Площадь ногина, аппарат цк кпсс
Закрытое совещание Совета безопасности Президентского совета СССР.[143]
Апреля 2011 года
Площадь Ногина. Старая, маленькая, прямо в центре Москвы, рядом с Китай-городом. Там есть такой пятачок – и на нем всегда стоят одна-две машины ГАИ. У обманчиво скромных зданий рядом припаркованы «Пежо» и «Вольво» с блатными номерами: вместо кода региона – однозначный номер и красный флаг…
Но внутри все мало изменилось с восьмидесятых – в отличие от совершенно нового здания мэрии Москвы, здесь все те же коридоры, все те же ковровые дорожки, все те же двойные, «начальственные» двери. В кабинетах телевизоры, а в некоторых – еще и аквариумы. Это не просто так – рыбки чувствительны к излучениям, и если кабинет прослушивают, они начинают метаться. Признаком совсем уж высокого кабинета служила рельефная карта СССР. В этом кабинете было все – и карта, и аквариум, и телевизор.
– Товарищи члены Президентского совета, в соответствии с планом действий в чрезвычайных обстоятельствах личный состав сводного отряда переброшен на базу в Баграме. На сегодняшний день там развернуты три спецвертолета, три вертолета поддержки, на всякий случай там базируются эскадрилья вертолетов огневой поддержки и особая поисково-спасательная группа. Есть подготовленный резерв специальных сил. И у нас есть новые данные, товарищи. Новые изображения.
– Покажите.
Толстый конверт из манильской бумаги лег на стол, из него высыпались сделанные на дорогой фотобумаге фотографии.
– Это засек спутник фотографической разведки во время крайнего пролета.
У хорошо знакомого членам Совета треугольного особняка стоял белый внедорожник, еще один заехал внутрь, в то место, которое они определили как закрытая стоянка внутри огороженной территории. До этого они не видели таких машин рядом с домом.
– Товарищи члены Совета, эти машины нам удалось отследить на снимке, сделанном только что. Вот здесь, у здания Военной академии. Но до этого их здесь не было, хотя мы просмотрели снимки за все то время, пока наблюдали за этим местом. И вот еще что… на следующих снимках – внутренний двор здания Военной академии, той ночью, когда мы обнаружили там машины. В том числе снятый в терморежиме.
Члены совета увидели белые точки, парами стоящие по углам, у входа в здание – и еще были во дворе.
– Это люди? Белые точки?
– Да, это люди. Военная охрана, прибывшая сюда на вот этих двух машинах, седане и внедорожнике. Эти люди заняли периметр Военной академии, посты у машин. И все это ночью, когда в Военной академии нет никого постороннего. А сейчас мы видим эти машины около интересующего нас здания…
– Они что-то знают… – сказал один из членов Президентского совета, бывший начальник милиции Узбекистана.
– Да, они что-то знают. Уже несколько дней посольство в Исламабаде, станция в Пешаваре, пункт в Читрале взяты под усиленное наблюдение. Человек в Исламабаде, сотрудничающий с нами, сообщил по чрезвычайному каналу, что за ним постоянно следят.
И все поняли, что решение надо принимать прямо сейчас. Немедленно.
– Надо ехать в Кремль, – озвучил общую мысль министр внутренних дел.
Пакистан, воздушное пространство
Апреля 2011 года
Операция «Копье»
Операция «Копье» началась 30 апреля 2011 года. Первоначально она должна была начаться на день раньше, но погода внесла свои коррективы. Операцию передвинули на сутки, и на следующий день погоду сочли подходящей.
Оперативная группа была разделена на несколько частей, каждый имел свой позывной и свою задачу. Всего в обеспечении операции участвовали более четырехсот человек, в том числе семьдесят девять – в отрядах особого назначения, а двадцать четыре – в ударном отряде. До многих, например, до пилотов вертолетов, информацию довели в самый последний момент и не в полном объеме. Про бен Ладена никто не говорил, задача – обеспечить высадку РДГСПН в Пакистане, в назначенной точке и ее возврат на базу.
Группа управления в этой операции имела позывной «Листок». Она состояла из наземной компоненты и воздушной. Наземная компонента представляла собой штаб на базе Анна, там находился командующий операцией, генерал Востротин, сотрудники КГБ и ГРУ, обеспечивающие разведку и связь. Воздушная компонента состояла из самолета «РЭБ Ил-90» и двух самолетов «МиГ-27» индийских ВВС, вооруженных противорадиолокационными ракетами. «Ил-90» обеспечивал радиоэлектронное подавление сигналов вражеской ПВО и в критической ситуации мог служить платформой разведки и запасным ретранслятором.
Штурмовая группа состояла из трех вертолетов «Ка-29С» с экипажами, двадцати четырех спецназовцев из «Альфы» и проводника с собакой. Вертолеты имели позывные «Кинжал-один», «Кинжал-два» и «Кинжал-три», и только они должны были сблизиться с целью, в случае, если все пойдет как надо.
