Вопрос 4. Деятельность органов государственного руководства по совершенствованию МПВО. Развитие инфраструктуры МПВО городов – пунктов прифронтовой зоны.
Необходимо отметить, что, несмотря на коренной перелом хода войны в конце 1942 года – начале 1943 года, укреплению системы МПВО продолжало уделяться большое внимание. В июне 1943 года ГКО было принято постановление «О местной противовоздушной обороне», которое сыграло большую роль в её укреплении. Постановление содержало комплекс важнейших мероприятий по усилению аварийно-восстановительной и противопожарной служб, увеличению численности войск, укреплению руководящего состава и другие меры.
В целях быстрой ликвидации последствий бомбардировок ГКО обязал местные органы создать на предприятиях оборонного и важного народнохозяйственного значения постоянные аварийно-восстановительные отряды численностью от 150 до 500 человек. На объектах первой категории для улучшения руководства их боевой деятельности вводилась должность помощника директора по МПВО.
Как показала практика, проведенные мероприятия по укреплению МПВО, осуществленные летом 1943 года, оказались своевременными и способствовали надежной защите городов прифронтовой полосы и ближнего тыла от участившихся бомбардировок противника.
Второй период Великой Отечественной войны ознаменовался, как известно, большими победами Советских Вооруженных сил над фашистской Германией, освобождением оккупированной территории страны. Налеты авиации противника на тыловые объекты стали редкими. В этот период боевая деятельность МПВО страны была направлена не только на срыв попыток противника вывести из строя важнейшие административные, политические и экономические центры СССР, расположенные в зоне досягаемости его авиации, защиту населения при этом, но и на своевременную организацию систем МПВО в освобожденных от противника районах нашей страны, восстановление освобожденных городов, железнодорожных магистралей и объектов промышленности.
Велась большая работа по разминированию освобожденных территорий. За 1944–1945 годы подразделениями МПВО было обнаружено и обезврежено миллионы различных боеприпасов.
Вопрос 5. Опыт участия сил и средств МПВО в восстановлении объектов народного хозяйства. Задачи восстановительного характера и роль МПВО в чрезвычайных ситуациях военного времени.
Активное участие части и формирования МПВО принимали в восстановлении народного хозяйства. Ими было возрождено более 250 промышленных предприятий, отремонтировано и построено заново 15685 зданий, уложено свыше 547 тыс.кв. метров покрытия шоссейных дорог, введено в строй 205 железнодорожных и автомобильных мостов, в том числе через Волгу, Дон и Днепр, восстановлено 187,8 км водопроводных и 873 км канализационных сетей, 767 км линий связи, 405,5 км трамвайных линий, налажено энергоснабжение таких крупных городов, как Харьков, Львов, Смоленск, Кривой Рог и др.
Подводя итого деятельности МПВО страны в годы Великой Отечественной войны, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в её результате были сохранены жизнь и здоровье миллионов советских людей, ослаблено разрушительное воздействие воздушных сил противника на тыловую территорию СССР.
Война убедительно показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в военное время относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В ходе войны подтвердился принцип необходимости проведения заблаговременных мероприятий МПВО, прежде всего, это касается подготовки населения к противовоздушной и противохимической защите, подготовки сил и средств, приспособления имеющейся в народном хозяйстве техники и механизмов, накопления средств коллективной и индивидуальной защиты.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что МПВО в годы Великой Отечественной войны постепенно превращалась из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, становилась важным элементом обороноспособности государства.
Тема 5. Влияние военно-политической обстановки в послевоенные годы на процесс становления системы гражданской обороны в нашей стране
Вопрос 1. Подготовка к переходу МПВО в новое качественное состояние. Проблемы развития МПВО в послевоенные годы.
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна сделала в 1961 году. Была создана качественно новая система – Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.
После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашистской агрессии. Свой значительный вклад в решение этой задачи внесли органы и силы МПВО.
Прежде всего, специальные пиротехнические отряды МПВО продолжали принимать участие в сплошных разминированиях территории СССР, подвергшихся фашистскому нашествию. Были обнаружены и обезврежены миллионы взрывоопасных предметов. За мужество и отвагу, проявленные при разминировании, свыше 700 солдат, сержантов и офицеров подразделений МПВО были награждены орденами и медалями.
Другой важнейшей задачей МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Особое значение в этом деле для МПВО имело постановление СНК СССР, принятое еще 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». По данным, поступившим в Главное управление МПВО МВД СССР, силами частей и формирований МПВО был выполнен большой объем восстановительных работ.
Вместе с тем, завершение боевой деятельности МПВО в связи с окончанием войны обусловило целесообразность сокращения численности органов управления и сил МПВО, реорганизации её структуры. Следует отметить, что постепенное сокращение численности органов управления и сил МПВО началось ещё в конце войны, а после её окончания продолжилось. В соответствии с постановлением СНК СССР от 24 октября 1945 года численность личного состава была уменьшена почти на 60 тыс. человек. Были расформированы городские части МПВО, значительно сокращены органы управления.
Однако, несмотря на организационные изменения, резкое сокращение численности органов управления частей и формирований МПВО, вопросы подготовки к защите населения от нападения с воздуха оставались на повестке дня.
Прежде всего, продолжалась подготовка населения, предприятий и учреждений к защите от нападения с воздуха. Обучение граждан проводилось в кружках по 20-часовой программе «Готов к ПВХО». Эта работа осуществлялась ДОСААФ и другими организациями под руководством штабов МПВО. Знания и навыки закреплялись на учениях и тренировках.
Сокращая численность МПВО и категорированных городов, государство принимало меры по сохранению накопленного фонда защитных сооружений. Постановление Государственного комитета обороны от 30 августа 1945 г. «Об использовании специальных сооружений местной противовоздушной обороны» предусматривало организацию контроля за состоянием убежищ и укрытий, командных пунктов и других специальных сооружений.
В целом же внимание к проблемам МПВО в стране в эти годы ослабело.
«С окончанием Великой Отечественной войны, – говорилось, например, в циркулярном письме Главного управления МПВО НКВД СССР, разосланном в наркоматы и ведомства в июне 1946 г., – работа по МПВО на объектах промышленности и транспорта значительно ослабла. Ряд руководителей предприятий вместо того, чтобы принять меры к сохранению и закреплению принципов работы по МПВО, установившихся в период войны, во многих случаях способствовали распространению «ликвидаторских» настроений и практически от работы по МПВО самоустранились».