Вопрос 2. Создание, развитие и совершенствование ГО в процессе достижения военно-стратегического паритета. Опыт участия войск ГО в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Вместе с тем, уже вскоре после окончания 2-й Мировой войны вновь начали обостряться международные отношения.
В связи с этим, советское правительство принимает меры по укреплению обороноспособности страны, в том числе по совершенствованию защиты населения и экономики от воздушного нападения. Разрабатывается новое «Положение о МПВО СССР», ряд других документов, касающихся вопросов организации и осуществления защитных мероприятий, обучения населения. При их разработке использовался не только опыт, накопленный МПВО в предшествующие годы, но и передовой зарубежный опыт в этой области.
Новое «Положение о местной ПВО Союза ССР» было утверждено Советом Министров СССР 31 октября 1949 г. В нем были определены цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров в системе МПВО; обязанности министерств и ведомств.
В Положении был определен порядок осуществления ряда мер, по которым раньше не имелось нормативных документов. К ним относились создание мобилизационных фондов для развертывания системы МПВО в военное время; определение порядка введения на территории страны «Угрожаемого периода» (возлагалось на Главное управление МПВО МВД СССР по согласованию с Генеральным штабом Советской Армии); повышение инженерно-технических требований МПВО в гражданском и промышленном строительстве др.
Следует отметить, что подготовка системы МПВО в этот период явно отставала от уровня развития зарубежных средств поражения. В постановлениях Совета Министров СССР от 29 и 30 июня 1955 года «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия» указывалось, что подготовка страны к МПВО до 1955 года велась без учета возможного применения противником ядерного оружия. Силы и средства готовились к действиям в упрощенных условиях, без учета возможных разрушений, возникающих в результате применения ядерного оружия. Этим постановлением эвакуация населения крупных экономических и административно-политических центров была определена основным способом защиты от ядерного оружия. Для достижения этой цели создаются постоянно действующие республиканские, краевые, областные, городские и районные эвакокомиссии, разрабатываются планы эвакуации населения. Кроме того, с объявлением «Угрожаемого положения» предусматривалось введение в стране двух режимов затемнения: полного – вдоль государственной границы СССР на расстоянии возможного действия бомбардировочной авиации противника и в ряде крупных промышленных городов Поволжья и Урала, и частичного – на всей остальной территории страны. Впервые вводилось в стране всеобщее и обязательное обучение населения противоатомной защите. Особое внимание уделялось организации своевременного оповещения.
14 апреля 1956 г. утверждается новое «Положение о МПВО Союза ССР», в котором было определено, что всеобщее обязательное обучение населения мерам защиты от средств массового уничтожения является одной из главных задач МПВО.
В Положении впервые было отмечено, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от атомного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна организовываться на всей территории страны.
Большое внимание уделялось подготовке учащейся молодежи. Организация обучения студентов и учащихся по вопросам МПВО возлагалась на Министерство высшего образования СССР, Министерство культуры СССР, министерства просвещения союзных республик, Главное управление трудовых ресурсов и другие ведомства. Они разрабатывали программы и методические указания, которые согласовывались со Штабом МПВО СССР. Таким образом, обучение по МПВО приобретало плановый, организованный характер, а преподавание вопросов МПВО стало одной из учебных дисциплин.
Учитывая продолжающееся обострение международной обстановки, 4 мая 1959 года Совет Министров СССР принимает новое постановление «О мерах по обеспечению подготовки страны к местной противовоздушной обороне», в котором предусматривались меры по улучшению оповещения населения, строительству в 1959–1965 гг. защитных и специальных сооружений, накоплению мобилизационных ресурсов и повышению боевой готовности войсковых частей и формирований МПВО, рассредоточенному размещению предприятий, укрытию особо важных заводов, государственных резервов в специальных подземных сооружениях, созданию дублеров уникальных и особо важных предприятий, по усилению работы ДОСААФ, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП) по всеобщему обязательному обучению в городах и сельской местности, защите от атомного, химического и бактериологического оружия.
В результате осуществления перечисленных мероприятий значительно возросла оперативная готовность всей системы МПВО. За короткий срок был создан значительный фонд защитных сооружений. Убежища МПВО прошли испытания на Семипалатинском ядерном полигоне и показали высокую эффективность.
