Несколько способов борьбы со стрессом»
Цель: выяснить какими обычно способами пользуются военнослужащие для борьбы со стрессом
Время проведения:10-15 минут
Содержание: Участникам предлагается придумать совместно 20 способов , как справиться со стрессом .
Мы все сталкиваемся со стрессом в различных формах и с некоторыми из них мы справляемся лучше чем с другими. Какой метод будет для нас самым лучшим? Участникам предлагается написать свои секреты борьбы со стрессом на клейких листочках анонимно и приклеить их к доске или стене, чтобы каждый смог найти для себя что-нибудь новенькое за время перерыва.
Коллаж»
Цель: групповое сплочение коллектива
Время проведения :15-20 минут
Содержание: участникам предлагается выразить свое душевное состояние в форме пожеланий , рисунков ,цветов и т.д.
Обратная связь
Занятие №11
«Повышение доверия к другими себе как профилактика конфликтности»
Оборудование и стимульный материал: образец правил группы, классная доска, мел или фломастер, мячик.
Я и другие»
Время проведения :5-10 минут
Цель – коррекция и развития доверия другому.
Ведущий предлагает каждому участнику бросить мяч другому, отвечая на вопросы:
1. что хорошего он знает об этом участнике?
2. что общего у него с этим участником?
3. в каких случаях он может положиться на этого участника?
2.«Я+Я=МЫ»
Время проведения : 10-15 минут
Цель – коррекция и развитие доверия другому.
По команде ведущего все участники одновременно произносят слово «Я», затем хлопают в ладоши на знак «+», снова говорят слово «Я», два раза хлопают в ладоши на знак «=» и произносят слово «Мы».
3.«Мой цветок»
Время проведения :10-15 минут
Цель – коррекция и развитие доверия себе.
Ведущий предлагает участникам семинара нарисовать на бумаге цветок (образец он сам рисует на классной доске), в центре которого каждый пишет свое имя. Далее на каждом лепестке записываются ответы на следующие вопросы:
1. в чем Я хорошо разбираюсь?
2. за что Я нравлюсь самому себе (или люблю самого себя)?
После выполнения данного задания участники, по желанию, зачитывают свои ответы и обсуждают их с другими участниками практикума.
Я и другие»
Время проведения:5-10 минут
Цель – коррекция и развития доверия другому.
Ведущий предлагает каждому участнику бросить мяч другому, отвечая на вопросы:
1. что хорошего он знает об этом участнике?
2. что общего у него с этим участником?
Примечание. Повтор данного упражнения после упражнения «Мой цветок» может повысить эффективность проведенной рефлексии – каждый участник еще раз услышит, что о нем думают другие.
5.«Обратная связь»
Время проведения :5-10 минут
Участники практикума записывают свое мнение о проделанной работе в журнале «Обратной связи».
Занятие №12
«взаимоотношение в коллективе»
Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.
Квадрат» (5-10 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения :Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.
Коллаж»
Время проведения: 40-45 мин.
Цель: сплотить коллектив и по ближе узнать каждого участника группы.
Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.
Ход упражнения
Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После выполненной работы каждый участник(по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей
Вопросы для обсуждения:
Почему вы выбрали ту или иную картинку?
Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?
Чувствуете ли вы себя так в группе?
Были ли сложности при выполнении упражнения?
3. Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»
Время проведения: 25-30 мин.
Ход упражнения
Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа – сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть (см. видео 1). Бурные овации, море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!
Занятие №13
«Прощай…»
Цель:закрепление представлении участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности; закрепление дружеских отношений между членами группы.
Материалы и оборудование:фломастеры, бумага, скотч, ножницы, листы ватмана
I. Вступление
Время проведения:10 мин.
Приветствие участников.
Получение обратной связи по итогам прошлого занятия: что для участников было особенно важным или интересным; предложите задать вопросы, которые у них возникли после первого занятия.
Сообщение о цели и содержании данного занятия.
II. Основная часть
Новогодняя елка»
Цель:создание рабочей атмосферы, позитивного настроения.
Время проведения: 10 минут
Содержание: Все участники группы должны выстроить из самой группы «Новогоднюю ёлку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то игрушками и т.д. Главное, чтобы все члены группы участвовали в постройке и чтобы каждый был удовлетворен свои местом. После того как елка будет построена, ведущий на некоторое время «замораживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу.
Обсуждение:Участники должны ответить на вопросы: «Какие чувства испытывали при выполнении упражнения?», «Все ли участники были довольны доставшимися ролями?», «Какие роли было сложно играть? Почему?».
Пожелания»
Цель:создание позитивного настроения.
Время проведения: 15 минут
Содержание: Каждый участник берет по альбомному листу бумаги, пишет на нем свое имя. Затем предает этот лист своему соседу, который пишет свое пожелание и передает лист дальше. Побывав у каждого участника, лист возвращается к владельцу.
Обсуждение: Участникам предлагается ответить на вопросы: «Какие пожелания Вам больше всего понравились?», «Какие чувства испытывали?»
Мое будущее»
Цель: создание позитивного настроя на будущее.
Время проведения: 10 минут.
Содержание: Участникам предлагается закончить предложения:
-Мое будущее видится мне…
- Я жду …
- Я хочу …
- Я думаю …
- Мне хочется достичь успеха в …
- Для этого мне необходимо …
- Главная сложность, с которой я столкнусь …
-Преодолеть препятствия мне поможет …
Групповая дискуссия
Время проведения: 15 минут
Содержание: участники в кругу обсуждают свои представления о будущем.
Коллаж»
Цель:закрепление позитивных навыков, полученных во время тренинга
Время проведения: 10 минут.
Содержание: подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные и яркие события в группе.
Обсуждение:Участники отвечают на вопросы: «Что понравилось?», «Чему вы научились в ходе тренинга?», «Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными?», «Какие навыки вы будете использовать?»
Подарки
Цель:закрепление навыков эффективного общения.
Время проведения: 10 минут.
Содержание: Каждый подросток придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом.
Главное условие заключается в том, что подарок должен как можно лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему именно этот подарок был выбран. Участник, которому «подарили» подарок, высказывает свое мнение: действительно ли он рад этому.
Ритуал прощания
Цель: выход из занятий, закрепление навыков эффективного общения
Время проведения: 10 минут.
Содержание: Подросткам предлагается выразить свою благодарность участникам группы: «Я тебе благодарен за…».
Ритуал прощания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анн. Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2007.
2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб., 2002.
3. Вачков И.В. Основы технологии групповового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. – 2-е изд., переаб. и доп. – М., 2000.
4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.- Л.,1989.
5. Зверева Н.Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб, 2008.
6. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости военнослужащих к коммуникативному стрессу: Практическое пособие. – М., 2007.
7. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.,2007.
8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М., 2001.
9. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для военнослужащих и их родителей. – СПб.: Речь, 2007.
10. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.,2006.
11. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися военнослужащихого возраста/Авт.-сост. В.И. Екимова, Т.В. Золотова. – М., 2008.
12. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у военнослужащих: метод. пособие/ [С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.]; под ред. И.Соковни. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005.
13. Подольский А.И., Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире: Заметки психолога.- СПб.: КАРО, 2007.
14. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально – психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996.
15. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2002.
16. Шмидт В.Р. психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
17. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – М., 1997.