Основные специальности в Военно-воздушных силах

Выбор специальности в авиации невозможен без уяснения принципиальных различий в понятиях «специальность» и «профессия». Специальность – это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая возможность ему получить необходимые средства существования и развития. Профессия – это группа родственных специальностей. Например, летчик, штурман, офицер боевого управления, инженер по радиотехническим средствам – специальности, которые объединяются в военно-авиационную профессию.

В авиации много различных специальностей, их, как говорится, на любой вкус. Вот далеко не полный перечень специальностей, которым можно обучиться в высших военных училищах ВВС:

- «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (летчик, штурман, офицер боевого управления);

- «автоматизированные системы обработки информации и управления» (инженер радиотехнических подразделений);

- «автомобильные дороги и аэродромы» (инженер по эксплуатации и строительству дорог и аэродромов);

- «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (инженер автоматизированных систем управления);

- «метеорология»;

- «метрология и метрологическое обеспечение» (контроль измерительных приборов);

- «радиотехника»;

- «радиоэлектронные системы»;

- «робототехнические системы»;

- «средства аэродромно-технического обеспечения полетов» и другие специальности.

В современной военной авиации на вооружении находятся не просто самолеты, а, как их принято называть, авиационные комплексы. В их управлении участвуют не один летчик, а все члены летного экипажа. Каждый из них выполняет свои обязанности. Значимость работы специалиста в воздухе в зависимости от условий, этапа полета, развития ситуации, в которой ранее экипаж не был, различна. Например, одной из ключевых фигур экипажа, является штурман. Он прокладывает маршрут полета, выводит самолет на цель, осуществляет боевое применение по заданной цели, а также решает другие жизненно важные для экипажа задачи. В авиации часто употребляют выражение «штурман – мозг экипажа». Не случайно в словах марша (автор О.В. Кульдяев) курсантов Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (военного института) звучат слова:

Профессия у нас – одна из лучших:

Ведь штурман – это разум корабля.

Когда в полете действуем мы дружно,

Всегда с любовью встретит нас Земля.

Однако главное в полете – это высокий профессионализм каждого специалиста, взаимовыручка, доброжелательное отношение к своим товарищам и на этой основе – слаженная, четкая работа. Второстепенных специальностей в авиации нет. Тот, кто считает, что можно «отсидеться за широкой спиной» командира корабля, ошибается и ему не место в авиации.

Многие из вас смотрели известный фильм о Великой Отечественной войне «В бой идут одни старики». Вы, конечно, помните, с какой любовью относился к своей работе техник самолета Макарыч. Как он переживал за действия летчиков в воздухе. Он был членом одной крылатой команды, и его труд ни сколько не менее важен, чем работа летчика. Плохо подготовленная материальная часть может привести к серьезным проблемам в воздухе, а иногда и катастрофам с гибелью людей. Поэтому авиационный инженер, механик – очень важные авиационные специалисты.

Авиационный инженер по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» поддерживает системы летательного аппарата в состоянии постоянной летной пригодности.

Такому специалисту необходимы технические способности, устойчивость к монотонной работе, хорошие знания и практические навыки по математике, физике, химии, механике, электротехнике, аэродинамике. Основными трудовыми операциями являются: ремонт и восстановление авиатехники, практическое применение средств технической диагностики и контроля, анализ причин отказов и неисправностей и т.д. Степень самостоятельности в работе авиаинженера высокая. Цена профессиональной ошибки – исключительно высокая.

Кроме того, вполне понятно, что самолет имеет свой «дом», который именуется летным полем или аэродромом. На первый взгляд аэродром не многим отличается от обычной автомобильной дороги, разве что размерами и цветом покрытия. Это впечатление обманчиво. Аэродром – сложное инженерное сооружение, которое обслуживают высококвалифицированные специалисты подразделения (части) аэродромно-технического обслуживания. Представьте себе, что один маленький камешек на полосе в процессе взлета самолета способен вывести из строя двигатель самолета, что может привести к трагическим последствиям, не говоря уже о том, что в любом случае ремонт двигателя стоит миллионы рублей. Или, например, некачественно залитые гудронной смесью стыки аэродромных плит могут препятствовать эффективному торможению самолета, и летчикам будет сложно остановить самолет в пределах полосы. Можно приводить много примеров, которые свидетельствуют о высоком уровне значимости специалистов аэродромно-технического обеспечения полетов.

