Правила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом.

* Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, – на

тротуаре или обочине дороги.

· При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая.

· Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и в отсутствии движущегося транспорта. Посадка должна производиться через передние двери, а высадка – через задние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

· После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта.

· При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода.

· На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее.

Правила поведения в метро.

Поведение на эскалаторе:

· стойте справа, идите слева;

· нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

Поведение на платформе:

· не заходите за ограничительную линию;

· если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

Водитель – главная фигура в обеспечении безопасности дорожного движения

Безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Выводы

1) Соблюдать Правила дорожного движения в условиях все возрастающего потока движения автомобилей на дорогах стало намного сложнее, чем раньше. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

2) Каждый из нас независимо от социального положения и возраста может оказаться на дороге в качестве пешехода или пассажира маршрутного транспортного средства (автобус, троллейбус, трамвай).

3) Важно соблюдать меры безопасности во всех видах пассажирского транспорта.

4) Качества, присущие надежному водителю, должны формироваться с детства.

Дополнительные материалы.

Российская статистика ДТП и меры, принимаемые государством для их снижения

Вторая половина XX и начало XXI в. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей.

Появление автомобилей и быстрое увеличение их количества привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от них. По сравнению с развитыми странами в России значительно выше количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств. В 2005 г. этот показатель составил 66 ДТП. Отмечено, что более 70% ДТП происходит в городах и населенных пунктах. Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70–75% происшествий.

Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников этого движения – водителей и пешеходов.

В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах.

Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.

В 2006 г. в Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на период 2006–2012 гг.». Целями программы являются сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10% количества ДТП с пострадавшими в 2012 г. по сравнению с 2004 г.

Это позволит Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы. Реализацию программы предполагается осуществить в два этапа.

III. Закрепление материала;

- Почему согласно Кодексу Российской Федерации об административных

правонарушениях, на ваш взгляд, ужесточены наказания для пешеходов и водителей,

нарушающих Правила дорожного движения?

- Почему любое транспортное средство является источником опасности?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:§ 3, стр. 19-22. Задания (под запись):

1. Из Правил дорожного движения выберите дорожные знаки, с помощью которых регулируется движение пешеходов на дороге и на улицах.

Запомните их.

2. Вспомните или найдите в средствах массовой информации вашего региона пример крупного дорожно-транспортных происшествия. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопрос: можно ли было избежать данного ДТП?

3. Используя пройденный в 5–9 классах материал, подготовьте сообщение на тему «Правила

поведения в железнодорожном транспорте.

ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ Цель урока:Обсудить с учащимися рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в наиболее характерных си­туациях, связанных с терроризмом.

Занятие: 1/4

Урок4

Время: 40 минут

Тип урока:комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.

- Что является началом опасной ситуации пешехода?

-Почему согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, на

ваш взгляд, ужесточены наказания для пешеходов и водителей, нарушающих Правила дорожного

движения?

- Почему любое транспортное средство является источником опасности?

- В чем, на ваш взгляд, заключается лучший способ повысить личную дорожно-транспортную

безопасность?

- Какую роль может сыграть вождение велосипеда для подготовки грамотного водителя

мотоцикла или автомобиля?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:§ 4 стр. 23-25

Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности. Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в

криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населенном пункте. Опираясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации.

Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наиболее актуальными для вас.

Приведем рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ряде наиболее характерных криминогенных ситуаций.

Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях:

· Не ходите одни в отдаленные и безлюдные места.

· Не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей.

· Не пускайте посторонних в свою квартиру.

· Не садитесь в чужую машину.

· Не входите с незнакомым человеком в лифт.

· Знайте правила безопасного поведения в общественных местах и в толпе.

· Будьте бдительными, не трогайте незнакомые подозрительные предметы.

Нападение в лифте.

· Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами зайдет в кабину.

· Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый вам человек, внушающий подозрение, не входите в кабину.

· Если вы вошли в лифт с незнакомцем, не стойте в лифте к нему спиной и наблюдайте за его действиями.

· При нападении на вас в лифте, кричите, шумите, стучите по стенам кабины. Защищайтесь любыми способами, используя право необходимой обороны.

· Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа.

· Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позовите жильцов дома на помощь.

· Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону «02», сообщите, что с вами произошло, точный адрес, а также приметы и направление ухода нападавшего.

Нападение в подъезде.

· Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд вызовите свою квартиру и попросите родителей вас встретить.

· Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.

· При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу.

· При внезапном нападении оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом.

· Попытайтесь ошеломить нападающего, чтобы выиграть время, пока подоспеет какая-либо помощь.

· После нападения, оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию.

Безопасность на улице.

Следует избегать кратчайших маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки и другие малолюдные места.

Хорошо изучите дорогу домой, имейте несколько вариантов движения.

Если вы оказались в малолюдном темном квартале, то идите по середине улицы.

Необходимо знать, где на вашем пути находится ближайшее отделение милиции.

Если вам необходимо возвращаться домой в темное время суток, позвоните домой, чтобы вас встретили.

Лучше идти по улице в темное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.

Переходить по подземному переходу лучше в группе.

Идти безопаснее по краю тротуара, навстречу движению.

Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейти на другую сторону улицы или изменить маршрут.

Если кто-то пытается с вами заговорить, не ввязывайтесь в разговор. Сделайте вид, что спешите, и идите в направлении освещенного и многолюдного места.

Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, то разумнее перейти на другую сторону улицы.

Дополнительный материал.

Профилактика насилия (рекомендации для девушек)

Чтобы не подвергнуться насилию, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.

Всегда предупреждайте родственников о том, куда вы идете, и просите их встретить вас в вечернее время.

Назначайте свидание только в многолюдных и хорошо освещенных местах.

Носите свободную одежду и обувь. Не провоцируйте насильников вызывающей одеждой.

Имейте при себе средства самообороны (свисток, газовый баллончик).

Избегайте на своем маршруте строек, пустырей, плохо освещенных улиц.

Почувствовав преследование, оглянитесь. Не ввязывайтесь в разговор с посторонними, идите в направлении освещенного многолюдного места. Если вы решили бежать, делайте это быстро и внезапно. Не забегайте в подъезды, подземные переходы, глухие дворы.

С ближайшего телефона-автомата сообщите в милицию о нападении и попросите о помощи, указав приметы преследователя и ваше местонахождение (или номер телефона-автомата). Помните, что самая массовая ситуация изнасилования – не уличное нападение, а любовное свидание. Будьте осмотрительнее при случайных знакомствах. Не садитесь в машину с незнакомыми людьми. Собираясь в гости, предупредите родителей. В гостях ведите себя пристойно. Помните, что по статистике до 55% потерпевших в момент совершения на них посягательства были в нетрезвом состоянии.

III. Закрепление материала;

- Почему поздно вечером на пустынной улице необходимо идти по тротуару всегда лицом к

направлению уличного движения и ближе к дорожной бровке?

- Какие подручные средства можно использовать для самообороны дома и на улице, если на вас

напал преступник?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:§ 4 стр. 23-25; практические задания на стр. 24.

Наши рекомендации