Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
Занятие №1: «Цели и задачи воспитательной работы в подразделении. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении»
Учебные вопросы:
1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
2. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении.
3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении.
Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
Основные закономерности системы воспитания:
- соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;
- соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру командира (начальника), уровню его культурно-нравственного развития;
- соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;
- соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и
коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;
- соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.
Основные принципы воспитания:
- государственно-патриотическая и профессиональная направленность;
- воспитание в процессе воинской деятельности;
- комплексный подход к воспитанию военнослужащих;
- требовательное и уважительное отношение к воинам при опоре на положительное в личности;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- единство, согласованность и преемственность в воспитании.
Содержание системы воспитания.
Содержание воспитания личного состава армии и флота включает в себя следующие направления:
- государственно-патриотическое;
- воинское;
- нравственное;
- правовое;
- экономическое;
- эстетическое;
- физическое;
- экологическое.
Государственно-патриотическое воспитание личного состава направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.
Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:
- разрешение противоречий процесса формирования гражданина патриота с учетом условий современного периода российской государственности;
- совершенствование воспитания в духе дружбы народов РФ;
- воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил:
К традициям относятся:
- преданность к Родине и любовь к ней (патриотизм);
- постоянная готовность к защите Отечества;
- верность воинской присяге, воинскому долгу;
- верность войсковому товариществу;
- уважение к командиру и защита его в бою;
- верность Боевому Знамени.
В России знамена частей и кораблей были введены Петром I. Он определил их размеры, оформление, ввел присягу под знаменем. Служить знаменам было определено в течении пяти лет. Павел I указал служить знаменам бессрочно.
- творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.
Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах их подготовки как вооруженных защитников Отечества.
Основными путями воинского воспитания являются:
- осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;
- соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);
- обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;
- моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;
- обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;
- использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов;
Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств.
Основными путями нравственного воспитания являются:
- вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их
профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;
- стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;
- обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;
- целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
- применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;
- анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов.
Правовое воспитание представляет собой целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.
Основными путями правового воспитания являются:
- организация и содержание правовой пропаганды;
повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
- мобилизация личного состава на активное участие в правом воспитательном процессе;
- обобщение и распространение передового правового опыта;
- контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.
Экономическое воспитание заключается в формировании у них системы экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.
Основными путями экономического воспитания являются:
- создание в войсковых частях школ экономических знаний для
различных категорий военнослужащих в целях проведения экономического обучения;
- формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
- использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;
- пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;
- обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы.
Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира военнослужащих.
Основными путями эстетического воспитания являются:
- формирование эстетического отношения к воинской среде, к субъектам и объектам профессиональной деятельности;
- привитие эстетического отношения к военной форме и снаряжению, знание их истории;
- знакомство с художественно-творческой жизнью армии и флота, их художниками, писателями, композиторами и поэтами;
- приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.
Основными путями физического воспитания являются:
- организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих;
- проведение спортивно-массовых мероприятий;
- организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;
- пропаганда здорового образа жизни;
- популяризация лучших спортивных достижений.
Экологическое воспитание направленно на формирование у военнослужащих экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.
Основными путями экологического воспитания являются:
- разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;
- вовлечение воинов в практические мероприятия по охране природы;
- совершенствования экологического обучения личного состава.
Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.
Цели воспитательной работы:
- формирование и развитие у личного состава качеств и отношений гражданина-патриота.
- развитие духовной составляющей боевого потенциала и военного профессионализма армии, ее использования в интересах укрепления обороноспособности страны;
- формирование развитой и высоконравственной личности защитника Отечества;
- обеспечение осознанного и добросовестного выполнения военнослужащими своего воинского долга.
- воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;
- воспитание каждого военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности или к какому-либо конкретному;
- учет и при необходимости корректировка личностных целей военнослужащих - как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.
Основными задачами системы воспитания являются:
С офицерами:
- формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в ВС РФ, профессию офицера;
- развитие стремления к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
- самосовершенствование, повышение педагогической культуры, этики, такта.
2. С солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
- формирование гордости и глубокого понимания необходимости службы в ВС РФ, готовности к защите Родины;
- воспитание верности военной присяге;
- развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
- формирование дисциплинированности;
- воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества.
3. С солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:
- формирование гордости за службу в ВС РФ, осознанного отношения к военной службе;
- воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
- формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения.
4. С военнослужащими женщинами:
- формирование чувства гордости за военную службу и избранную специальность;
- воспитание ответственности за исполнение служебных обязанностей, повышение профессионального мастерства.