Пути развития общих и специальных способностей старшеклассников

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Психология и педагогика, отрицая тождество способностей, с одной стороны, и знаний, навыков, умений – с другой, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Точнее сказать, способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений и навыков, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения существенно важными для данной деятельности знаниями, умениями и навыками. По мнению К.К.Платонова, «способности – это личность в ее продуктивности».

Способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе его жизнедеятельности на основе взаимодействия с действительностью. Однако отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. В современной психологии и педагогике существует понятие задатков как природных предпосылок способностей.

Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, именно они выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Сами задатки многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от условий деятельности, осуществляемой человеком.

Способности, как темперамент и характер, являются индивидуально-психологическими чертами личности. Во взаимодействии и взаимообусловленности с ними способности обеспечивают своеобразие развития человека как личности и профессионала. В структуре способностей индивида можно выделить общие и специальные способности. Общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, специальные способности являются возможностями успешного выполнения личностью определенного вида деятельности.

Отметим важную сторону способностей личности – широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает целенаправленно под руководством педагога, воспитателя, инструктора или самостоятельно.

Таким образом, к специальным способностям относятся летные способности, к общим – познавательные.

Летные способности – это совокупность довольно стойких индивидуально-психологических особенностей познавательных психических процессов и качеств личности, которые на основе компенсации одних особенностей и качеств другими определяют успешность летного обучения, выполнения летной деятельности и совершенствования в ней (К.К. Платонов, 1970; К.К. Платонов, 1973).

Летные способности составляют следующие важные психологические качества:

- оперативность мышления;

- эмоциональная устойчивость;

- высокие качества восприятия;

- адекватные пространственно-временные представления;

- развитая память;

- тонкая координация движений;

- активная направленность на летную работу;

- готовность к творчеству в нестандартных условиях полета.

Таким образом, целенаправленное познавательное, интеллектуальное развитие обеспечивает формирование основ летных способностей.

Под интеллектом в современной психологии понимается целостно функционирующая совокупность познавательных процессов различных уровней: ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти и внимания, представляющая собой единую психическую систему получения, хранения и переработки информации. Остановимся коротко на основных особенностях профессионально важных для летчика интеллектуальных качествах.

Уровень развития интеллекта человека имеет выраженные индивидуальные особенности, которые во многом определяют скорость и успешность овладения профессиональной деятельностью.

В практическом плане можно выделить три основных качества интеллекта, которые необходимы для освоения программы обучения в ОШИ с ПЛП и на развитии которых должны быть, прежде всего, сосредоточены усилия преподавательского состава. Это память, способность к оперированию образами и профессиональное мышление.

Память – способность накопления, хранения и воспроизведения информации. Образы – это основная психическая форма существования информации. Мышление – это способность к оперированию информацией. Именно эти три выделенные свойства интеллекта определяют и особенности внимания будущего летчика, и способность к ориентировке в сложной пространственной среде, непредвиденных ситуациях, и развитие летного чувства, а также другие специализированные интеллектуальные качества пилота.

С позиций современного знания развитие интеллекта у летчика должно начинаться на ранних этапах профессионального становления – уже в стенах летной школы. Суть этого развития: перейти в процессе обучения от простого приобретения информации к умению эффективно перерабатывать ее и порождать новую, т.е. еще начиная с ОШИ с ПЛП, у будущего летчика должно быть максимально выработано такое фундаментальное свойство интеллекта, как самостоятельность мышления, которое будет способно поддерживать процесс его постоянного профессионального самосовершенствования.

Учитывая возрастные особенности воспитанников, в качестве способов специального интеллектуального тренинга могут использоваться различные развивающие игры, которые позволяют не только получать определенные знания, но и развивают уже имеющиеся умственные действия, формируют новые способы получения и переработки информации. В результате их применения происходит значительное повышение качества летной и общеобразовательной успеваемости, формируется высокая интеллектуальная культура, оптимизируется структура познавательных процессов.

Развитие памяти

Память лежит в основе любого психологического явления. Без включения памяти в акт познания все чувственные образы будут переживаться как впервые возникшие, ориентировка в мире станет невозможной, превращая человека в живой автомат, действующий по принципу «стимул-реакция».

Умение эффективно запомнить, прочно сохранять, быстро и точно вспомнить разнообразные сведения становится важнейшим интеллектуальным профессионально важным качеством военного летчика.

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Существуют три тесно связанные между собой вида памяти: непосредственная (сенсорная), кратковременная и долговременная.

Непосредственная (сенсорная) память – это память органов чувств. В ней на короткое время целиком как бы отпечатывается внешний мир. Продолжительность нахождения информации в ней составляет 0,5-2,0 секунды. Далее информация поступает в кратковременную память. Этот переход осуществляется с помощью внимания и сопровождается качественным преобразованием информации, в результате которого происходит многократное уменьшение ее объема. Оставшаяся в сенсорной памяти информация быстро разрушается и вытесняется вновь поступающими данными от органов чувств.

В кратковременной памяти осуществляется смысловая обработка информации, необходимая для ее перевода в долговременную память. С другой стороны, при опознании уже известной информации и интерпретации поступающих данных из внешнего мира кратковременная память постоянно черпает сведения из долговременной памяти. В кратковременной памяти осуществляются основные процессы по обработке текущей информации, поэтому ее часто называют рабочей или оперативной памятью, а ее объем – объемом внимания. Он ограничен 7±2 смысловыми единицами. Время нахождения информации в кратковременной памяти около 30 секунд.

