Время проведения: 5- 10 минут.

Содержание: Участники становятся в круг и берутся за руки. Один из участников стоит в центре круга и начинает двигаться вдоль круга по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника в тот момент, когда тот скажет ему комплимент. После того как первый пройдет четверых из всех, второй начинает движение вслед за ним и т.д. по очереди.

II. Основная часть

Мозговой штурм «Что такое конфликт?»

Цель:актуализация представлений участников о сути конфликтов.

Время проведения:10 минут.

Содержание: Участникам предлагается высказаться, как они понимают, что означает понятие «конфликт». После их предположений озвучивается об­щепринятое понятие: «Конфликт - это противо­стояние сторон, точек зрения». В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (проти­востоящие стороны) и собственно предмет кон­фликта (из-за чего стороны пришли к разногла­сию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей, целые народы, государства. Пред­метом конфликта может стать любая материаль­ная вещь, точка зрения, приверженность к рели­гии, национальность и т. д.

По окончании краткой информационной справки военнослужащих просят вспомнить конфлик­тные ситуации, в которых они участвовали или которые они наблюдали, чем заканчивались эти противостояния?

Веревка»

Цель: воссоздание конфликтной ситуации в условиях группы.

Время проведения: 20 минут.

Содержание:По желанию выходят два добровольца. Ведущий дает им вводную ситуа­цию: два однокласс­ника повздорили из-за того, что один из них вос­пользовался мобильным телефоном другого с его разрешения, но «проговорил» много денег и не хочет оплачивать свои переговоры. Первый сто­ит на том, что он это сделал с разрешения друго­го, и они не устанавливали время разговоров. Вто­рой требует оплаты. Ни одна сторона не идет на примирение, причем на свою сторону пытается перетянуть одноклассников.

Двое оппонентов берутся за разные концы веревки и начинают тянуть в стороны, доказы­вая свою правоту и прося помощи у других уча­стников группы, Ребята, поддерживающие ту или иную сторону, также берутся за концы веревки и тянут в сторону поддерживаемой ими точки зрения. В конце концов, в «конфликт» вовлека­ется вся группа.

Ведущие отводят в сторону главных оппо­нентов, а остальные продолжают тянуть веревку, стремясь отстоять свое мнение.

Спустя некоторое время ведущий останав­ливает ребят и переходит к обсуждению.

Информационная часть

«Виды конфликтов и способы их разрешения»

Цель: знакомство с видами конфликтов и спосо­бами их разрешения.

Время проведения: 15 минут.

Содержание:Ведущий: «В ходе предшествовавшей игры вы наглядно продемонстрировали, каким обра­зом разворачивается конфликт. В противоборство была вовлечена вся группа. В конце два «за­чинщика» отошли в сторону, а остальные продолжали спорить. Хорошо, что это была игра и члены группы не рассорились. Но в жизни бы­вает совсем по-другому. Из-за того что два чело­века не смогли разрешить свой спор, весь класс мог разбиться на два враждующих лагеря. Этот конфликт был деструктивным. Действительно, конфликты могут быть конструктивными и дест­руктивными. В конструктивных конфликтах воз­никают новые связи, взаимодействия, в деструк­тивных-напротив, отношения разрушаются.

Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Для того чтобы конфликты не приносили негативных послед­ствий, их нужно уметь разрешать».

Далее рассказывается о способах разреше­ния конфликта, а военнослужащие иллюстрируют их примерами из своей жизни:

Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.

Приспособление:изменение своей пози­ции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои не­гативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.

Конкуренция (силовое решение, борь­ба):соперничество, открытая борьба за свои ин­тересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекри­чать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений.

Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки. Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну.

Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замен предмета спора на равнозначные или на более ценные.

Датский бокс»

Цель: выявление возможностей конструктивного разрешения споров.

Время проведения: 10 минут.

Содержание: Ведущий: «Эту игру придумали датские мужчины, чтобы коротать долгие зимние вечера. В эту игру могут играть все, потому что все в ней зависит не от силы, а от скорости реакции и ост­роты глаз. Можно выиграть и хитростью, если делать обманные движения и броски, поддавать­ся на время, чтобы затем воспользоваться сниже­нием внимания партнера.

Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожми­те руку в кулак и прижмите его к кулаку партнера так, чтобы мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному и т. д. Четыре пальца должны быть крепко прижаты. На счет «три» в бой вступают большие пальцы. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к его кулаку хотя бы на секунду.

Проиграйте несколько раундов, с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. Закончив игру, поблагодарите партнера за чест­ный бой».

Замечания для ведущих: Нужно предупредить участниковт, что причинять боль партнеру не следует.

Разговор с собой»

Цель:развитие навыков анализа поведения.

Время проведения:10 минут.

Содержание: Участникам предлагается проанализировать свои чувства, мысли и действия во время преды­дущей игры. Что они могут сказать самим себе? Как они оценивают свои чувства? Если пришлось проиграть, чувствовали ли обиду и на кого? А если выиграли, появилось ли чувство удовлетворения? Если найдутся добровольцы, им можно предложить рассказать группе, что они сами себе сказали после победы (поражения).

Замечания: Если случится так, что добровольцев не найдется, не стоит насильно заставлять ребят рассказывать о том, что они думают. Самое главное, что они научились проигрывать или выигрывать не просто так, но и анализируя свои чувства.

III. Заключительная часть

Бумажные мячики»

Цель: достижение состояния эмоциональной разрядки.

Время проведения: 5 минут.

Содержание: На полу проводится «граница». Группа де­лится на две команды, из газет сминаются «мячи­ки». По команде ведущего команды перебрасыва­ют на противоположную сторону «мячики». Задача: перебросить их как можно больше, что­бы почти все «мячики» оказались на территории «противника».

Замечания для ведущих:Поиграйте вместе с участниками.

Получение обратной связи через вопросы: «Какое настроение у участников?», «Менялось ли оно в ходе упражнений?», «Что понравилось в занятии?», «Что не понравилось?».

Оглашение тематики следующего занятия.

Ритуал прощания.

Занятие № 6

«Эффективные приемы общения»

Цель: Обучение на практике способам разрешения конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.

Ожидаемые результаты:расширение диапазона используемых подростками стратегий в конфликте.

Материалы и оборудование: большие листы бумаги, эластичные бинты, повязки на глаза, фломастеры, воздушные шары по количеству участников, магнитофон, аудиокассета с записью медиативной и веселой музыки.

I. Вступление

Время проведения:5 мин.

Приветствие участников.

Получение обратной связи по итогам прошлого занятия: что для участников было особенно важным или интересным; предложите задать вопросы, которые у них возникли после первого занятия.

Сообщение о цели и содержании данного занятия.

Испорченный телефон»

Цель:сплочение группы, создание рабочей атмосферы

Наши рекомендации