Появление в 50-е годы и быстрое развитие ракетно-ядерного оружия потребовало новых подходов к защите населения в условиях ядерной войны. Начавшийся в середине 50-х годов качественно новый этап по совершенствованию МПВО завершился созданием на её базе системы гражданской обороны.
Изложенное выше позволяет констатировать следующее:
1. Появление в начале ХХ века и бурное развитие авиации, способной наносить удары по тылам воюющих государств, обусловило создание в России системы защиты населения от воздушного нападения.
2. Созданная МПВО прошла этапы становления и развития, неоднократные реорганизации и к началу Великой Отечественной войны подошла готовой к защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях войны.
3. В годы Великой Отечественной войны МПВО успешно справлялась со стоящими перед ней задачами, сохранив жизнь и здоровье миллионам советских людей, обеспечив надежность работы объектов тыла.
4. В послевоенные годы органы управления и силы МПВО приняли активное участие в восстановлении народного хозяйства, выполнив огромный объем работ.
5. Появление в 50-е годы ракетно-ядерного оружия потребовало совершенствования способов защиты населения, коренной реорганизации МПВО, создания новой системы общегосударственных оборонных мероприятий. Основы в области защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, заложенные в годы функционирования МПВО, стали фундаментом, на котором была создана и поныне функционирует гражданская оборона страны.
В январе 1960 года Правительством СССР принимается решение о передаче штабов и войск МПВО в подчинение Минобороны СССР.
Становление гражданской обороны (1961–1972 гг.)
С появлением ракетно-ядерного оружия произошли коренные изменения военных доктрин ведущих стран. Изменились взгляды не только на формы вооруженной борьбы, но и на способы и средства защиты как личного состава вооруженных сил, так и всего населения страны. Проблема защиты населения от оружия массового поражения (ОМП) приобрела особую остроту и важность.
В начале шестидесятых годов проблема защиты населения, материальных и культурных ценностей страны по своей значимости вышла на стратегический уровень. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя серьёзно говорить о готовности страны к обороне.
Еще при существовании МПВО руководство страны пришло к пониманию необходимости коренного изменения подходов к решению возложенных на неё задач. Можно сказать, что преобразование МПВО в новую систему оборонных мероприятий началось уже в 1955 году, когда Правительством СССР было принято решение об усилении МПВО и подготовке к защите населения от ОМП на всей территории страны, и завершилось в 1961 году принятием решения о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны.
В июле 1961 года было принято Положение о Гражданской обороне СССР, в котором указывалось, что «гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу». Были определены содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления.
В Положении определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация. По расчетам рассредоточение и эвакуация позволяли вывести людей из городов и районов, по которым наиболее вероятно применение ОМП, в загородную зону и сельскую местность и этим самым резко снизить их возможные потери.
Делался расчет на обеспечение убежищами в непосредственной близости от места работы людей, остающихся в городах после эвакуации и рассредоточения населения, т.е. рабочих и служащих, продолжающих работу на предприятиях промышленности, транспорта, энергетики, связи и т.п. В ходе строительства жилых домов в городах предусматривалось наличие в них подвалов. Для защиты сельского населения и эвакуированных горожан от радиоактивных осадков должны были использоваться погреба, хранилища, другие заглубленные сооружения.
Большое значение придавалось накоплению средств индивидуальной защиты: противогазов, респираторов, противопыльных тканевых масок и т.п.
Наряду с возрастанием задач и объема мероприятий гражданской обороны возникла необходимость координации их проведения в масштабе государства. В связи с этим общее руководство гражданской обороной страны возлагалось на Совет Министров СССР.
Повседневная организаторская работа по выполнению мероприятий гражданской обороны была возложена на институт начальников гражданской обороны: в республиках – на председателей Советов Министров, в краях, областях, округах, городах, районах – на председателей исполкомов соответствующих Советов депутатов трудящихся, а на объектах народного хозяйства – на их руководителей. Начальники гражданской обороны несли ответственность за постоянную готовность сил и средств гражданской обороны, управляли ими в мирное и военное время лично, а также через штабы и службы, организовывали защиту населения и материальных ценностей от ОМП.
На гражданскую оборону были возложены следующие задачи:
всеобщего обучения населения способам защиты от ОМП;
подготовки средств индивидуальной и коллективной защиты населения;
создания условий, обеспечивающих работу объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики в военное время;
своевременного оповещения населения об опасности нападения противника;
обеспечения защиты животных, продовольствия и воды от ОМП;
организации и ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и др.
