Профессиональные качества, необходимые летчику
№ п/п | Особенности профессиональной деятельности летчика | Профессиональные качества |
Управление транспортными средствами | Острота зрения, глазомер, цветоощущение, пространственные представления, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движений, психическая и физическая выносливость, эмоциональная устойчивость | |
Работа с цветовой сигнализацией и цветовыми объектами | Точность цветоощущения | |
Ремонт, наладка, регулировка и испытание объектов | Оперативная память, техническое мышление, координация движений, аккуратность, настойчивость | |
Работа в вынужденной позе | Координация движений, гибкость, выносливость | |
Большое разнообразие операций | Объем памяти, переключение внимания, гибкость мышления | |
Воздействие ускорений, частое изменение положения тела в пространстве | Устойчивость вестибулярного аппарата, физическая выносливость | |
Сменный график работы | Психическая и физическая выносливость | |
Бригадная форма труда | Коммуникативность, готовность к сотрудничеству, доброжелательность | |
Математические вычисления, расчеты | Память на числа, концентрация внимания | |
Планирование | Логичность мышления, оперативная память, предусмотрительность | |
Возможность аварийных ситуаций | Оперативное мышление, быстрота реакций, эмоциональная устойчивость |
«Летание» как способ жизнедеятельности не заложен в природу человека. Человек – земное существо. Человек приспособлен к жизни на земле как биологический индивид, но как личность он обладает свободой духа, неистребимым стремлением к познанию неизведанного. Чем опаснее неизведанное, тем сильнее человек стремится познать его. Поэтому полет – не просто новый способ перемещения человека. Это полет души. Летающий человек – совершенно особенный человек. Эта особенность проявляется в его мировоззрении, характере, способностях, деятельности и поведении.
Человеку в полете приходится по-новому ориентироваться в пространстве. Там, в небе можно перемещаться в любом направлении, но при этом возникает необходимость постоянно представлять свое положение и характер перемещения относительно земной поверхности. Эта необходимость вызвана, с одной стороны, тем, что летать приходится в разных условиях: в облаках, ночью, когда земля не просматривается. Кроме того, современная авиационная техника отличается необыкновенным увеличением темпа и диапазона изменений высот и скоростей полета, что также усложняет пространственные представления.
С другой стороны, сложность пространственной ориентировки связана с автоматизацией управления, а это означает исключение человека из контура управления, что нарушает, иногда надолго, чувственную связь с объектом управления, т.е. с самолетом. В этих условиях становится сложно сохранять пространственную ориентировку.
Следующая особенность деятельности человека в полете связана со значительным ростом маневренности (появился термин «сверхманевренность») самолетов. Соответственно возросли величины скорости нарастания и длительности пилотажных перегрузок, которые нарушают дыхание, опасны нарушением кровоснабжения головного мозга. Преодолеть это можно специальными упреждающими физическими и дыхательными упражнениями.
Возросли максимальные высоты полета, требующие особых мер защиты от воздействия факторов разряженной атмосферы. В полете на сверхзвуковых скоростях также используются соответствующие индивидуальные средства защиты.
Большая дальность и продолжительность полетов современных самолетов обусловили повышенные требования к выносливости организма, способности сохранять оптимальную работоспособность на протяжении всего многочасового полета вплоть до посадки на своем аэродроме или в пункте назначения.
На летчика действуют не только перечисленные факторы полета, но и значительные нервно-психические нагрузки. Они связаны с высокой ответственностью за исход полета, за выполнение поставленной задачи, за правомерность принятого решения при изменении и усложнении обстановки, при возникновении нештатных условий, то есть особых случаев в полете.
Для того чтобы противодействовать негативному воздействию факторов полета и выдерживать нервно-психические нагрузки, человек, избравший летную профессию, должен постоянно работать над собой, заниматься самовоспитанием, формировать те способности, которые переводят знания в действия, а поведение – в поступки. Трудно представить себе человека, занимающегося летным делом «без умения ставить самому себе ограничения, знать свое тело, душу, свои возможности и слабости, предельно точно чувствовать снижение готовности идти на риск, определять уровни своего психического состояния» (В.А. Пономаренко).
В настоящее время установлено, что становление профессионала сопровождается развитием его профессионально важных качеств (ПВК). Однако при отсутствии специальных формирующих воздействий этот процесс протекает стихийно. Только специальные методы обучения и воспитания позволяют формировать отдельные ПВК.
