Тема 3. Экипировка и обмундирование казачьих подразделений
Занятие 1.1 час. Теоретическое занятие. Необходимый минимум снаряжения. Походный набор обмундирования. Штурмовой набор обмундирования.
Занятие 2.1 час. Теоретическое занятие. Принцип эшелонирования. Вариант построения эшелонов.
Занятие 3.1 час. Практическое занятие. Подгонка обмундирования и снаряжения.
Тема 1. Казачьи войска
Занятие 1.1 час. Теоретическое занятие. Казачество. Русское добровольчество.
2015 год. Весь постсоветский мир находится в напряженном ожидании. В ожидании взрыва. В ожидании войны. Где, когда, с кем – никто не знает. Но подозревает. Возможна война с блоком НАТО. Возможна война с исламским миром. Возможна война славян против славян. Возможен российский майдан и последующая гражданская война. Возможно все! И начало этого вулкана не обязательно начнется с границ.
Как показывает опыт Украины и Донбасса, во время политических и социальных катаклизмов выживают только организованные группы. Одиночки не способны долго противодействовать людским стихиям. И даже если они присоединятся к одной из воюющих сторон – они все равно будут чужими. Они будут теми, кого первыми пустят туда, откуда вернуться невозможно. Организованные еще до катаклизмов группы людей – только они позволят хоть как то выжить и противостоять агрессору.
Обучение. События на Донбассе показали, что в первые дни, недели, месяцы противостояния, никто никого ничему не учит. Отчасти это происходило оттого, что среди ополчения не было не только опытных инструкторов, но и военнослужащих запаса. До войны Донбасс был мало насыщен воинскими частями. Отчасти проблема с обучением личного состава ополчения крылась в малом времени на подготовку. Подчас происходило так – в течении часа из добровольцев формировали отделения, взвода, роты, назначали командиров. Следующие два часа отводилось на изучение оружия – автомата, пулемета, снайперской винтовки, гранатомета. После этого отряды ополчения выдвигались на передовую. Происходил естественный отбор – сильнейшие выживали. Слабейшие погибали.
В свете грядущих событий – собирайтесь в сообщества по абсолютно любым интересам и учитесь военному делу настоящим образом. Во время войны кроме нас самих мы с вами больше никому не нужны.
Попробуем внести свой вклад в обобщение опыта боевых действий на Донбассе и соединение его с армейской системой подготовки, ставя во главу угла тезис о том, что основное действующее лицо на поле боя – боец-пехотинец! И кем бы он не являлся по военно-учетной специальности – стрелком, наводчиком, механиком-водителем, санинструктором, радиотелефонистом – под влиянием многих факторов рано или поздно он все равно превратится в пехотинца.
Пехотинец – это обычный солдат (боец), вооруженный легким или тяжелым стрелковым оружием, способный вести боевые действия в степи, в лесу, в городе, днем и ночью, с одной целью – уничтожение врага. Его живой силы и техники.
Пехотные навыки очень важны. Пехотинец – боец широкого профиля с широким спектром задач. Пусть и не «хирургических» и не виртуозно исполненных! В отличии от спецназовца, который действует специальным оружием, в специальной экипировке, выполняя специальные задачи.
Вся тяга обычных людей к подразделениям и навыкам с приставкой «спец» - из-за того, что спецназ просто умеет профессионально выполнять свою работу.
Пехотинец - учись профессионально выполнять свою работу!
Мы разработали своеобразный «Курс пластуна» для казачьих подразделений и ополчения с учетом личного опыта и опыта наших боевых товарищей.
Курс рассчитан в большей степени на контингент возрастом 35-55 лет, не проходивший военной подготовки, либо проходивший очень давно и по другим военно-учетным специальностям. В программу курса легко впишутся и другие возрастные группы, не имеющие военной подготовки.
«Курс пластуна» состоит из следующих разделов:
1 часть – Базовые основы казачьей службы
2 часть – Индивидуальные боевые навыки пластуна
3 часть – Боевое слаживание подразделений
4 часть – Тактико-строевые учения
Основная цель «КМБ» - научить бойца мерам безопасного обращения с оружием, навыка стрельбы из него, знание своего места и своих действий в тех или иных боевых ситуациях, понимание основ взаимодействия с напарниками, и самое главное – избежать потерь от «дружественного» огня своих же товарищей из-за неаккуратного обращения с оружием и непонимания своих действий в критических ситуациях.
Русское добровольчество.
Добровольческое движение является неотъемлемой частью славянской воинской культуры. Эта традиция не нова и уходит корнями в седую старину. Добровольцами были Пересвет и Ослябя, из добровольцев формировали свои дружины Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
В дореволюционной России ярким примером добровольческого движения стало участие русских офицеров в сербско-турецкой войне (1876 -1877 гг.). В России в период Гражданской войны множество добровольческих формирований возникли и у «красных», и у «белых» войск. У последних была даже целая Добровольческая армия.
В 1930-х годах одним из ярких примеров стало участие советских добровольцев в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев.