Созданная система гражданской обороны отличалась от МПВО тем, что:
– во-первых, её мероприятиям был придан общегосударственный и общенародный характер. Все мероприятия гражданской обороны планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива;
– во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов ОМП;
– в-третьих, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, связанный с созданием условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время;
– в-четвертых, возникла новая задача по ликвидации последствий применения ОМП, связанная с возможными огромными массовыми разрушениями и оказанием помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.
В стратегическом плане перед гражданской обороной стояла задача совместно с системой активной противовоздушной обороны страны противостоять в будущей войне концепции «неприемлемого ущерба», смысл которой заключался в том, что для нанесения поражения противнику в ядерной войне достаточно уничтожить 25–30% его населения и 50–70% производственного потенциала, сконцентрированных в наиболее крупных городах. Для этого считалось необходимым нанесение по территории СССР около 400 ударов ядерными боеприпасами.
В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий (и соответственно применению ОМП) предшествует, так называемый, «особый период» (в литературе – «угрожаемый период»), в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.
В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы:
первая – мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время.
К ним относились:
– разработка оперативных планов;
– подготовка органов управления и сил;
- создание фонда защитных сооружений и пунктов управления;
– производство средств защиты, создание системы оповещения, обучение населения и др.;
вторая – мероприятия, проводимые в «особый период». К ним относились:
– наращивание фонда защитных сооружений;
– перевод системы с мирного на военное положение;
– развертывание сил, проведение эвакомероприятий и др.;
третья – мероприятия, проводимые в военное время.
Концепция Гражданской обороны СССРв шестидесятые годы сводилась к следующему.
Был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны были продолжать работу в военное время в категорированных городах. Таких убежищ требовалось, примерно, для 15 млн. человек.
Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону. В загородной зоне предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.
Организация подвоза рабочих смен в категорированные города возлагалась на органы гражданской обороны.
Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных.
В случае применения ОМП должны быть организованы массовые спасательные работы в очагах поражения.
На государственном уровне эта концепция была закреплена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения», которые часто назывались основными принципами защиты населения.
В системе гражданской обороны, в основном, сохранилась структура органов и сил МПВО.
Вместе с тем, были внесены и существенные изменения.
Прежде всего, усиливалась ведомственная составляющая гражданской обороны. Кроме территориальной системы органов гражданской обороны, во всех министерствах и ведомствах стали создаваться ведомственные структуры. Таким образом, структура гражданской обороны полностью перешла на построение по территориально-ведомственному (производственному) принципу. Это соответствовало требованиям времени и облегчало подход к решению задач по защите экономики.
Одновременно укреплялись территориальные звенья. Была увеличена штатная численность штабов гражданской обороны республик, краев, областей, городов. Их ядро составляли военнослужащие.
Штабы гражданской обороны выполняли важные и многообразные задачи: разрабатывали планы гражданской обороны и осуществляли их своевременное корректирование, совместно со службами поддерживали в постоянной готовности средства оповещения и связи, планировали и практически осуществляли обучение населения способам защиты от оружия массового поражения, а также подготовку личного состава невоенизированных формирований.
Совершенствовались и службы гражданской обороны. Благоприятные перспективы в подготовке руководящего состава штабов и служб гражданской обороны в повышении готовности и совершенствовании их работы в мирное и военное время открылись с выходом в 1963 году Наставления по службе штабов гражданской обороны.
В 60-е годы велась активная проработка вопросов по совершенствованию управления силами и средствами гражданской обороны в различной обстановке. Были предприняты попытки образования оперативных зон, а затем оперативных направлений гражданской обороны. Однако, опыт работы зон и оперативных направлений, итоги командно-штабных учений показали их неспособность к эффективному решению вопросов гражданской обороны, ибо искусственное создание органов гражданской защиты, не опирающихся на органы государственной власти и административные единицы, себя не оправдывает. Поэтому зоны и оперативные направления в начале семидесятых годов были упразднены.
Большая работа была развернута по разработке новых подходов к защите населения, практической реализации концепции защиты населения от ОМП.
Особое внимание уделялось вопросам планирования и практической подготовки эвакомероприятий. Работа была развернута с широким размахом. Чтобы обеспечить выполнение установленных нормативов (эвакуация всего населения из категорированных городов, в основном, должна быть проведена за 12 часов), были разработаны совместно с Министерством путей сообщения СССР специальные графики движения пригородных поездов на особый период, создавались автоколонны, сборные и приемные эвакопункты.