Резервная группа состояла из двух подгрупп численностью по пятнадцать человек каждая – итого тридцать. Позывные – «Фонарь-один» и «Фонарь-два». По спешно откорректированному плану четыре вертолета «Ка-29» с усиленной группой спецназа ВВС на борту должны были приземлиться на аэродроме подскока, примерно в пятнадцати километрах от границы. Если все пойдет как надо, они тихо уберутся оттуда, как все закончится. Если нет, они должны будут проследовать к Абботабаду и помочь блокированным там спецназовцам вырваться с боем из окружения…
На случай, если все пойдет совсем плохо и в бой вмешаются подразделения пакистанской армии, существовала группа прикрытия – группа «Копье». Восемь истребителей-бомбардировщиков «Су-30», которые находились на базе Анна в полной боевой готовности. Задействование этой группы предусматривалось лишь в самом крайнем случае, если в районе будет засада, со средствами ПВО и бронетехникой. В этом случае группа «Копье» обязана была обеспечить прорыв, подавив сопротивление пакистанцев любой ценой. На задействование группы «Копье» требовалась отдельная санкция лично Президента СССР, потому что ее задействование было чревато ядерной войной.
Риски были столь велики, что в последний момент из Москвы пришел приказ отменить действия группы «Копье». Энтузиазма участника операции это не добавило, получалось, что если что-то пойдет не так, то они останутся на территории противника без поддержки.
Группа «Кинжал» взлетела с аэродрома Джелалабада в двадцать три часа пятнадцать минут, вертолеты направились строго на восток, прячась в складках местности, чтобы свести к минимуму риск обнаружения радаром. Группа «Фонарь» должна была взлететь через сорок пять минут, в двенадцать ноль-ноль. Группа «Листок» уже находилась в воздухе.
* * *
Группа «Кинжал».
Над Абботабадом
Три малозаметных вертолета взлетели с аэродрома Джелалабад первыми. Когда должна была взлетать вторая волна, они уже должны были быть у цели. Так было задумано для того, чтобы массированный взлет вертолетов не насторожил пакистанские (читай, китайские) разведывательные пункты у границы.
Капитан Алексей Горелов находился во втором вертолете – вторая группа, они должны были штурмовать и зачистить комплекс, в то время как первая обеспечивала периметр и выставляла пост на случай подхода подкреплений от пакистанской академии сухопутных войск. Их было тринадцать – несчастливое число, если не считать за боевую единицу собаку. С ними была собака: огромная немецкая овчарка в наморднике, и с ней проводник – собака была обучена искать тайники в домах и задерживать людей. В Афганистане это хорошо работало, смертник, даже если на нем пояс шахида, вряд ли будет подрываться вместе с нечистым животным. Собаку предполагалось задействовать, если пояс шахида будет на ком-то из тех, кого они найдут в доме…
Лейтенант сидел у иллюминатора, он был полупрозрачным, но все же кое-что было видно. Они прошли хайберский проход – зарево огней, огненная змея дороги Пешавар – Кабул, движение на ней не прекращается ни днем, ни ночью, а потом ушли севернее. Сейчас они шли горами, прячась за склонами, ныряя из одного ущелья в другое. Здесь было пусто и мертво – только шестым чувством можно было понять, что вертолет двигается. Так – это как в ангаре подводной лодки до его затопления…
– Убери своего кабысдоха! – выругался Павлов, который сидел так, что собака частично лежала на нем, дыша на него – от него воняет.
– Он приносит удачу.
– Он приносит блох…
Сидевший рядом Исматов, в который уже раз проверявший свое оружие, засунул свою «Гюрзу» в кобуру на груди, взял пса и неуклюже попытался перетащить его к себе на колени – сын фермера, он любил животных. Пес глухо, недовольно зарычал, если бы не глухой намордник, он бы уже бросился.
– Осторожнее, – сказал проводник.
– Нам всем… надо быть осторожнее.
Никто не хотел думать о том, что за окном. Никто не хотел думать о том, что предстоит. Вертолет шатало в неровных воздушных потоках ущелья…
– «Кинжал-два главный», что там у нас? – запросил Павлов через систему внутренней связи.
– Тридцать пять! Немного опаздываем. Сейчас будет Пешавар, обходим с севера.
Зарево огней, далеко на горизонте горело верховым пожаром. Три вертолета клином неслись в ночи, и никто не знал, что их ждет в пункте назначения.
На Абботабад они вышли точно. Помимо станции спутниковой навигации на каждом вертолете кто-то оставил недалеко от цели, на мусорной свалке, радиомаяк, работающий в постоянном режиме на частоте, которая мало кем использовалась. Сейчас пилоты шли точно на него, зная, что цель меньше, чем в двух сотнях метров от маяка.
– «Ленинград»! – крикнул пилот, отмечая последнюю точку перед целью. Каждая такая точка называлась условными обозначениями, в качестве которых использовались названия советских городов.
– Пять минут, принять готовность! – проорал выпускающий техник-сержант в отсеке «Кинжала-один», головного вертолета основной боевой группы.
– «Листок», «Листок», я «Кинжал-один», продвигаюсь вперед для выполнения десантирования.
– «Кинжал-один», вас понял.
