Вопрос 3. Опыт и уроки землетрясения в Армении. Основные направления перестройки ГО.
7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении произошло катастрофическое землетрясение.
Серия подземных толчков за 30 секунд практически уничтожила город Спитак и нанесла сильнейшие разрушения городам Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван. Всего от стихии пострадал 21 город, а также 350 сел (из которых 58 были полностью разрушены).
В эпицентре землетрясения ‑ городе Спитаке ‑ его сила достигла 10 баллов (по 12-балльной шкале), в Ленинакане ‑ 9 баллов, Кировакане ‑ 8 баллов.
6-балльная зона землетрясения охватила значительную часть территории республики, подземные толчки ощущались в Ереване и Тбилиси.
По подсчетам специалистов, во время Спитакского землетрясения в зоне разрыва земной коры была высвобождена энергия, эквивалентная взрыву десяти атомных бомб, каждая из которых была подобна сброшенной в 1945 году на Хиросиму. Волна, вызванная землетрясением, обошла Землю и была зарегистрирована научными лабораториями в Европе, Азии, Америке и Австралии.
В результате землетрясения, по официальным данным, погибло 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, а 514 тысяч человек лишились крова.
Землетрясение вывело из строя около 40 процентов промышленного потенциала республики. Были разрушены или пришли в аварийное состояние общеобразовательные школы на 210 тысяч ученических мест, детские сады на 42 тысячи мест, 416 объектов здравоохранения, два театра, 14 музеев, 391 библиотека, 42 кинотеатра, 349 клубов и домов культуры. Было выведено из строя 600 километров автодорог, 10 километров железнодорожных путей, полностью или частично разрушено 230 промышленных предприятий.
По оценкам экспертов, катастрофические последствия Спитакского землетрясения были обусловлены рядом причин:
- недооценкой сейсмической опасности региона,
- несовершенством нормативных документов по сейсмостойкому строительству,
- недостаточной подготовленностью спасательных служб,
- неоперативностью медицинской помощи, а также
- низким качеством строительства.
Комиссию по ликвидации последствий трагедии возглавил председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков.
В первые часы после катастрофы на помощь пострадавшим пришли подразделения Вооруженных сил СССР, а также Пограничных войск КГБ СССР. Из Москвы в Армению в тот же день вылетела бригада из 98 высококвалифицированных медиков и военно-полевых хирургов во главе с министром здравоохранения СССР Евгением Чазовым.
10 декабря 1988 года, прервав свой официальный визит в США, в Ленинакан прилетел вместе с супругой Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного Совета СССР Михаил Горбачев. Он на месте ознакомился с ходом разворачивающихся спасательных и восстановительных работ. На совещании с руководителями союзных министерств и ведомств были рассмотрены первоочередные задачи по оказанию необходимой помощи Армении.
За несколько дней в республике было развернуто 50 тысяч палаток и 200 полевых кухонь.
Всего в спасательных работах, помимо добровольцев, принимали участие свыше 20 тысяч солдат и офицеров, на расчистке завалов использовалось более трех тысяч единиц военной техники. По всей стране активно проводился сбор гуманитарной помощи.
Трагедия Армении потрясла весь мир. В пострадавшую республику прибыли врачи и спасатели из Франции, Швейцарии, Великобритании, ФРГ, США. В аэропортах Еревана и Ленинакана приземлялись самолеты с грузом медикаментов, донорской крови, медицинского оборудования, одежды и продовольствия из Италии, Японии, Китая и других стран. Гуманитарную помощь оказали 111 государств со всех континентов.
На восстановительные работы были мобилизованы все материальные, финансовые и трудовые возможности СССР. Приехали 45 тысяч строителей из всех союзных республик. После распада СССР программа восстановительных работ была приостановлена.
Трагические события дали толчок созданию в Армении и других республиках СССР квалифицированной и разветвленной системы предупреждения и ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. В 1989 году была образована Государственная Комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а после 1991 года — МЧС России.
7 декабря официально отмечается в Армении как День памяти жертв землетрясения.
В память о Спитакском землетрясении 7 декабря 1989 года в СССР была выпущена в обращение памятная монета достоинством 3 рубля, посвященная всенародной помощи Армении в связи с землетрясением.
Как свою собственную беду восприняли эту природную катастрофу все люди, проживающие на территории тогда еще государства СССР. Оперативно была организована помощь по спасению пострадавших от землетрясения и разработан план по строительно-восстановительным работам.
Утром 8 декабря в Минстрое СССР, был создан постоянно действующий штаб по чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий землетрясения в Армении. Штаб принял решение о формировании спасательных отрядов и строительно-монтажных поездов (СМП) с техникой и предметами обустройства (автокраны, транспорт ж/д и авто, прицепы и полуприцепы, землеройная техника, ПЭС - передвижные электростанции), рации, вагончики для спасателей, палатки, и продовольственный месячный запас.
