Двадцать первый аят: «Сура ан-Нур, аят 58».
(На самом деле не является отмененным).
Аллах Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости[дети], спрашивают у вас разрешения войти в(ваши)покои в трех случаях: до рассветной[фаджр]молитвы(так как вы в это время спите в своих постелях), когда вы снимаете одежду около полудня(чтобы совершить дневной сон)и после ночной обязательной[‘иша]молитвы. Вот три времени наготы для вас». [Сура ан-Нур, аят 58].
Некоторые сказали [это – первое мнение], что этот аят отменён (мансух). Другие сказали [это – второе мнение], что аят не является отмененным, но люди проявляют небрежность в отношении него.
Большинство толкователей Корана придерживались именно второго мнения, как на это указали ибн уль-Джаузи и аль-Куртуби, да помилует Аллах их обоих. Также на это указали ан-Нуххас (стр. 198) и Макки [ибн Аби Талиб аль-Кайси] в «аль-Идах», стр. 367.
Также этого [второго] мнения придерживался знающий муж этой общины, великий толкователь Корана ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Са‘ид ибн Джубейр и аш-Ша‘би клялись Аллахом о том, что именно это мнение является верным.
Также, кажется, что именно это мнение посчитал верным ас-Суюты.
Мнение [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаётся по разным цепочкам передатчиков. Самой достоверной является цепочка, которую привел Абу ‘Убейд в книге «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 220): передал Яхъя ибн Са‘ид от ‘Абд уль-Малика ибн Аби Сулеймана, которому рассказал ‘Ата, который слышал, как ибн ‘Аббас сказал: «Три аята из Книги Аллаха Великого и Всемогущего покинуты людьми, и я не знаю никого, кто бы действовал в соответствии с ними». Затем ‘Ата сказал: «Я запомнил два аята, но не помню, что он упомянул третьим». А затем он привёл два аята.
Аллах Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости[дети], спрашивают у вас разрешения войти в(ваши)покои в трех случаях: до рассветной[фаджр]молитвы(так как вы в это время спите в своих постелях), когда вы снимаете одежду около полудня(чтобы совершить дневной сон)и после ночной обязательной[‘иша]молитвы. Вот три времени наготы для вас»[Сура ан-Нур, аят 58].
Также Аллах Всевышний сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из(одного)мужчины[Адама]и(одной)женщины[Хаввы]и сделали вас(разными)народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине самый почтенный[лучший и достойный в этом мире и Вечной жизни]из вас пред Аллахом – это тот, кто более всего остерегается(грехов и наказания Аллаха). Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий» [Сура аль-Худжурат, аят 13].
Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.
Также подобное сообщение передал [Абу ‘Уруа] Ма‘мар [ибн Рашид аль-Азди] в книге «Джами‘» от Катады [ибн Ди‘амы ас-Садуси], который передавал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. Но дело в том, что Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси] ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, следовательно, в цепочке передатчиков кто-то пропущен.
Также передал ибн Аби Хатим [как об этом сказано в книге «Тафсир ибн Касир»] от ‘Абдуллаха ибн Ляхи‘а, которому рассказал ‘Ата ибн Динар от Са‘ида ибн Джубейра, который передавал эти же слова ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
К тому же в этом сообщении упоминается и третий аят, упомянутый ибн ‘Аббасом, а это слова Всевышнего: «Если при разделе наследства присутствуют родственники(умершего) (у которых нет никаких прав на это имущество), сироты и бедняки, то одарите их из него[дайте им немного](до того, как приступите к дележу имущества между наследниками)и скажите им слово доброе» [Сура ан-Ниса, аят 8].
Но эта цепочка передатчиков является слабой, ведь, [‘Абдуллах] ибн Ляхи‘а является слабым передатчиком, как это известно. Однако у этого сообщения есть другая цепочка передатчиков, которая уже является достоверной.
Передал имам Абу Дауд от ас-Саббаха ибн Суфьяна и ибн ‘Абды, а они оба слышали это от Суфьяна [ибн ‘Уейны], который передавал от ‘Убейдуллаха ибн Аби Йазида [аль-Макки], который слышал, как ибн ‘Аббас сказал: «В аят о разрешении войти в покои [аят 58 из суры «ан-Нур»] не верует большинство людей. А я, поистине, велю своей рабыне, чтобы она просила разрешения войти ко мне» [Абу Дауд, 5191. Шейх аль-Альбани назвал цепочку передатчиков этого сообщения достоверной (сахих). См. «Сахих Аби Дауд», 3/273].
Сказал Абу Дауд: «То же самое от ибн ‘Аббаса передал ‘Ата».
Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.