Велась работа по освоению загородной зоны. За каждым предприятием и организацией закреплялись населенные пункты. Активно работали специально созданные эвакоорганы.
В больших объемах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.).
В комплексе мер по защите населения определяющее значение имел ввод с 1 августа 1966 года в действие «Норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО». Последние создавали благоприятные условия для защиты населения от ОМП и повышения устойчивости работы промышленности, энергетики, транспорта и связи во время войны, прежде всего, в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, и на объектах народного хозяйства особой важности, расположенных вне этих городов.
В целом можно отметить, что, несмотря на значительные трудности, вопросы защиты населения от ОМП в эти годы получили практическую реализацию по многим направлениям.
Значительное место в становлении гражданской обороны страны занимала подготовка к ведению спасательных операций в очагах ядерного поражения.
Новые подходы к организации спасательных работ потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава). Части гражданской обороны должны были стать ядром всех спасательных сил, они являлись кадровой основой для развертывания новых частей по мобпланам.
Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьезные изменения.
Основными среди них стали территориальные сводные спасательные отряды и объектовые отряды гражданской обороны.
Важным событием стал выход в свет в 1965 году проекта Устава войск гражданской обороны и Руководства по организации и ведению гражданской обороны.
Особое место занимала подготовка населения. Эту важную задачу сначала выполняли организации ДОСААФ, СОКК и КП СССР. Начиная с 1960 года, в обучении населения осуществляется переход от теоретических занятий к практическому выполнению определенных нормативов. Были введены нормы «Готов к ПВО».
Население готовилось по новой 19-часовой программе, которая включала такие вопросы, как изготовление обучаемыми простейших средств индивидуальной защиты, изучение обязанностей населения по эвакуации, оказание самопомощи и взаимопомощи в очагах поражения, ознакомление с проводимыми по месту работы и жительства мероприятиями гражданской обороны и др.
Важным условием повышения готовности населения к обороне явилось законодательное закрепление подготовки учащейся молодежи к защите от оружия массового поражения. В статье 17 Закона Союза Советских Социалистических Республик «О всеобщей воинской обязанности», принятого Верховным Советом СССР 12 октября 1967 года, говорилось, что начальная подготовка учащейся молодежи, включая подготовку по гражданской обороне, проводится в общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования.
Нормативными документами тех лет определялось, что обучение населения страны способам защиты от оружия массового поражения является всеобщим и обязательным. Предмет «Гражданская оборона» вводился для девятых классов средних школ, а также для техникумов и ПТУ. Первоначальные сведения по гражданской обороне школьники стали получать в пионерских лагерях, в пятых, шестых и седьмых классах общеобразовательных школ.
Большое внимание в эти годы уделялось подготовке кадров гражданской обороны. В феврале 1965 года существующие школы гражданской обороны, входящие организационно в ДОСААФ, реорганизуются в курсы гражданской обороны и передаются в подчинение соответствующих органов гражданской обороны. Принимаются меры по качественному укомплектованию курсов гражданской обороны мастерами производственного обучения из числа офицеров запаса и специалистов народного хозяйства, имеющих необходимую общую, военную и методическую подготовку. На базе учебного батальона в Ногинске Московской области были созданы Центральные курсы частей гражданской обороны. Вплоть до 1972 года они занимались переподготовкой офицерского состава гражданской обороны, подготовкой младших офицеров запаса и сержантов.
В целях пополнения офицерских кадров механизированных частей гражданской обороны в марте 1967 года было открыто первое в стране Московское училище Гражданской обороны СССР, подобного которому не было в СССР и за рубежом.
В этот период становления гражданской обороны воинам её частей и бойцам невоенизированных формирований нередко приходилось вести борьбу с последствиями землетрясений и наводнений, тушить пожары, спасать людей и материальные ценности при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
В целом о периоде становления гражданской обороны (1961–1972 гг.) можно сделать следующие выводы:
– во-первых, это был сложный период, период поисков и осмысливания новых масштабных задач. В целях их решения был найден верный путь – привлечь внимание к проблемам гражданской обороны всего государства;
– во-вторых, за эти годы был создан надежный фундамент системы гражданской обороны и определены пути её дальнейшего развития. Гражданская оборона СССР стала представлять собой достаточно организованную и отлаженную общегосударственную систему оборонных мероприятий.