Становление и углубление сотрудничества в 1941-начале 1942 гг.
Главными вопросами, вызывавшими беспокойство в Великобритании и США, оставались боеспособность Красной Армии и продолжительность советского сопротивления агрессии. С 26 июня закон о нейтралитете не распространялся на СССР. Советский союз сразу составил список необходимых поставок. Для того, чтобы обсудить взаимодействие с союзниками в Европу отправился Гарри Гопкинс. В Лондоне считали ,что Советский союз не сможет задержать германское наступление. Гопкинс попросил Рузвельта направить его в Москву в качестве личного представителя. Рузвельт напротив, считал что СССР своим главным союзником и считал что он способен сдерживать немецкую агрессию.
Гопкинс прилетел в Москву 30 июля 1941 г. Он передал Сталину послание Рузвельта: Самое важное сейчас одержать победу над Гитлером. США были готовы оказать СССР всю возможную помощь в ближайшее время. Гопкинс предложил провести трехстороннюю конференцию, на которой были бы выяснены и рассмотрены интересы каждой стороны и каждого театра военных действий. Сталин сумел убедить Гопкинса, что Советский Союз выстоит; а так же просил открытие Второго фронта США на советско-германском фронте. Гопкинс дал положительный отчет о встречи и о переговорах с советским лидером. Он убедился в главном: Советский Союз был готов сражаться с Германией до победного завершения войны. 2 августа 1941 года между СССР и США состоялся обмен нотами; американская сторона заявила о решении американского правительства оказать все возможное экономическое содействие СССР. В переговорах
Гопкинса со Сталиным был выяснен перечень товаров, а также их объем в которых нуждалась армия СССР а именно в зенитных орудиях, крупнокалиберных пулеметах, винтовках, высокооктановом авиационном бензине и алюминии для производства самолетов. Эти запросы США оценили как небольшие, но выполнить не спешили. «После начала войны с Россией прошло почти шесть недель, но мы практически ничего не сделали, чтобы доставить им необходимые материалы»,—говорил Рузвельт. Кроме того, он считал, что самолеты, предназначенные для продажи Советскому Союзу, не обязательно должны быть последних моделей, а поставки могли носить «символический характер».
После 9 августа правительство США пообещало оказывать помощь СССР. Это было крайне важно для СССР, так как в то время советский союз терпел поражения по всему Восточному фронту. Несмотря на такие громкие заявления, помощь была крайне незначительной. С июня по август 1941 года в СССР было поставлено лишь 128 т купленных за наличный расчет материалов. Шел третий месяц войны, а США поставляли нам только инструменты и промышленное оборудование, закупленные ранее. Положение не поменялось даже спустя несколько месяцев. Как писал Г. Икес, американское руководство стремилось к тому, «чтобы русские передали нам все свое золото, которое пойдет на погашение за поставки товаров, пока (оно) не будет исчерпано. С этого момента мы применим к России закон о ленд-лизе». В уплату за поставки СССР передавал Соединенным Штатам также стратегическое сырье — марганец, хром, асбест, платину и др. [20]
В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль, подписали Атлантическую хартию, в которой были изложены официальные цели США и Великобритании в войне.
Задачи в Атлантической хартии выдвигались следующие: уничтожение нацистской тирании, разоружение агрессора и избавление народов от бремени вооружений. США и Великобритания заявили, что не стремятся к территориальным изменениям без согласия заинтересованных на то народов, обещали уважать право народов избирать себе форму правления, объявили себя сторонниками создания одинаковых возможностей торговли и экономического сотрудничества.
В Атлантической хартии выражалась надежда на установление после разгрома нацизма мира и безопасности для всех стран, указывалось, что будут приняты меры против попыток возобновления агрессии. Достижение этих целей планировалось на основе всеобщего отказа от применения силы и разоружения агрессоров, поскольку, как говорилось в Атлантической хартии, «никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями».