Головной вертолет ушел вперед – он должен был приземлиться за пределами забора, огораживающего цель, и высадить группу, которая обеспечит безопасность и блокирует дорогу с обеих сторон. Еще два вертолета появятся чуть позже, один должен сбросить группу в пределах забора, из режима висения, другой – за забором.
Командир экипажа вертолета с позывным «Кинжал-два» переключил на себя связь с центром управления операцией.
– «Листок», «Листок», я «Фонарь-два», пять минут до точки, у нас все штатно, прошу информацию по обстановке.
– «Фонарь-два», пока все чисто, повторяю, все чисто, духов в ваших секторах нет.
– «Листок», вас понял, продолжайте наблюдение.
– «Фонарь-два», плюс, продолжаем наблюдение. Удачи вам там.
– Я «Кинжал-один», цель идентифицирована, повторяю, цель идентифицирована. Наблюдаю активность, захожу на цель. Атака, атака, атака!
– «Кинжал-один», левый борт готов!
– «Кинжал-один», правый борт готов!
Люки по левому и правому борту малозаметного вертолета «Кинжал-один», которые в положении «прорыва» были плотно задраены, сейчас были открыты, и в каждый из них смотрел ствол пулемета «ПКМВ»,[144] готовый огрызнуться огнем.
* * *
Борт вертолета «Ка-29С»
«Кинжал-два»
«Ка-29С» – гибрид транспортного и ударного вертолета, с максимальным вооружением по возможностям поддержки десанта он не уступал «Ми-24» самых первых серий, но в отличие от «Ми-24» даже с самой тяжелой загрузкой он мог нести шестнадцать десантников. Сейчас, после переоборудования машины в малозаметный вариант, в первом и втором вертолете было по двенадцать спецназовцев группы «А». После нанесения удара по зданию и подавления огневых точек второй из них должен был высадить на крышу и во двор здания две специальные группы по шесть бойцов. Они должны были провести штурм здания одновременно с двух направлений, с крыши и со двора. В третьем вертолете были два снайпера, переводчик, кинолог с собакой и еще четыре бойца группы «А», группа резерва. После того как первый вертолет высадит блокирующую, а второй – штурмовые группы и прикрытие снайпера будет не нужно, третий вертолет должен будет совершить посадку на поле рядом с домом либо в ситуации противодействия высадить группу на тросах.
Перед тем как идти на эту операцию, связанную с глубоким проникновением на территорию чужого и, возможно, враждебного государства, они долго тренировались в «проникающих» полетах над территорией Таджикистана и Узбекистана и быстрой высадке десанта под огнем. Они знали, что объект могут защищать до двадцати боевиков, и были готовы к противодействию, отрабатывали это на учениях – с имитационными боеприпасами, естественно. Но жизнь, как обычно, поломала все планы быстро и сразу.
Подполковник ВВС Борис Савельев пилотировал второй «Ка-29С» почти на инстинкте, он работал на таком же вертолете восемь лет, из них четыре года возил спецназ и мог пилотировать вертолет в ночное время с закрытыми глазами. На голове его был специальный шлем с забралом, на котором отражалась информация от радара для полетов в сплошной темноте и одновременно информация от терморадара, интегрированного в систему прицеливания.
– «Кинжал-два», я «Кинжал-один», группу высадил. Отхожу на восток. Точка сброса свободна, противодействия нет.
– «Кинжал-один», я «Кинжал-два», тебя понял. Пошел на точку.
Объект, который он много раз видел на компьютерном мониторе – существовала трехмерная проекция этого объекта и прилегающей местности, – приближался, он обратил особое внимание на четвертый этаж здания – там было что-то вроде укрепленной огневой позиции, чтобы простреливать ведущую к дому дорогу. Но там никого не было, ни единого белого пятна.
– Тридцать секунд! – прокричал он в микрофон для десантной группы. – Готовность, штурмовое десантирование!
– Тридцать секунд, готовность!
Кто-то из ударной группы, которых он вез, отодвинул в сторону дверь десантного отсека. Подполковник маневрировал, призывая в помощь весь свой летный опыт, чтобы высадить группу именно там, где нужно.
В этот момент по крыше метнулась тень – они появились, как из-под земли! Потом здание озарила вспышка.
– Вспышка! Она летит к тебе! – позабыв всю процедуру связи, закричал пилот «Кинжал-два», полковник Сабадаш.
Он дернул ручкой, слишком резко… и почувствовал, как вертолет проваливается назад. Коварный характер неотработанного, с нарушенной за счет модернизации вертолета развесовкой дал о себе знать самым худшим образом. Управление потеряно, лопасти больше не держат вертолет в воздухе – и он падает. Сбоку, почти впритирку с кабиной, пронеслось что-то, оставляя дымный след.
– Держитесь! «Кинжал-один» совершает жесткую посадку в районе с координатами…
Вертолет тяжело хрястнулся обо что-то хвостом, это частично уменьшило силу удара. Потом был еще один удар – такой, что содрогнулся вертолет. Капитан сильно ударился головой – так сильно, что расколол забрало шлема. Последнее, что он видел перед тем, как потерять сознание, красные трассы, летящие в небо.
Москва, Кремль
«Метро-2»
Подземный командный центр