Рассмотрим кратко классификацию и структуру профессионально значимых качеств, необходимых старшекласснику как будущему военному летчику. Эта классификация – результат многолетней работы сотрудников Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины Министерства обороны РФ – А.А. Вороны, Д.В. Гандера, И.М. Жданько, С.Г. Мельника, Ю.Э. Писаренко, Б.Л. Покровского, В.А. Пономаренко.
1. Личностные ПВК:
- долговременная мотивация на профессию военного летчика;
- способность к правильной самооценке;
- способность к психической адаптации к различным условиям;
- устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям;
- черты характера: целеустремленность, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость;
- нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, товарищество;
- социальные качества: склонность к лидерству, коммуникабельность, правильные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству.
2. Интеллектуальные ПВК:
- развитость ощущений и восприятий (летное чувство);
- яркость, четкость и контролируемость пространственных представлений;
- продуктивность и помехоустойчивость мышления;
- быстрота, точность и прочность памяти;
- большой объем, быстрое переключение и устойчивость внимания;
- способность к ориентировке в сложном пространственном окружении и непредвиденных ситуациях;
- способность к действиям в условиях дефицита времени и навязанного темпа работы;
- развитость эвристического, системного и образного типовмышления.
3. Психофизиологические ПВК:
- нервно-эмоциональная устойчивость;
- устойчивость к утомлению;
- способность к произвольной регуляции своего эмоционального состояния.
4. Физиологические ПВК:
- устойчивость организма к укачиванию;
- устойчивость психических процессов к вестибулярным раздражителям.
5. Физические ПВК:
- общее физическое развитие: сила, быстрота, выносливость, координированность;
- физическая подготовленность к неблагоприятным факторам летной деятельности.
Рассмотрим основные характеристики групп профессионально важных качеств летчика.
Личностные ПВК: летная направленность, нравственность, морально-боевые качества, характер и другие черты личности – составляют ядро профессиональной пригодности. Ведь только бескорыстно и глубоко любя авиацию, правильно строя взаимоотношения в коллективе, проявляя целеустремленность и волю при преодолении трудностей, постоянно работая по устранению своих недостатков, можно успешно овладеть профессией военного летчика, сознательно идти на преодоление всех трудностей и опасностей, связанных с ее выполнением.
Интеллектуальные ПВК характеризуют способность к переработке и усвоению огромного количества информации и требуют от летчика наличия высокого уровня развития всех познавательных психических процессов: восприятия, представления, мышления, памяти и внимания.
Психофизиологические ПВК обеспечивают связь психики с физиологией и характеризуются умением управлять своими эмоциональными состояниями, т.е. при стрессе надо гасить излишнее возбуждение, при утомлении бороться с усталостью, а на боевом дежурстве при необходимости быстро переходить из режима пассивного ожидания в состояние активного бодрствования.
Физиологические ПВК определяют надежность функционирования органов и систем человека в условиях воздействия специфических факторов полета. В современных условиях важное значение имеет вестибулярная устойчивость, особенно при первоначальном летном обучении, устойчивость к перегрузкам большой величины и длительности при пилотировании высокоманевренных самолетов.
Физические ПВК характеризуют прочность организма летчика, его устойчивость к неблагоприятным факторам летной деятельности. Справиться с трудностями летной профессии, успешно переносить большие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки и долгое время сохранять профессиональное здоровье может только физически хорошо подготовленный человек, регулярно занимающийся специальными физическими упражнениями.
Приведенная классификация ПВК в определенной мере условна. Человек как индивид и как личность есть целостный субъект, поэтому выделенные ПВК составляют единую систему. В ней каждый элемент может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность других элементов и всей системы в целом. Например, ярко выраженная летная направленность окажет сильное воздействие на развитие большинства ПВК. И наоборот, отсутствие достаточного интереса к профессии военного летчика заблокирует развитие ПВК. Благодаря системным связям в определенных границах возможен эффект компенсации ПВК, т.е. относительно низкое развитие одного ПВК может уравновешиваться высоким развитием другого. Допустим, на усвоение знаний старшеклассником – при недостаточно высокой эффективности памяти – может положительно сказываться его целеустремленность, настойчивость в достижении успеха при обучении. Главное – заранее определить свои индивидуальные особенности личности и психики, убедиться в том, что они поддаются развитию и идти к намеченной цели – военно-авиационной профессии.