В долговременной памяти информация хранится «вечно», а объем ее безграничен. Доступ к сведениям и их извлечение возможны благодаря определенной организации долговременной памяти, которую можно сравнить с каталогами больших библиотек или адресными системами. Поэтому чем выше уровень организации хранения информации, тем легче ее извлечь из памяти.

Способы эффективного запоминания

Основной задачей запоминания является ввод сведений в долговременную память. Как уже упоминалось, знания в долговременной памяти хранятся в виде определенных информационных структур. Поэтому эффективное запоминание должно основываться на приведении воспринимаемой информации к виду, оптимальному для хранения в долговременной памяти. Это достигается своеобразным «перевариванием» информации, ее структурированием в кратковременной памяти. Понимание памяти как мнемической деятельности означает, что способы запоминания представляют собой мыслительные операции по переработке воспринимаемой информации. К таким способам относятся смысловое расчленение, выделение смысловых опорных пунктов, использование наглядных образов, соотнесение с уже имеющимися знаниями, рациональное повторение.

Смысловое расчленение

Прежде всего, необходимо выявить основные микротемы и согласно им расчленить текст на части. В результате, во-первых, создается четкая смысловая структура, во-вторых, обеспечивается возможность его быстрого запоминания по частям.

Результаты расчленения учебного материала, выделения в нем самого существенного фиксируются в смысловых опорных пунктах (СОП).

В качестве таких пунктов могут выступать заголовки текста, краткие тезисы, самостоятельно придуманные названия разделов, вопросы, схематические рисунки, примеры, цифровые данные, незнакомые и непривычные термины и т.д. Нужно стремиться, чтобы количество СОП не было слишком большим. Хорошо, если все пункты могут одновременно присутствовать в сознании. А для этого их число не должно превышать объема кратковременной памяти (7±2 единицы).

Продуктивность запоминания увеличивается, если отражать смысл учебного материала с помощью наглядных зрительных образов в виде рисунков, схем и т.д. Самостоятельное наглядное отражение смысла ускоряет запоминание и делает его более прочным по сравнению с рисунками и схемами, предлагаемыми преподавателем или учебником.

Важным условием повышения эффективности памяти служит соотнесение запоминаемых сведений с уже имеющимися знаниями. Именно таким образом происходит включение новых данных в информационные структуры долговременной памяти. Ведь объяснить – значит свести неизвестное к известному.

Скорость и прочность запоминания существенно увеличиваются при рациональном повторении. Оно подразумевает выполнение мыслительной деятельности с запоминаемым материалом, его самостоятельное воспроизведение из памяти.

Дополнительно для занятий со старшеклассниками в учебное и неучебное время можно рекомендовать упражнения, указанные в главе 4.

Развитие внимания

Внимание – это психический процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность сознания человека в определенный период его деятельности. Существуют следующие виды внимания: в зависимости от направленности – внутреннее (направлено на собственные мысли) и внешнее (направлено на внешний мир); в зависимости от затрат волевых усилий – непроизвольное внимание, возникающее стихийно и не требующее волевых усилий, и произвольное внимание, вызываемое сознательно и требующее определенных усилий для его сохранения. Произвольное внимание характеризуется такими качествами, как объем, распределение, переключение, устойчивость и концентрация.

Одна из важнейших задач при воспитании внимания – развитие контрольной функции, т.е. способности контролировать качество своей деятельности. В учебной деятельности внимание неразрывно связано с умственной деятельностью, следовательно, при развитии восприятия, памяти, мышления будет происходить и развитие внимания. Развитие внимания происходит по различным теоретическим дисциплинам, когда педагог умело управляет как индивидуальным, так и коллективным вниманием учеников.

Развитие восприятия

Восприятие – это отражение в сознании человека объекта в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого является перцептивный образ. Чем сложнее объект, тем сложнее его перцептивный образ. Полнота и точность перцептивного образа зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от общих закономерностей процесса восприятия и от условий, в которых происходит восприятие. Задачей преподавателя является создание оптимальных условий для протекания процесса восприятия при изучении различных учебных дисциплин.

В зависимости от преобладающей роли анализатора выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Кроме этого, существует классификация восприятий по формам существования материи. Здесь выделяют восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства. По времени протекания процесса восприятия выделяют симультанное (одномоментное) и сукцессивное (развернутое во времени) восприятие.

Ведущими свойствами восприятия являются: целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, контрастность и избирательность. Продуктивность восприятия оценивается объемом, быстротой, точностью, полнотой и надежностью.

Более подробно следует остановиться на восприятии пространства, которое является наиболее сложным видом восприятия и играет огромную роль в профессиональной деятельности военного летчика. Этот вид восприятия включает в себя восприятие формы предмета, его величины, глубины и удаленности, взаимного расположения предметов и объектов. Недостаточный уровень его развития неблагоприятно скажется как на успешности освоения летной профессией, так и на качестве дальнейшей летной деятельности. Известно, что если целенаправленно не развивать способности к восприятию пространства, то к моменту окончания школы у подавляющего количества учеников развитие этой способности находится на низком уровне. Поэтому нужны систематические занятия по развитию способности к восприятию пространства. Это целесообразно делать как в процессе плановых занятий, сделав акцент при изучении учебного материала именно на пространственное восприятие (т.е. научить видеть проекционные отношения, проводить измерения и графические построения, использовать схемы и графики, топографические карты, совершать мысленные операции с образами, решая задачи в уме, сочетать измерения на глаз с инструментальными измерениями, менять точку отсчета и т.д.), так и проводить дополнительные занятия с использованием различных методов, которые, учитывая, что восприятие пространства неразрывно связано с процессами пространственного мышления, будут описаны в разделе «Развитие пространственного мышления».

Наши рекомендации