимое желание заботиться о ком – либо не оставляло её, поэтому она взяла на воспитание Киру – дочь Фаддея.
Нравственные ценности
-Так, в повести В.Распутина “Деньги для Марии” выразилась основная идея писателя – торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия.
Тема материнства, заботы о близких
-Так, в романе М.Шолохова “Тихий Дон” представлен образ Ильиничны, которая олицетворяет собой идею материнства. Она является хранительницей домашнего очага, дарит близким своё душевное тепло.
Военная тема
-Так, М.Шолохов в романе “Тихий Дон” показал в полную силу “чудовищную нелепицу войны”. На примере судьбы Григория Мелехова мы видим, насколько опустошённым становится человек, переживший страшные годы испытаний.
-Так, фраза “ради жизни на земле” из поэмы А.Твардовского “Василий Тёркин” отражает настроение многих, кто воевал за победу в годы Великой Отечественной. Наши прадеды жертвовали собой, думая о будущем своей страны.
О смысле жизни
-Одним из известнейших стихотворений М.Ю.Лермонтова является “Парус”. За образом паруса подразумевается человек духовно свободный, романтик, в постоянном поиске смысла жизни.
-А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться. А.С.Пушкин - смысл жизни - писать рассказы - сколько раз его отправляли в ссылку, но он не сдавался, а наоборот это вдохновляло его.
Проблема утраты нравственных ценностей
-Так, в повести Н.Гоголя “Портрет” представлен образ Андрея Петровича Черткова, на примере которого показана душевная деградация человека, оказавшегося во власти денег.
Если будет текст о Чехове или о нравственных ценностях
-Так, из очерка М.Горького “Чехов” мы узнаём о том, что Чехов был человеком, который постоянно вёл работу над собой. Его отличительными чертами являлись также искренность и забота об окружающих.
-Так, Л.Толстой в романе “Война и мир” показал лжепатриотизм отдельных офицеров, для которых война – удобное средство продвижения по службе. Трусость, лживость, равнодушие к общему делу являются их истинными чертами характера.
О детстве
-Так, Л.Н.Толстой называл детство “счастливой, невозвратимой порой”. Именно в этот период жизни человек учится любить окружающий мир, познаёт себя сам.
Проблема нравственности
-Так, для Родиона Раскольникова, героя романа Ф.Достоевского “Преступление и наказание”, наказание приходит гораздо раньше, нежели состоялся суд над героем. Совершив убийство, он испытывает страшнейшие душевные муки, раскаивается в содеянном.
Виталий Закруткин – Матерь человеческая, М.Булгаков МиМ, Собачье Сердце
Книги. Ценность книги определяется не тем, сколько человек её прочтёт.<…> У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия. – “Священная книга оборотня” Виктор Пелевин.
Невольно вспоминается жизнь Максима Горького, который не имел возможности учиться в университете, но считался одним из образованнейших людей своего времени. Этого он достиг, благодаря тем «правильным» книгам, что умело подбирал для себя всю жизнь.
Искусство: А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.
Сострадание: Астафьев «Людочка»В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки.
Воспитание В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика Володи. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
- Д.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.
СчастьеА.Солженицын 1 день ивана денисовича
Отци и дети. И С. Тургенев. «Отцы и дети».Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.
Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. Н.В. Гоголь «Мертвые души» Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.