Групповая дискуссия «В чем секрет эффективности методов «компромисса» и «сотрудничества» при разрешении межличностного конфликта?»
Руководителю занятия целесообразно вначале разъяснить участникам, что компромисс – это такой способ разрешения конфликта, при котором Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в главном; другая сторона делает то же самое. Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество, о котором пойдет речь ниже. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Вы не ищите скрытые интересы, а говорите друг другу о своих желаниях.
Способ компромисса наиболее эффективен в следующих ситуациях:
- Вы и оппонент хотите одного и того же, но знаете, что это невыполнимо;
- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
- Вы хотите получить решение быстро, так как у Вас нет времени;
- Вас может устроить временное решение;
- Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;
- другие подходы к решению проблемы оказались неэффективны;
- удовлетворение Вашего желания имеет для Вас не слишком большое значение и Вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
- компромисс позволит Вам сохранить взаимоотношения, и Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.
С чего начинается поиск компромисса?
1. С прояснения интересов и желаний обеих сторон.
2. С выдвижения предложений, выслушивания предложений другой стороны, готовности к уступкам и т.п.
При разрешении конфликта способом сотрудничества Вы являетесь активным участником этого процесса и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот способ требует более продолжительной работы и особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. Он побуждает человека к открытому обсуждению его насущных нужд и желаний, что отсутствует в способе компромисса.
Однако для успешного использования данного способа необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки конкретных путей удовлетворения истинных желаний обеих сторон.
Такой подход рекомендуется использовать в следующих ситуациях:
- решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;
- у Вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;
- Вы и Ваш оппонент способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
- обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Сотрудничество среди прочих способов является самым трудным, однако оно позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.
Упражнение «Коллективная самоаттестация»
Цель – сплочение учебного коллектива, снятие психологических барьеров между различными его микрогруппами.
В процессе самоаттестации вырабатываются общие групповые оценки характера взаимоотношений и взаимодействия в коллективе, духовное единство его членов.
Вопросы, выносимые на групповое обсуждение, могут быть следующими:
а) Достаточно ли мы понимаем друг друга, чтобы находить общий язык, вырабатывать общее мнение?
б) Можно ли сказать, что мы живем по закону «Один за всех и все за одного»? Если да, то в чем это проявляется? Если нет, то почему?
в) Принимаем ли мы близко к сердцу успехи и неудачи подразделения?
г) Способны ли мы конструктивно, без агрессии и применения силы разрешать конфликтные ситуации?
д) Лучше ли нам от того, что мы вместе?
Обсуждение вопросов, вынесенных на самоаттестацию, заканчивается выработкой программы самосовершенствования подразделения. Для этого создается согласительная комиссия, в которую входят наиболее явные оппоненты по обсуждаемым вопросам. Комиссия обобщает все предложения группы и вырабатывает программу сплочения коллектива, за которую единогласно должны проголосовать все члены согласительной комиссии, а затем и коллектив в целом. Если хотя бы одного участника эта программа не устраивает, то она отправляется на доработку в комиссию, в которую автоматически включается оппонент программы.