Игра «Взаимодействие с партнером»
«Пожалуйста, разбейтесь на пары. Сейчас Вам предстоит выполнить ряд совместных действий. В каждой паре партнеры должны друг другу давать определенные задания. Например, поздороваться, передать книгу, записать адрес, подать пальто и т.п. Вы совместно выпол-
няете задания. По сигналу гонга, Вам надо будет остановиться и «замереть». Ведущий будет выступать в качестве эксперта. Он подойдет к каждому из застывших и определит локализацию мышечных зажимов. Как только он подойдет, дотронется до тех мест, где, по его мнению, есть мышечные зажимы, напряжение должно сниматься, а движения завершаться. Цель данного упражнения: уловить разницу в ощущении зажатого и свободного движения. Итак, все заняли свои места по парам, наверное, даже лучше встать, впрочем, как хотите. По удару гонга все застывают, а ведущий оценивает, у кого имеются зажимы. Подходит, дотрагивается, снимает эти зажимы, а потом определяет, кто из всех чувствовал себя наиболее раскованно. Пожалуйста, начали! Мы уже заканчиваем нашу игру».
Ведущий подводит итоги и определяет, кто из всех присутствующих вел себя наиболее раскованно.
Игра «Передача эмоций»
Участники игры рассаживаются в круг и рассчитываются по часовой стрелке. Первому предлагается накопить максимум отрицательных эмоций и в одной-двух фразах «выплеснуть» весь накопленный запас на своего соседа под номером два, постаравшись вложить максимум темперамента и эмоций. Второй, никак не ответив первому, «вымещает» зло на следующем. Как это обычно бывает в жизни, он разряжается на первом попавшемся под руку. Третий также не отвечает обидчику и в одной-двух фразах передает эмоции по цепи следующему. Игра проходит в один-два круга, пока не иссякнет.
«Итак, рассаживайтесь по кругу. Первый начинает цепь отрицательных эмоций, обращая одну-две фразы второму. Второй – третьему и т.д. А теперь несколько изменим задание. Первый пытается сбросить запас отрицательных эмоций и расшевелить все добрые и светлые силы души одной-двумя приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом. Второй, получив заряд положительных эмоций, передает его третьему и т.д. Итак, теперь включается цепь положительных эмоций. Первый начинает, и его улыбка передается по лицам участников игры.
Вы смогли воочию сравнить цепи отрицательных и положительных эмоций. Ваш разум сможет подсказать, какую из цепей следует оборвать, а какую продолжить, вложив в нее также частичку вашей души».
Ведущий подводит итоги.
Далее предлагаются задания по развитию уверенности в себе.
Игра «За что мы любим»
«Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять письменно. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся. Итак, не называя самого человека, укажите пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. (На это отводится обычно 2-3 минуты.) Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы все попробуем определить человека, к которому она относится. Пожалуйста, кто начинает? Можем начать слева направо. Пожалуйста, начали!»
В процессе игры участники получают представления о своих качествах с точки зрения других людей. В конце занятий ведущий определяет, кого из присутствующих игроки узнали быстрее всего, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.
Игра «Побуждение»
Ведущий: «Требуется большое умение, чтобы побудить человека к действию. Побуждающая речь должна вдохновлять человека на практическую деятельность. Формы здесь могут быть самые разные: речь на митинге в форме призыва, речь протеста, патетическая речь, например по случаю предстоящих праздников, призыв к действиям. Речь-побуждение имеет свои особенности. Она должна быть очень краткой, начинаться с определения значимости предмета. По существу надо четко выразить, что необходимо сделать, почему это необходимо сделать и как это нужно сделать. Но давайте попробуем все это сделать практически. Выберите для себя любую форму речи-побуждения. Можно то ли в шутку, то ли всерьез. Ведь в каждой шутке есть намек. Например, можно взять один из больных вопросов – нарушение правил уличного движения. Почему их нарушают и как с этим бороться? Как можно улучшить правила и т.д.? Итак, в течение трех минут продумать выступление-побуждение. Что необходимо сделать, почему и как? Приготовимся, а потом выступаем и оцениваем эффект. Начали! Итак, время истекает. Выступаем все по очереди, оцениваем друг друга по пятибалльной системе, потом суммируем свои очки. Итак, все выступают по очереди. Пожалуйста, начали!