После крушения Советского Союза морально-правовой акцент в отношении этого явления сместился. Если раньше термином «доброволец», в его военном смысле, обозначали человека, отправившегося воевать за свои идеалы заграницу, то теперь добровольцами становились, не покидая пределов бывших советских республик. Отныне это были граждане СССР, воевавшие по разные стороны баррикад в многочисленных локальных конфликтах, разрушавших советское государство (Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан, Чечня, осетино-ингушский, осетино-грузинский, грузино-абхазский конфликт и др.). В то время добровольческое движение стало приобретать массовый характер, что на фоне социальной неустроенности приводило к появлению в их рядах нежелательных элементов, в том числе, с уголовным прошлым.
Наши соотечественники отправлялись на войну по разным причинам – моральным, религиозным, политическим. Кто-то искал приключений, кто-то скрывался от бандитов, от полиции, от бытовых и семейных неурядиц.
Но доброволец - не наемник. Наемничество предполагает наличие у воюющего лица исключительно финансовой заинтересованности. При этом это лицо должно быть гражданином другого государства, т.к. быть наемником на территории собственной страны юридически невозможно.
Добровольчество – традиционная константа русской воинской культуры. В отличие от наемничества оно в противоречие с интересами российского государства не вступает. Потенциальные добровольцы – это носители волевого начала, задающего алгоритм движения многочисленной пассивной массе. Это психический и идеологический двигатель менее активных социальных слоев.
Русское добровольчество имеет ряд черт, отличающих его от подобных же явлений у других народов. У мусульман оно основано на религиозных постулатах. Мусульманин едет на чужую войну для того, чтобы защитить таких же мусульман. Это служит главным обоснованием его участия в войне. Религиозная составляющая здесь – приоритет, поглощающий все остальные.
У католиков эта традиция проявилась наиболее ярко в эпоху крестовых походов, когда недостатка в желающих не было. Пик западноевропейского добровольчества пришелся на период самого высокого напряжения в религиозном сознании. И вэтом европейцы Средневековья схожи с современными мусульманами.
В наш век в Европе, прочно связавшей свой цивилизационный путь с идеологией либерализма, добровольческая традиция умерла. Во время югославской войны количество добровольцев из Западной Европы в отрядах католиков-хорватов было мизерным, и о них чаще говорили, как о наемниках. Свою роль в смерти этой традиции сыграл на Западе институт частных военных компаний, превративший наемничество в легальную работу.
Русское добровольческое движение имеет социально-религиозный окрас. Русские классики неоднократно писали, что в душе каждый русский – социальный революционер. Мотивы социальной справедливости для него важны не менее религиозных мотивов, и увязываются воедино: где нет социальной справедливости, там имеет место антирелигиозное зло, и наоборот. В 1990-х принадлежность сербов к православной культуре имело немаловажное значение для отправлявшихся на Балканы русских добровольцев. Но не менее важным фактором была социально-политическая несправедливость, которой сербский народ подвергли НАТО и США.
В молдавско-приднестровском конфликте обе воюющие стороны принадлежали к православной культуре, но русские добровольцы сделали свой решительный выбор. Еще пример: участие русских добровольцев в нагорно-карабахском конфликте на стороне армян. Армяне – христианский народ, но далеко не все из них православные. В данном случае русские добровольцы руководствовались больше собственными соображениями о социальной и политической справедливости во взаимоотношениях армян и азербайджанцев, чем религиозными мотивами. Это же относится и к участию русских добровольцев в грузино-абхазском конфликте. Большинство встали на сторону абхазов – народов частично христианских, частично мусульманских, но были и такие, кто воевал на стороне Грузии. Если во время югославской войны подчеркивался ее религиозный аспект, то в годы грузино-абхазской и войны в Нагорном Карабахе над религиозными мотивами превалировали соображения социально-политической справедливости.
В 2014 - 2015 годах важной составляющей русского добровольчества стал национальный аспект. Добровольцы из России, в большинстве своем русские по крови, встали на защиту славянского населения юго-востока Украины. Хотя часть их так и воюет на стороне киевской власти, большая часть русских добровольцев защищает землю и население Донбасса, считая русских и украинцев братскими народами, а тех, кто воюет на стороне хунты, в худшем случае – врагами, а в лучшем – заблудшими людьми. Это означает, что в контексте русско-православной культуры добровольчество следует рассматривать как социальный, политический, национальный и религиозный феномен одновременно. Государство должно регулировать добровольческий процесс, сводить его к такому формату, в каком бы он принес наибольшую пользу в деле отстаивания национальных интересов. Изживать добровольчество, насильственно сводить его к минимуму грубыми юридическими и иными механизмами – значит, пытаться искоренить неотъемлемый компонент русской воинской культуры, пытаться удалить из русского народного сознания крепко укоренившиеся в нем категории социальной справедливости.
Добровольные казачьи и ополченческие подразделения имеют особый статус – с одной стороны люди пришли добровольно воевать за свой народ и свою землю,но с другой стороны, весь опыт человечества показывает, что эффективно противостоять врагу можно только соблюдая выработанные и выстраданные потом и кровью в войнах и вооруженных конфликтах правила, значительная часть из которых записана в общевоинских уставах. Мы не будем брать те части уставов, которые касаются армейской жизни мирного времени. Нас будут интересовать только те правила, которые способствуют созданию крепкого воинского коллектива и выживанию в боевых условиях.