В исследовании Т.А. Крапивницкой, также посвященном изучению и анализу профессионально важных качеств летчиков, подчеркивается, что их ведущими личностными особенностями являются активность, оптимизм, независимость, высокий уровень притязаний, уверенность в себе, широкий круг интересов, богатое воображение. Эти личностные особенности влияют на выбор летной профессии, поскольку именно в этой профессии можно реализовать свою высокую жизненную активность, склонность к независимости, повысить уверенность в себе, осуществить романтические побуждения.
Эти личностные особенности определены Л.Н. Собчик у военных летчиков и Т.А. Крапивницкой у гражданских пилотов. Кроме того, у летчиков выявлены лидерство и склонность к доминированию как необходимые качества людей, от которых требуется самостоятельность в принятии экстренных ответственных решений (Т.А. Крапивницкая).
Наука и практика доказали, что внутри целостной системы ПВК летчика необходимо выделять группы качеств, наиболее востребованных в том или ином роде авиации. Вот только один яркий пример.
Истребительная авиация. Представляем психологический портрет идеального летчика-истребителя: высокий моральный дух, личная собранность, подтянутость и исполнительность, способность к самопожертвованию, глубокие теоретические знания основ аэродинамики и авиационной техники, отличная техника пилотирования, индивидуальный летный почерк. Эти профессиональные качества принадлежат летчику-асу, Заслуженному летчику СССР, военному летчику первого класса, Герою Советского Союза генерал-лейтенанту авиации Ковачевичу Аркадию Федоровичу. За годы Великой Отечественной войны
А.Ф. Ковачевич совершил 520 успешных боевых вылетов, участвуя в 150 воздушных боях, лично сбил 26 и в группе с товарищами – 6 самолетов противника. Вот только один эпизод из череды побед: «Как-то под Сталинградом я оказался один против 14 Ме-109. Вот уж я повертелся! Причем, какую бы фигуру ни выполнял, каждое мгновение фиксировал положение всех 14 «Мессеров». Немцы же, вероятно уверенные в своем превосходстве, не проявляли боевой активности, мешали друг другу. Один из них «зевнул» и попал мне в прицел. Я промаха не дал. Потеряв самолет, немецкие летчики прекратили атаки и, видимо имея малый остаток горючего, ушли на свой аэродром».
Тот, кто стремится в небо и выбирает себе героический идеал, может на примерах литературы о героях войны составить портрет летчика-штурмовика, бомбардировщика. Это один из способов подготовки себя к военно-авиационной профессии. Это формирование у себя образа «Я – профессионал» и следование этому примеру.
Летный и жизненный опыт
В этом параграфе представлены яркие картины летного опыта, переплетающегося с жизнью и судьбой. Разные эпохи, страны, авиационная техника, но общее – любовь к летной профессии, ее романтика и суровые будни.
«Как дивно красиво садилось солнце и освещало массы кучевых облаков, с которыми мы летели на одинаковой высоте и отчасти выше! Какой восторг – полет вообще! А тут нас еще в корабле была большая компания, и кругом красота неописуемая. Я даже стал кричать: «Да здравствует Жюль Верн!» Публика со мною согласилась. Да разве же не прав я был? Ведь какая красота – перелеты, и если бы не война, то сколько удовольствия доставили бы они! Лети, куда хочешь. Понравилось место – сел. Хорошо, – пожил день, два, три. Не понравилось – заводи моторы, катай дальше!» Так мечтал летом 1915 г. военный летчик Гвардии штабс-капитан Никольской Сергей Николаевич. Из книги С.Н.Никольского «На воздушном корабле. Из дневника войны 1914-1917 гг.».
Антуан де Сент-Экзюпери: гражданский и военный летчик, летчик-испытатель, классик мировой литературы. (Фрагменты из очерков, репортажей, писем): «Да, летчику ведомы радости: огромная радость приземления после того, как ты благополучно прорвался сквозь ураган… Какой пилот почтовой линии не пел в минуту, когда, вырвавшись из плена темных громад, он на малом газу устремлялся к посадочной площадке?
Ведомы летчику и печали, но за них, быть может, он тоже любит свое ремесло. Внезапное пробуждение среди ночи, срочные вылеты…, жизнь, полная лишений…Вынужденные посадки в болотах, переходы через пески или снега!... Да, нашему ремеслу ведомо безмолвие. Если почтовый самолет не приземлился в назначенное время, его ждут час, ждут день, два дня, но безмолвие, отделяющее человека от тех, кто еще надеется, стало уже почти непроницаемым…
Есть в нашем ремесле и величие риска. Но как далеки мы от показного героизма, от литературной болтовни…
Самое главное? Это, пожалуй, и не высокие радости ремесла, и не его печали, и не опасности, но та точка зрения, до которой они поднимают человека. Когда, убрав газ, на притихшем моторе, летчик скользит к посадочной площадке… он чувствует себя чистым и недосягаемым».