Было определено (с маршалом Ахромеевым С.Ф.), сколько необходимо самолётов ВТА (военно-транспортная авиация), и в какие ближайшие аэропорты направить их под погрузку для перелета в Ленинакан, и рабочих СМП, и оборудования и продовольствия, лекарств и т.д. Самолеты в течение трех дней стартовали в Мурманске, Плесецке, Калининграде, Ярославле, Рязани, Калуге, Череповце, Саранске, Чебоксарах. В Ленинакан вместе с рабочими прибыли наш Министр Строительства Решетилов В.И. и его заместители Резников Ю.Ф., Момот Н.Е., ответственные работники главков министерства, руководители ЗАО "Стройтехника".
Началась круглосуточная работа. Панорама Ленинакана представляла собой город, который прошел Отечественную Войну, разрушенный авиабомбами и тяжелой артиллерией. Вместо зданий – горы обломков, на шоссе и площадях - провалы, инженерные сети разрушены. На улицах пылают костры – это оставшиеся в живых люди греются и готовят пищу. Прилетевших строителей сразу же разместили на поле стадиона имени Ширакаци. В палатках разместились спасатели из Коми АССР, Ярославля, Череповца, Мурманский коллектив базировался в районе Тбилисского шоссе, а также на фабриках имени Чкалова, Лукашина и в районе автовокзала. Эти отряды выполняли огромную, круглосуточную работу по разгрузке прибывающих вагонов и транспортных самолетов с тяжелой техникой. Первоочередной была и разборка спасателями завалов жилых зданий, школ, детских садов. В первые дни сводный отряд спасателей извлек из завалов 334 человека, в том числе живыми 49 человек. В дальнейшем к спасательным работам подключились отряды Минобороны и остальных строительных Министерств, работающих на второстепенных объектах, что вызвало решение Правительства СССР и КПСС поручить, Министру Решетилову В.И., возглавить в Ленинакане все спасательные и строительно-восстановительные работы.
Грустно и печально смотрелся бывший город Ленинакан: ничего кроме палаток, вагончиков и вагонов пассажирских поездов - одни руины. Предстояло, после ликвидации руин, застраивать территорию, принимать структурные решения. В итоге обозначился всеобщий план действий: Создано объединение "Армениязапстрой".
Образована из специалистов-проектировщиков проектная группа из 20 человек, безвыездно находящаяся в Ленинакане с руководителем ГПИ-6 Кухтенковым В.И. Главкам Министерства поручено проанализировать свои вопросы: по кадрам, по материально-техническому обеспечению, по механизации, автотранспорту, грузовым перевозкам. Особое внимание – создание материальной базы на месте. Все растворобетонные узлы, заводы, мехмастерские были разрушены, снабжать всем необходимым из центра для строительства города мы смогли только в начальный период, тем более было вынесено решение Правительства СССР строить повторно жильё только из монолитного бетона. Поэтому заводы ЗАО "Стройтехника" в ударном порядке изготовили и смонтировали на местах, где должны были проводиться бетонные работы бетоносмесительные установки, а на станциях и пунктах доставки цемента - пневморазгрузчики типа "Монжус". Были созданы и установлены батареи складов цемента ёмкостью 40 кубометров каждая, комплекты опалубок, строительных лесов, подмостей, вибраторов, вплоть до скарпелей, кирочек, молотков, соколов и мастерков, а также подъёмников для каждого СМП. Но главной была забота о рабочих и ИТР, направляемых в Ленинакан. Наши люди понимали трагедию дружественного нам Армянского народа, добровольно ехали сюда для оказания помощи. Никто не задавал вопроса: "Сколько я буду зарабатывать?" Люди были размещены в чудом оставшихся зданиях, в железнодорожных вагонах, палатках, вагончиках, организовали минимальное обустройство, питание.
Уже в январе 1989 г. силами созданного строительного объединения был восстановлен завод ЖБИ треста Ленинаканстрой. Построены в г. Ленинакан: бетонный узел, состоящий из 4- БСУ Ярославского завода "Стройтехника" производительностью 120 м3/час., мини КПД сейсмостойких панелей, выдерживающих девятибалльные колебания, производительностью 40 тыс. м3 в год. В его состав вошли цех по производству наружных панелей в формах с терморубашками, цех с вертикальными формами-кассетами для внутренних стен, эстакадой готовой продукции, с мостовым подъемным краном и цех по производству товарной арматуры производительностью 10 тысяч тонн в год и компрессорной. Большой склад цемента единовременного хранения 2500 тонн цемента и подземное приемное устройство для разгрузки одновременно из двух железнодорожных вагонов-хопров, трубопровод подачи цемента. База УМиАТ на 300 маш/мест. Склады ОРСа. Помещение аппарата объединения с тремя гостиницами-общежитиями, с проектным блоком, пищеблоком и центральной диспетчерской.
