Тема 7. Групповая дискуссия

Задание 1. Напишите план групповой дискуссии на любую интересующую вас тему. Проведите ее презентацию в группе. Та тема, презентация которой больше всего понравится группе и будет в ней проведена. При ее написании и проведении пользуйтесь основными правилами ведения групповой дискуссии.

Напишите:

· С какими трудностями вам пришлось столкнуться при написании/проведении групповой дискуссии?

· Какими навыками, необходимыми для ее успешного проведения вы пока не обладаете?

· Удалось ли вам или другому ведущему легализовать разнообразные чувства в группе?

· Что поддерживало вашу и их активность? Что – активность ведущего?

· Были ли конфликтные ситуации, и за счет каких ресурсов группы и поведения ведущего удалось их разрешить?

Задание 2.Рефлексия собственного эмоционального состояния и осознавание его влияния на группу.

Опишите:

1. Что вы чувствовали, когда вам приходилось отстаивать свою точку зрения?

2. Довольны ли вы собой и группой?

Тема 8. Коммуникативная компетентность в профессиональном взаимодействии.

Задание 1. Оцените собственные результаты развития социально–психологической компетентности.

Напишите:

1. Чего вам еще не достает, чтобы считать себя компетентным в общении?

2. Что бы вы позаимствовали у каждого участника тренинга?

3. Чему вы научились в процессе участия в тренинге?

4. Что бы могли пожелать тренеру?

Задание 2.Интеграция полученного опыта.

Напишите эссе на тему «Чем мне был полезен тренинг общения?»

III. релаксационный тренинг

Тема 1. Теоретические основы релаксационного тренинга

1. Рассмотрите понятие «релаксация». Определите цель и задачи релаксационного тренинга.

2. Рассмотрите поведенческую психотерапию как методологическую базу релаксационного тренинга.

3. Изучите историю применения методов релаксации в психологической и психиатрической практике.

4. Изучите физиологические основы процесса релаксации.

5. Рассмотрите показания и противопоказания к занятиям релаксационного тренинга.

6. Изучите метод произвольного самовнушения по А. Куэ (историческая справка о создании метода; применение метода в современных условиях; характеристики метода; анализ типичных ошибок при составлении формул активного самовнушения).

7. Опишите области применения релаксационного тренинга, в том числе и в практике психолога.

Литература

1. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс. – М., 1981. – С. 13–29.

2. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. – Минск, 1999. – С. 22–54.

3. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. – Л., 1986. – С. 12–56.

4. Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона: психологический практикум / Л.А. Пергаменщик. – Минск, 1996. – С. 7–26.

5. Федоров, А.П. Методы поведенческой психотерапии / А.П. Федоров. – Л., 1987. – С. 21–43.

Тема 2. Введение в релаксационный тренинг

1. Изучите основные позы для выполнения релаксационных упражнений («кучер на дрожках», поза смерти (шавасана) и ее разновидности).

2. Опишите свой опыт их использования. Удалось ли вам сосредоточить мысли и внимание на каком-либо одном представлении, расслабиться? Были ли на моменты, когда вы ощущали дискомфорт, переживали неприятные или неожиданные для вас чувства и состояния?

Литература

1. Бокатов, А. Детская йога / А. Бокатов, С. Сергеев. – Киев, 1999. – С. 56–72.

2. Верещагин, В.Г. Физическая культура индийских йогов / В.Г. Верещагин. – Минск, 1982. – С. 22–39.

3. Водейко, Р.И. Как управлять собой / Р.И. Водейко, Г.Е. Мазо. – Минск, 1987. – С. 34–62.

4. Клейнзорге, Х. Техника релаксации / Х. Клейнзорге, Г. Клюмбиес. – М., 1966.

5. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. – Л., 1986. – С. 24–51.

6. Мазо, Г.Е. Аутогенная тренировка в режиме труда / Г.Е. Мазо. – Минск, 1992.

7. Релаксационный тренинг: учебно–методич. пособие; авт.–сост. Т.И. Юхновец, Е.В. Коян. – Минск: БГПУ, 2007.

8. Руководство по психотерапии; под ред. В.Е. Рожнова. – Ташкент, 1985. – С. 29–52.

9. Фурдуй, Ф.И. Стресс и здоровье / Ф.И. Фурдуй. – Кишинев, 1990. – С. 19–37.

10. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М., 1999. – С. 24–95.

Тема 3. Прогрессивная мышечная релаксация по Э. Джекобсону

1. Изучите концептуальные основы метода прогрессивной мышечной релаксации.

2. Рассмотрите показания и противопоказания к применению.

3. Изучите детский вариант прогрессивно–мышечной релаксации, особенности его проведения.

4. Проведите технику прогрессивной мышечной релаксации самостоятельно и опишите свой опыт. Удалось ли вам достигнуть произвольного расслабления мышц в покое? Удалось ли вам путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у вас наиболее всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях (страх, тревога, волнение, смущение)?

Литература

1. Ахмедов, Т.И. Психотерапия в особых состояниях сознания (история, теория, практика) / Т.И. Ахмедов, М.Е.Жидко. – М.; Харьков, 2003. – С. 616–618.

2. Водейко, Р.И. Как управлять собой / Р.И. Водейко, Г.Е. Мазо. – Минск, 1987.

3. Клейнзорге, X. Техника релаксации / X. Клейнзорге, Т. Клюмбиес.– М., 1965.

4. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс. – М., 1981.

5. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. – Минск, 1997. – С. 98–100.

6. Мазо, Г.Е. Аутогенная тренировка в режиме труда / Г.Е. Мазо. – Минск, 1992.

7. Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона: психологический практикум / Л.А. Пергаменщик. – Минск, 1996. – С. 31–58.

8. Релаксационный тренинг: учебно–методич. пособие; авт.–сост. Т.И. Юхновец, Е.В. Коян. – Минск: БГПУ, 2007.

9. Фурдуй, Ф.И. Стресс и здоровье / Ф.И. Фурдуй. – Кишинев, 1990. – С. 29–45.

10. Эверли, Дж.С. Стресс: природа и лечение / Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд; пер. с англ. В.В. Храмелашвили. – М., 1985.

Наши рекомендации