Текст «Я хочу поведать вам историю»
15.2 Очень оптимистично звучит финал текста В. М. Пескова: «Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего». Такие слова мог сказать человек, на которого сильное впечатление произвел случай, в полной мере показавший истинную ценность человеческих взаимоотношений.
Попробуем убедиться в этом, проанализировав содержание приведённого отрывка текста. Рассказчику в детстве попала в руки книга, которая сыграла в формировании его характера огромную роль. Книга была очень красивая и герою хотелось рассматривать её снова и снова. Хорошо, что отец мальчика понял его интерес и не пожалел денег на книгу. Отец своим поступком показал сыну, что «не хлебом единым жив человек», существуют ценности более важные — духовные.
Книга запомнилась рассказчику не содержанием даже, а историей, связанной с её потерей. Когда книга попала «между двойными окнами вагона» и герой уже отчаялся её вернуть, оказалось, что вокруг очень много отзывчивых людей. Понимая, как дорога мальчику книга, они присылали такую же из разных уголков страны. Герой не остался один в такой ситуации, его беду разделили окружающие.
Если ребёнок с детства видит проявления доброты, отзывчивости, участия по отношению к нему, то он непременно будет учиться на этих примерах и впоследствии будет так же относиться к окружающим.
15.3 Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни. Хорошо, если в жизни тебе пришлось иметь дело именно с такими книгами, если у тебя есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы напитаться уже пережитым и получить новые впечатления.
В жизни героя Пескова встретились драгоценные книги. Одна из них, из далёкого детства, повлияла на него очень сильно. Книга запомнилась рассказчику не содержанием даже, а историей, связанной с её потерей. Когда книга попала «между двойными окнами вагона» и герой уже отчаялся её вернуть, оказалось, что вокруг очень много отзывчивых людей. Понимая, как дорога мальчику книга, они присылали такую же из разных уголков страны. Герой не остался один в такой ситуации, его беду разделили окружающие.
Книги могут быть друзьями. Неслучайно же в годы Великой Отечественной войны многие бойцы хранили в своём вещмешке любимые книги. Поэма Твардовского «Василий Тёркин» стала поистине народной фронтовой книгой. В ней бойцы в редкие передышки между боями черпали силы, чтобы бить врага. Значит, книга может двигать не только чувствами людей, но и целыми армиями?. .
Пристальное внимание в наш век компьютеризации и всемогущего интернета всё же должны заслуживать книги, особенно в детстве, ведь от того, на каком фундаменте будет закладываться дом, зависит прочность всего строения. Пусть этим фундаментом станут добрые и поучительные книги.
Текст «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи»
15.2 Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием. В приведённом фрагменте текста автор с сожалением говорит о Голубкине, который не способен на «человеческие» поступки, «человеческие» отношения. Жестокость, подлость, зависть к другим сопровождают его отношение к миру, к окружающим людям, даже тем, которые помогали ему.
В третьем предложении (Ему всюду чудились выгоды и привиле-гии, которыми обладают другие) автор характеризует Сеньку как человека беспринципного, злобного, не способного верить, и самое страшное — верить в доброе. Такой человек легко пойдёт по головам для собственной выгоды, растопчет другого, лишь бы он не оказался лучше него.
Голубкин всегда ищет виноватых вокруг, не пытается покопаться в себе, в его голове не может зародиться мысль о том, что что-то не так именно с ним, а не с окружающими. Подтверждение этому находим в предложениях номер 9—10.
Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Хочется надеяться, что че-ловечество не изживёт себя, растеряв на пути прогресса эти важные ка-чества, определяющие отличие человека от животного.
15.3 Каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. В основе нравственного выбора — борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.
В приведённом тексте автор характеризует Сеньку как человека беспринципного, злобного, не способного верить, и самое страшное — верить в доброе. Такой человек легко пойдёт по головам для собственной выгоды, растопчет другого, лишь бы он не оказался лучше него. Голубкин всегда ищет виноватых вокруг, не пытается покопаться в себе, в его голове не может зародиться мысль о том, что что-то не так именно с ним, а не с окружающими. Сенька Голубкин — пример безнравственного человека.
Очень важно, когда правильные нравственные ориентиры сфор-мированы у наших политиков. Человек, знающий, что такое страдание и боль, желающий оградить своего ребёнка, находясь во главе государства, не станет разжигать огонь войны, потому что война принесёт горе другим людям.
У человека всегда есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам. Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Если человек способен заглянуть внутрь себя самого, всегда есть надежда на то, что он сделает правильный нравственный выбор.
Текст «Илья и Саня вместе учились с первого класса»
15.2 В финальных строках текста Людмилы Улицкой утверждается, что дружба, возникшая в детские годы, самая крепкая. С помощью метафоры сравнивается эта дружба с крючком, который «впивается в самое сердце», вырвать этот крючок можно только с кровью.
Подтверждают эти строки примеры из текста. В предложении номер 3 рассказывается, что первоначально мальчишек объединила их «полнейшая непригодность ни к драке, ни к жестокости». Уже это говорит о том, что они все трое хорошие, светлые люди, у них могут быть общие интересы.
А при чтении предложения 25 (Почувствовали одновременно — как хорошо: доверие, дружество, равноправие) уже не возникает сомнения, что ребята нашли друг друга навсегда, потому что они даже думают одинаково.
Не вызывает сомнения, что герои текста Улицкой пронесут свою дружбу через годы и с достоинством при поддержке друг друга выдержат любые испытания.
15.3 Дружба — это отношения, строящиеся на взаимном доверии, общности интересов, бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком. Пронести и сохранить дружбу ещё сложнее.
Пример зарождающейся настоящей дружбы мы видим в тексте Людмилы Улицкой. Поражает, что мальчишки даже «почувствовали одновременно — как хорошо: доверие, дружество, равноправие». Они добрые, их объединила история с котенком. И уже не возникает сомнения, что ребята нашли друг друга навсегда.
О настоящей дружбе пишет Владимир Высоцкий. Помните? «Если друг оказался вдруг…» Именно настоящий друг в одной связке будет держать до конца, погибать сам, но спасать товарища. Таких примеров среди альпинистов знакомо Высоцкому немало.
Способность к самопожертвованию и бескорыстному служению присуща не всем. Но если вас можно отнести к их числу, то вы счастливый человек, потому что о вас можно сказать: «Он настоящий друг».