«Единственное мое утешение – полеты. Совершаю инспекционные рейсы, провожу испытания, разведываю новые трассы. Никогда еще я так не летал. Позавчера вернулся с крайнего юга: две тысячи пятьсот километров за день. Недурно?»
Своими воспоминаниями делится Герой Советского Союза, Заслуженный летчик СССР, военный летчик первого класса, генерал-майор авиации Дудаков Александр Васильевич: «Это было в 1945 году. Сухопутные войска Советской армии вели бои за освобождение Польши и подходили к городу Бреслау.
Наш 15 гвардейский авиационный полк, на вооружении которого находились двухмоторные бомбардировщики дальнего действия, получил боевое задание нанести удар днем с высоты 2000 метров по укрепленным районам немецко-фашистских войск в пригороде Бреслау.
Для уничтожения данных укреплений на каждый самолет были подвешены фугасные авиационные бомбы крупного калибра (ФАБ-250 и ФАБ-500) общим весом 2 тонны. В то время я занимал должность командира авиационной эскадрильи. Командир полка приказал мне возглавить весь полк в этом боевом полете, и я занял место в голове боевого порядка полка.
При подходе к линии фронта метеорологическая обстановка ухудшилась, облачность понизилась до высоты 1000 метров, а ее количество увеличилось до 7-9 баллов. Вследствие этого, для более точного нанесения удара, я дал команду по радио снизиться до высоты 900 метров. При подходе к линии фронта противник встретил нас мощным зенитным огнем из всех видов оружия. Один из снарядов малокалиберной зенитной артиллерии попал в левый мотор моего самолета, и его взрывом он был выведен из строя. Мотор пришлось немедленно выключать, чтобы обезопасить этим самолет от пожара. Самолет с полной бомбовой нагрузкой не мог лететь в горизонтальном полете на одном работающем моторе. Что делать в такой обстановке? Сбросить бомбы, на что я имел полное право, так как самолет был подбит, на виду у всех наших войск, не долетев до цели, совесть не позволяла. Идти на цель на одном моторе при таком мощном зенитном огне – слишком большой риск. Я все же решил идти на цель, хотя самолет мог выполнять полет только со снижением. Так я летел около пяти минут, которые мне показались часами, непрерывно обстреливаемый зенитным огнем. Однако, к моему счастью, попаданий в самолет больше не было, бомбы были сброшены точно по заданной цели, и я благополучно, на одном моторе долетел до одного из наших аэродромов и произвел посадку. Полк выполнил боевое задание с честью, потерь среди летного состава не было».
Психологически обоснованный риск командира группы привел к тому, что ни в одном экипаже группы не возникло сомнений о выполнении задания. Все видели, в каком положении находится командир, сопереживали ему. Как можно не помочь человеку, смертельно рискующему ради достижения высокой цели – защиты интересов Родины? Подчиненные экипажи в данном полете были не под формальной командирской властью, а человеческой, личностной и с честью выполнили свой долг перед Отечеством.
Марина Лаврентьевна Попович, летчик-испытатель 1-го класса, установившая 101 мировой рекорд на различных типах самолетов. Из книги «Автограф в небе». «Что же дает полет человеку лично?...По моему убеждению, в полете человек познает самого себя, обретает окончательно характер в борьбе со сложными летными обстоятельствами, обретает «небесное» чувство товарищества в экстремальных условиях, когда устанавливаются между людьми самые чистые и бескорыстные отношения… После удачного полета хочется обнять весь мир и сказать спасибо всем и вся… По-особому пахнут земля, лес, поля, цветы.
Хочется совершать только добрые поступки».
Об авиации, ее победах и трудностях, написано немало. Безусловно, у каждого летчика свой профессиональный опыт и свой пройденный маршрут. У новых поколений авиаторов также будет только их, выстраданный опыт. Однако книги – воспоминания, художественные произведения авторов, сопричастных авиации, помогут сформировать очень важные знания и впечатления о сути летной профессии. Есть хорошие книги об авиации и авиаторах, обязательно прочитайте их (Приложение 6).
Глава 3