Итак, выступления закончены. Давайте подведем итоги. Посмотрим, кто сколько очков набрал. (Ведущий подходит к выступающему,
каждый его оценивает и говорит свои баллы). Итак, оценим всех последовательно. Один из игроков записывает, затем суммирует баллы. Мы заканчиваем нашу игру. Победители ее очевидны, они набрали больше всех очков. Благодарим всех за участие. Спасибо».
Игра «Убеждения»
Ведущий: «В чем особенность убеждающей речи? В основном она должна вызвать у слушателя те или иные чувства. На передний план выступает эмоциональный аспект. К выступлению-убеждению относятся такие формы речи, как торжественная (например, по случаю праздника, юбилея и т.д.), поздравительная (поздравление кого-то), напутственное слово (по случаю выпуска из школы, поступления на учебу и т.д.). Выберите форму выступления-убеждения и в течение трех минут подготовьте свою речь-убеждение. В процессе выступления старайтесь избегать излишней сентиментальности, старайтесь быть убедительными, но не навязчивыми. Помните: убедительность зависит от умения настроиться на партнера. Выберите себе тему, можно и не вполне серьезную. Например, поздравьте друг друга со столетним или двухсотлетним юбилеем и т.д. Итак, три минуты на подготовку. Пожалуйста, начали! Хорошо, время истекло. Пожалуйста, давайте по очереди послушаем всех выступающих. И пусть каждый по пятибалльной системе оценит своих товарищей. Посмотрим, кто сколько очков наберет. Начали по очереди. Итак, выступления закончились. Давайте подведем итоги».
Ведущий по очереди называет докладчиков, все дают ему свои оценки. Один из игроков записывает, суммирует и определяет количество набранных очков каждым участником.
В конце ведущий оценивает победителей: «Так, победители конкурса выявлены. Поздравляем их! Игра закончена».
Игра «Информация»
Ведущий: «Публичное выступление воспринимается как особо сложная задача. Готовиться к выступлению надо целенаправленно, учитывая при этом его особенности. Давайте сосредоточим свое внимание на подготовке выступления-информации. Такое выступление направлено на передачу информации, обогащение знаниями. Это могут быть отчеты, сообщения о результатах работы, лекции, рефераты, доклады. Выберите любую тему выступления и в течение нескольких минут продумайте, о чем вы будете сообщать. Не забудьте при этом о структуре сообщения. В ней три части: выступление, где главное – привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт; основная
часть, стержень которой – аргументация, достигаемая за счет непротиворечивости мысли и точности языка, и, наконец, заключение. Его не следует затягивать, а также прерывать на полуслове. Это могут быть выводы, ваше личное отношение к содержанию, указания на нерешенные проблемы, пожелания, призывы к дальнейшим действиям. Итак, ваше выступление не должно превышать трех минут. Выберите для себя одну из самых актуальных тем, которая вас волнует. Например: современная авиация, инопланетная цивилизация, будущее планеты и т.д. Пожалуйста, на подготовку три минуты. Начали. Время истекает. Давайте выступать по очереди слева направо. Во время выступления обращайте внимание на мимику, жесты, интонацию, логику изложения. Все последующие учитесь на ошибках предыдущих. Потом мы оценим самые интересные выступления. Пожалуйста, начали по очереди свои выступления. Хорошо, заканчиваем. Теперь давайте оценим, какое из выступлений произвело на вас большее впечатление и более всего отвечает предъявленным к нему требованиям».
(Под руководством ведущего заслушиваются мнения всех о выступлениях и выбираются наиболее интересные из них). Спасибо, благодарим всех за участие, поздравляем победителей».
Игра «Уличное знакомство»
Все участники игры разбиваются на пары. Задание одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему, человеком прямо на улице. Для этого он прилагает максимум усилий, все свое обаяние, находчивость. Цель считается достигнутой, если ему удается узнать имя человека и номер домашнего телефона. Второй, напротив, старается уйти от знакомства, но все же оставаясь в рамках элементарной логики и органичности своего образа. Необходимо, конечно, заранее обговорить место действия образов, в которых предстанут участники игры, а также приблизительную цель, побудившую одного к завязыванию знакомства. После демонстрации парами сцен знакомства участники определяют наиболее справившегося с поставленной задачей, а также самого несговорчивого незнакомца, сумевшего, конечно, сохранить правдоподобность своего образа.
Ведущий: «Итак, разбейтесь на пары, обговорите место, роли и причину, побудившую к знакомству, и переходите к демонстрации сцен знакомства. По очереди начали. Спасибо, закончили. Давайте подведем итог.
(Ведущий организует показательное выступление всех желающих). Всем спасибо. Игра закончена».