Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
Методы воспитания:
1.Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- целенаправленное наблюдение за военнослужащими;
- изучение личности по документам;
- биографический метод;
- анализ практической деятельности военнослужащих;
- изучение и анализ независимых характеристик;
- тестирование;
- письменные и устные опросы;
- индивидуальные (групповые) беседы.
2.Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- убеждение;
- пример;
- упражнение;
- включение воинов в различные виды деятельности (соревнование);
- поощрение;
- критика и самокритика;
- принуждение.
3.Методы профилактики и перевоспитания:
- переучивание;
- переубеждение;
- "разрыв нежелательных контактов";
- критика и самокритика;
- самоисправление.
Эти методы реализуются в Формах воспитательной работы:
- индивидуальные и коллективные беседы;
- различные виды информирования личного состава;
- лекции, беседы, вечера вопросов и ответов;
- собрания и совещания с различными категориями военнослужащих;
- пропаганда передового опыта;
- научно-практические конференции;
- тематические вечера, диспуты, викторины, "круглые столы";
- встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;
- экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;
- проведение Дней защитника Отечества, мужества, призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;
- работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;
- занятия в музеях, комнатах боевой славы войсковых частей и соединений;
- осуществление рекламы службы в ВС РФ.
Воспитательные средства:
- различные виды воинской деятельности в части (подразделении);
- моральное и материальное стимулирование;
- технические средства;
- информационные средства;
- педагогическая среда и ее приметы.
Управление системой воспитания.
На всех уровнях организации и методики воспитания военнослужащих его субъекты выполняют две взаимосвязанные функции - воспитательную и управленческую. Деятельности должностных лиц частей и подразделений в большей степени присуща воспитательная функция, а для деятельности должностных лиц высшего звена характерна управленческая функция.
Эффективность управления системой воспитания достигается:
- морально-психологическим обеспечением, которое организуется в целях поддержания высокого морального духа и морально-психологического состояния личного состава, дисциплины, правопорядка и сплоченности воинских коллективов, противодействия психологическому воздействию противника;
- информационным обеспечением, которое осуществляется в целях всестороннего и своевременного информирования военнослужащих ВС РФ по важнейшим проблемам жизни страны и деятельности своих структур;
- правовым обеспечением, которое организуется и проводится в целях формирования у личного состава глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики;
- военно-социальным обеспечением, которое организуется и осуществляется в целях создания социальных условий и гарантий военнослужащим и членам их семей в интересах качественного выполнения военнослужащими многообразных задач повседневной служебно-боевой деятельности;
- культурно-досуговым обеспечением, которое организуется и проводится в целях поддержания и восстановления моральных и физических сил личного состава, его духовной мобилизации на выполнение поставленных задач;
- материально-техническим обеспечением, которое осуществляется в целях создания военнослужащим благоприятных материальных и социально-бытовых условий для выполнения поставленных задач;
- кадровым обеспечением, которое осуществляется в целях совершенствования сложившейся системы комплектования Вооруженных Сил кадрами, выработки единых взглядов и подходов в вопросах подбора, комплектования, обучения и расстановки кадров, способных качественно решать воспитательные задачи.