Организует работу на аэродроме по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к полетам инженер аэродромно-эксплуатационного подразделения. Он должен обладать профессиональным мышлением, самообладанием, самостоятельностью в решениях и действиях, развитыми организаторскими способностями.

Специалист аэродромно-технической службы выполняет операции по сбору информации (изучение плана полетов, степени соответствия элементов аэродромного комплекса, применяемых в работе материалов, деталей, конструкций установленным требованиям и т.д.), а также различные аналитические операции (анализ фактических изменений различных параметров, качества строительства и состояния аэродромных объектов и др.). Средствами и орудиями труда данного специалиста являются разнообразные машины и механизмы для строительства и эксплуатационного содержания аэродромов. Уровень механизации работ составляет 85-90%.

Экипаж самолета поддерживает связь с землей посредством радиотехнических и светотехнических средств. Один из авторов книги вспоминает: «Как-то выполняя полеты ночью на самолете Ту-22М3, в процессе снижения на посадочной прямой внезапно погасли огни взлетно-посадочной полосы. В кабине все видно, теплота и комфорт, а вид Земли показался каким-то чужим, и отсутствие привычной, множество раз наблюдаемой полосы, вызвало серьезное чувство тревоги. Экипаж справился с полетным заданием, однако, поверьте мне, в такие моменты очень высоко оцениваешь значимость для успеха полетов тех профессионалов, которые работают в подразделениях радиотехнического обеспечения». Кроме того, от качества настройки, надежности работы наземных средств зависит многое в авиации: точность захода на посадку, качество самолетовождения, взаимодействие с другими экипажами и др. Высококвалифицированные инженеры по обслуживанию радиотехнических средств служат в частях радиотехнического обеспечения и подчиняются соответствующим командирам подразделений.

На дороге вы часто наблюдаете сотрудников ГИБДД, в воздухе есть тоже своего рода регулировщики – это сотрудники органов управления воздушным движением (в гражданской авиации – диспетчеры). История авиации, как отечественной, так и зарубежной, знает довольно большое количество катастроф по причине профессиональных ошибок данных специалистов. Еще больше примеров их правильных, своевременных действий, благодаря которым были спасены жизни многих сотен людей. Одной из основных особенностей деятельности военных специалистов в отличие от гражданских, является их обязанность осуществлять операции по руководству экипажами при перехвате воздушных целей и другими задачами, связанными с боевым применением самолетов и вертолетов.

Современные самолеты (вертолеты), функционально состоящие из большого количества систем (радиоэлектронных, пилотажных, автоматизированных и др.), обслуживаются инженерами по специальностям. Данные специалисты, как правило, обслуживают не один самолет, а целое подразделение (эскадрилью). Подчиняются они начальнику группы, который руководит их профессиональной деятельностью.

Общеизвестно, что самолет заправляется многими жидкостями и газами: керосином, различными маслами, кислородом и др. Отвечает за качество заправляемых материалов специалист базы (батальона) аэродромно-технического обслуживания. Казалось бы, что может быть проще, чем обеспечить своевременную подачу к самолету горюче-смазочных материалов? Но дело не только в сроках. Дело в том, что у каждого типа самолета есть свои особенности по качеству используемых материалов, а в зависимости от времени года в некоторые жидкости добавляются специальные присадки. Это сложный и ответственный процесс – подготовить качественный материал. Специалисты данного направления проходят службу в подразделениях аэродромно-технического обслуживания и подчиняются командиру базы (батальона).

Обучение по летным специальностям для авиации осуществляется в училищах, расположенных в:

- г. Краснодаре для всех родов авиации, кроме Армейской;

- г. Сызрани для Армейской (вертолетной) авиации;

- г. Челябинске, где готовят штурманов для всех Военно-воздушных сил. Условия приема в учебные заведения, готовящие кадры для Военно-воздушных сил, и их полный перечень даны в Приложении 1 и Приложении 2.

Наши рекомендации