Построены на станции Аревик:
Асфальто-бетонный завод производительностью 100 тысяч тонн асфальта в год с битумохранилищем емкостью 1000 тонн с разогревом битума из железнодорожных цистерн и в хранилище с помощью паровоза. Кассетное производство вентиляционных блоков для монолитных домов и КПД. Повышенный тупик для единовременной разгрузки инертных за 30 минут из13 вагонов. База УПТК товарооборотом в год более 100 миллионов рублей. В Ахурянском районе построены и введены в эксплуатацию дробильно-сортировочная установка производительностью 120 тысяч м3 базальтового щебня карьер песка. По кооперации с черенцеванским карьером налажено дополнительное производство перлитового щебня и песка в объеме 60 тысяч м3 в год. Только в строительство базы вложено около восьми миллионов рублей. Министерством и Госснабом СССР было поставлено около 600 единиц различной строительной техники, в том числе башенных кранов 100 единиц (68 из них произведены "Стройтехникой"), грузовых строительных подъёмников, миксеров 80 единиц, металлической опалубки 1500 тонн. Для ускорения строительства объектов на стройплощадках непосредственно у домов были организованы мини полигоны для изготовления плит перекрытий с прогревом бетона с помощью термоматов.
В связи с резким отставанием строительства ТЭЦ в микрорайоне 58 были смонтированы, изготовленные и поставленные Министерством, быстровозводимые котельные. "Союзсевзапспецстроем" в кратчайшие сроки были восстановлены городские очистные сооружения. Работы велись напряженно, в высоком темпе и при полной всесторонней поддержке. Показательной, на первых порах, была ситуация перед самым вылетом в Ленинакан: все делалось как можно быстро, ну и были от этого прорехи. Небольшой эпизод: первые бригады спасателей должны были улететь ранним утром. 9 декабря, все подготовлено уже с 8 декабря. Поздний вечер, магазины закрыты, а продовольствие ещё не закуплено. Наш зам. министра Лосев Юрий Григорьевич, обратился в Моссовет: "Помогите решить, ранним утром уже вылет, но не успели купить провиант!" И вот волшебство: несколько магазинов рядом стоящих с нашим Министерством позвонили и предложили полный ассортимент продуктов, кроме спиртного. Вопрос решен!
Развертывание строительства шло одновременно со спасательными работами и проектированием. Первый четырехэтажный монолитный дом поручено возвести Чувашской Республике. 7 января, ровно через 1 месяц после катастрофы уже пошёл товарный бетон в фундамент дома. Работу решили доверить лучшим монолитчикам, а рядом с ними, в учебных целях начинали заливку бетона рабочие и ИТР СМП "Армениясевзапстрой". Сотни Ленинаканцев, представители власти стали свидетелями того, как Зампред Совмина РСФСР Лобов Олег Иванович и Замминистра строительства Лосев Юрий Григорьевич заложили в фундамент капсулу с текстом о страшной трагедии армянского народа и братской помощи России. Первый дом - это старт строительства жилья, культбыта 58 микрорайона, а далее последовали район Мармашен и другие, более мелкие пятна строительства. Уже в первый год было запланировано строительство 150 тыс. квадратных метров жилья, школ, детских садов, других объектов инфраструктуры. С весенним теплом серьёзную опасность представляет возникновение эпидемий. Первоочередная задача - необходимо восстановить городские очистные сооружения!
Спитак показал, что эффективная ГО существовала только в далеких от реальности отчетах отставных генералов, ее возглавлявших.
А ведь эти генералы должны были до тонкостей обдумать технологию спасения людей из завалов. О чем идет речь? Когда здание разрушается, часть обломков осыпается внутрь его периметра, а часть падает рядом со стенами, образуя у стен завалы. Здесь живых быть не может, они уже раздавлены обломками. Спасти можно тех, кто находиться в центре здания, в первых этажах. Но к ним нужно успеть добраться. Если в течение суток после землетрясения ничего не предпринимать, 90% пострадавших погибает от эффекта длительного сдавливания. Если груз сутки лежит на конечности, то в организме происходят необратимые изменения, ведущие к летальному исходу.
Самый эффективный способ: быстро отодвинуть обломки от стен мощными бульдозерами, освободив дверные и оконные проемы, запустить внутрь горных спасателей и шахтеров. Такая методика безжалостна к погибшим, но позволяет вызволить живых.
Так вот, в Армении на каком-то обязательном совещании высоких чиновников некий инженер пытался вдолбить Рыжкову, что нужно применить именно бульдозеры. Он не был услышан премьером. Чиновники были поглощены призывами друг к другу "немедленно организовать помощь" и "напрячь все силы". На слова инженера внимания не обратили. Вот и дрались люди за каждый подъемный кран, которых было крайне мало в первые дни. А те, что были, просто не могли подъехать к месту через завалы.