24 сентября посол И.М.Майский в Лондоне от имени СССР подписал Атлантическую хартию. Это был единственный документ, объединяющий СССР, США и Великобританию. Советский Союз присоединился к Атлантической хартии, уточнив, что реальное использование ее принципов «неизбежно должно будет сообразовываться с обстоятельствами, нуждами и историческими особенностями той или другой страны». В этот крайне тяжелый период войны Советское правительство сохранило верность ленинским принципам внешней политики. В отличие от не вполне понятных формулировок Атлантической хартии в советской декларации от 24 сентября указывалось: «Советский Союз в своей внешней политике руководствовался и руководствуется принципом самоопределения наций... Советский Союз отстаивает право каждого народа на государственную независимость и территориальную неприкосновенность своей страны, право устанавливать такой общественный строй и избирать такую форму правления, какие он считает целесообразными и необходимыми в целях обеспечения экономического и культурного процветания всей страны». Таким образом, Советское правительство поставило своих союзников в известность, что оно не оказывает содействия колониальной политики империалистических держав. Если составители Атлантической хартии носились с планами американо-английского господства в мире, то советская декларация предлагала основывать международные отношения на системе «коллективных действий против агрессоров». [21]
В сентябре 1941 г. военное положение СССР значительно осложнилось. Сталин настойчиво призывал британское правительство начать активное содействие, но премьер-министр считал маловероятным активное участие британских войск в сухопутных операциях в Европе. Военная помощь Великобритания оказывала лишь на самом северном участке советско-германского фронта, что имело определенное моральное значение.
Разумеется у США и Великобритании были веские причины не торопиться открывать Второй фронт. Правящие круги США и Великобритании не могли знать, выстоит ли советский союз против Вермахта, как будет относиться к послевоенным завоеваниям.
1 октября 1941 г. Молотов, Бивербрук и американский представитель Гарриман подписали протокол о поставках, по которому западные союзники взяли на себя обязательства в течении 9 месяцев до 30 июня 1942 поставлять СССР ежемесячно согласованное количество вооружения, военных материалов и продовольствия. США и Англия обязались поставлять Советскому Союзу 400 самолетов, 500 танков, 5000 автомашин, алюминия 2000 тон в течении 9 месяцев, олово 7000 тони некоторые другие виды военных материалов. [22] Следует отметить, что США и Великобритания не смогла выполнить обязательства по заявкам СССР. Многие заявки о размерах поставок было решено рассмотреть в США и Великобритании после конференции. В целом в тот год СССР получил вооружения и военных материалов на сумму 546 тыс.долларов что составляло менее одной десятой процента общей стоимости американских поставок в другие страны. Кроме того, СССР закупил товаров за наличный расчет на сумму 41 млн. долларов. До конца 1941 года США поставили СССР 203 самолета вместо 600, предусмотренных по протоколу, 181 танка вместо 750. По признанию Гарримана, США выполнили лишь четвертую часть взятых ими обязательств по первому протоколу. 7 ноября 1941 г., правительство США распространило действие закона о ленд-лизе на СССР. Рузвельт сообщил администратору по ленд-лизу: «Сегодня я выяснил, что оборона СССР важна для обороны Соединенных Штатов». Между тем, как писал начальник штаба американской армии генерал Маршалл, в 1941 г. «решающим фактором для страны было время... Советский Союз купил... это время для нас ценою своей крови и отваги».[23]
Весной и летом 1942 г. из-за крупных поражений советских войск перед внешней политикой СССР встали задачи достижения более близкого военного сотрудничества с союзниками по антигитлеровской коалиции.
26 мая 1942 г. в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи в войне. 11 июня 1942 г. было подписано соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии.[24]
Таким образом, летом 1942 г. окончательно закончилось оформление антигитлеровской коалиции. Несмотря на подписанный в Вашингтоне коммюнике, содержащий фразу о достижении полной договоренности «в отношении неотложных задач создания второго фронта в 1942 г., в июле 1942 г. Рузвельт по настоянию британских руководителей принял решение о проведении совместной англо-американской операции вторжения в Северную Африку осенью 1942 г. Предпочтение средиземноморскому варианту стратегии сделало практически невозможным накопление сил для подготовки наступления через Ла-Манш.
