Если вы оказались под снегом.
* Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение.
Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.
* Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.
*Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте ее сквозь зубы. Если она попадет вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.
* Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.
Дополнительные материалы к § 8
Землетрясения в XX веке
Землетрясения интенсивностью 5-6 баллов случаются на Земле в среднем 5–7 тыс. раз в году; 7–8 баллов – 100–150 раз; уничтожающие землетрясения интенсивностью 9–10 баллов – 15–20 раз. Статистика установила, что катастрофические землетрясения интенсивностью 11–12 баллов
случаются 1–2 раза в году.
Приведем примеры некоторых землетрясений, имевших место во второй половине XX в.
6 октября 1948 г. произошло землетрясение в Туркмении интенсивностью 7,3 балла. В результате землетрясения город Ашхабад был полностью разрушен, погибло более 110 тыс. человек.
7 декабря 1988 г. произошло сильное землетрясение в Армении. Землетрясением была охвачена территория с населением около миллиона человек. Эпицентр был зафиксирован в северных отрогах Базумского хребта.
Магнитуда составила 7 единиц, гипоцентр (очаг) землетрясения находился на глубине 15 км, интенсивность составила 7,7 балла. В результате землетрясения наиболее сильным разрушениям подверглись 3 города и 17
районов республики. Погибло около 30 тыс. человек, более полумиллиона человек остались без крова.
17 января 1995 г. произошло землетрясение в Японии с эпицентром в районе крупного порта Кобе. В результате землетрясения погибло 5 тыс. человек, около полумиллиона семей остались без крова.
27 мая 1995 г. произошло опустошительное землетрясение на севере острова Сахалин, которое полностью уничтожило город Нефтегорск, погиб 1841 человек. Нефтегорское землетрясение характеризовалось магнитудой 7,6, глубиной гипоцентра 24 км, интенсивностью 9 баллов.
4 октября 1994 г. произошло землетрясение на Курильских островах.
Курильское землетрясение произошло в 70 км к востоку от острова Шикотан. Оно имело магнитуду 8 единиц, гипоцентр землетрясения находился на глубине 33 км, интенсивность составила 9–10 баллов. В результате погибли 11 человек, ранено 32, пострадало 1,5 тыс. человек, без крова осталась 631 семья.
В августе 1995 г. произошло крупное землетрясение в Турции. Погибло 15 тыс. человек.
В сентябре 1999 г. произошло землетрясение интенсивностью 7,6 балла на острове Тайвань, погибло более 2 тыс. человек
Вывод
При внезапном землетрясении, наводнении, буре, смерче, урагане, лесном пожаре в любой сложившейся обстановке необходимо действовать уверенно, не допускать излишней спешки и суеты.
III. Закрепление материала;
- Почему землетрясения считаются самыми опасными среди чрезвычайных ситуаций природного
характера?
- Как организуется своевременное оповещение населения региона вашего проживания о
чрезвычайных ситуациях?
- В проведении каких мероприятий будет участвовать население (в том числе и вы) при
объявлении угрозы наводнения?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание:§ 8, стр. 40-45; Практические задания (под запись):
1. Сделайте сообщение на тему «Комплекс мероприятий для обеспечения личной безопасности от чрезвычайных ситуаций природного происхождения, наиболее характерных для региона вашего проживания».
2. Составьте и запишите алгоритм ваших действий в случае возникновения урагана.
ТЕМА: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРИЧИНЫ ИХ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Цель урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся о ЧС техногенного характера, причинах их возникновения и отрицательном влиянии их последствий на
национальную безопасность России. Сформировать убеждение в необходимости
постоянного повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в условиях ЧС
техногенного характера.
Занятие: 2/3
Урок9
Время: 40 минут
Тип урока:комбинированный
Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- Как организуется своевременное оповещение населения региона вашего проживания о
чрезвычайных ситуациях?
- В проведении каких мероприятий будет участвовать население (в том числе и вы) при объявлении угрозы наводнения?
- Какие разновидности лесных пожаров вы помните из материала, пройденного ранее? Как необходимо действовать при каждой из разновидностей лесных пожаров?
- В условиях каких чрезвычайных ситуаций вам приходилось жить? В чем проявлялось их негативное воздействие на вашу жизнедеятельность?
II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала:§ 9, стр. 46-49
Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь
или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Авария– это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы.
Катастрофа– это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.