4 июня 1943г. Рузвельт поставил в известность Сталина о том, что вторжение на территорию Европы будет возможно только весной 1944 г. после высадки на Сицилию. Открытие второго фронта во Франции откладывалось на год. Таким образом, в июне 1943 г. накануне решающих сражений на советско-германском фронте появился серьезный кризис доверия в союзнических отношениях, вызванный вопросом об открытии второго фронта.
Поставки по Второму Протоколу, действовавшему с 01.07.1942 по 30.06.1943, были выполнены лишь на 75 %.[25] Причиной нарушения союзниками своих обязательств был недостаток транспортных средств, вызванный большими потерями, а также тем, что США и Великобритания отдавали приоритет использования флота для обеспечения своих собственных десантных и конвойных операций. Основываясь на документальных материалах можно прийти к заключению, что эти поставки сыграли важную роль в создании коренного перелома в Великой Отечественной войне. В целом, поставки союзников во второй половине 1942 и начале 1943 гг. стали значительно больше по своим объемам по сравнению с 1941 г.. Важно акцентировать свое внимание на том, что поставки по ленд-лизу в этот период были единственной значимой формой помощи Советскому Союзу. Б. Скотфилд в книге «Русские конвои» приводит следующие мнения: «Экономическое положение России было отчаянным. Если бы не было постоянных англо-американских поставок, тогда шедших через Архангельск, крайне сомнительно, чтобы русские смогли изменить ход войны в свою пользу в том фантастическом положении, в которое Гитлер загнал их армии»... «Танки, выгруженные в Архангельске в ноябре 1941 года, должны были сыграть заметную роль под Москвой. К концу 1942 года Россия получила 7651 самолета, 9859 танков и 11300 грузовик, которые могли сыграть большую роль в развитие наступления под Сталинградом, если не в освобождении самого города. Поэтому не приходится сомневаться, что наступления русских в 1943 году набрали темп благодаря англо-американским автомобилям».[26]
Во второй половине 1943 г. наступательная инициатива окончательно перешла к странам антигитлеровской коалиции. Ведя борьбу на морских коммуникациях и производя крупномасштабные бомбардировки, силы западных союзников отвлекали значительные ресурсы противника, но основная часть немецкой армии по-прежнему находилась на советско-германском фронте. На состоявшейся встрече глав СССР, США и Великобритании в Тегеране было принято решение об открытии второго фронта в мае 1944 г. В действительности же высадка произошла только в июне. [27]
На последнем этапе войны Советский Союз пытался повысить коммунистическое влияние в освобожденных странах и начать с ними дружеские отношения, получить выгоду для себя в послевоенном устройстве мира, что отвечало государственным интересам и безопасности страны. Все это вызывало отрицательную реакцию у американских и английских представителей, которые видели в советских действиях угрозу собственным интересам. Ялтинская конференция, состоявшаяся в феврале 1945, является важнейшим моментом сотрудничества трех держав. На ней были согласованы планы по завершению разгрома Германии, определен порядок ее оккупации после окончательного разгрома. Конференция разработала главные принципы политики в послевоенной организации Европы. Последняя конференция, состоявшаяся в Потсдаме после поражении Германии, подвела итоги войны в Европе. На встрече началась острый спор по поводу компенсации Германией вреда, нанесенного СССР и другим странам, закладывая основу для будущего конфликта. Тем не менее, Потсдамская конференция закончилась в целом разумно, показав возможность нахождения компромиссов по самым главным вопросам. [28]
Таким образом, в 1941-1942 гг. произошло становление и углубление сотрудничества между СССР и США в рамках программы ленд-лиз. Несмотря на ряд противоречий, таких как тот факт, что США не смогли выполнить все свои обязательства (например, поставки по первому протоколу действовавшие с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 были выполнены лишь на четверть) развитие союзнических отношений в рамках программы Ленд-лиз привело к окончательному становлению Антигитлеровской коалиции, что позволило открыть второй фронт и скором времени разгромить страны «оси» и завершить Второю мировою войну.