Также передал Абу ‘Убейд в книге «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 221) от ‘Абду-р-Рахмана [ибн Махди], который передал от Абу ‘Ауаны, а тот – от Абу Бишра, который передал, что Са‘ид ибн Джубейр сказал: «Люди говорят, что этот аят [аят 58 из суры «ан-Нур»] отменен. Клянусь Аллахом, ничего не отменяло его, но люди небрежно относятся к нему».
То же самое передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана [том 19; стр. 213].
Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.
Также передали ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана и Абу ‘Убейд в «ан-Насих уа-ль-Мансух», стр. 220, от ‘Абду-р-Рахмана ибн Махди, который передал от Суфьяна, а тот – от Мусы ибн Аби ‘Аишы, который спросил у аш-Ша‘би об отмене этого аята [№ 58 из суры «ан-Нур»], и тот ответил: «Он не отменен, клянусь Аллахом». Тогда Муса ибн Аби ‘Аиша сказал: «Поистине, люди не поступают в соответствии с ним». аш-Ша‘би ответил: «Аллах – Тот, к Кому обращаются за помощью».
Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.
Что же касается мнения об отмене этого аята, то оно было отнесено к Са‘иду ибн уль-Мусейибу [См. «Тафсир аль-Куртуби», 12/302; «Зад уль-Масир», (6/62) ибн уль-Джаузи; «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 475) ибн уль-Джаузи. Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной].
Но на правильность этого мнения нет никакого доказательства. Более правильное мнение заключается в том, что этот аят не является отмененным. А Аллах знает лучше!
[Следовательно, Аллах Всевышний повелел верующим, чтобы рабы и несовершеннолетние дети просили у них разрешения войти в их покои в трех случаях. Аллах также поведал о мудрости этого предписания, которая заключается в том, что эти часы являются тремя временами наготы для людей. Это – время ночного отдыха после ночной обязательной молитвы [‘иша], время пробуждения перед утренней молитвой [фаджр] и время полуденного отдыха. Перед ночным сном люди, как правило, сменяют свою обычную одежду, тогда как днем они часто ложатся отдыхать в своей обычной одежде, и поэтому Аллах велел просить разрешения войти только в тех случаях, когда люди снимают одежду для полуденного отдыха.
В этих трех случаях рабы и маленькие дети не получают привилегий перед остальными людьми и не имеют права входить в покои без разрешения. А во всех остальных случаях им дозволено входить в покои без разрешения, потому что просить разрешение перед каждым входом в покои было бы для них очень обременительным. И это относится только к рабам и несовершеннолетним детям, потому что они обращаются к своим хозяевам или родителям по многочисленным вопросам].
Двадцать второй аят: «Сура ан-Ниса, аят 8».(На самом деле не является отмененным).
Аллах Всевышний сказал: «Если при разделе наследства присутствуют родственники(умершего) (у которых нет никаких прав на это имущество), сироты и бедняки, то одарите их из него[дайте им немного](до того, как приступите к дележу имущества между наследниками)и скажите им слово доброе» [Сура ан-Ниса, аят 8].
Некоторые сказали [это – первое мнение], что этот аят отменён (мансух). Другие сказали [это – второе мнение], что аят не является отмененным, но люди проявляют небрежность в отношении него.
Первое мнение [то есть: аят отменен] передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, но цепочка передатчиков этого сообщения не является достоверной.
Также первого мнения придерживались Са‘ид ибн уль-Мусеййиб, ‘Икрима, Абу аш-Ша‘са, аль-Касим ибн Мухаммад, ад-Даххак [ибн Музахим], Абу Салих, Абу Малик, ‘Ата аль-Хурасани, Зейд ибн Аслям, Раби‘а ибн Абу ‘Абду-р-Рахман, Мукатиль ибн Хаян [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 3/875].
Этого первого мнения придерживалось большинство обладателей знания, в том числе, четыре имама [Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад]. Об этом сказал аль-Хафиз ибн Касир в своём толковании Корана и аль-Хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 8/242.
Второе мнение [то есть: аят не является отмененным] передаётся от Абу Мусы [аль-Аш‘ари], [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, Абу аль-‘Алии, аш-Ша‘би, ‘Ата ибн Аби Рабаха, Са‘ида ибн Джубейра, Муджахида [ибн Джабра], [Ибрахима] ан-Наха‘и и от [Мухаммада ибн Муслима ибн Шихаба] аз-Зухри. [См. «Зад уль-Масир», 2/20-21; «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 307-309) ибн уль-Джаузи].
Именно это мнение является правильным, и видится, что именно его выбрал ас-Суюты.
Сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал относительно этого аята: «Этот аят не является отмененным» [аль-Бухари, 4576].
Также передали ибн Джарир [ат-Табари] (№ 8692) и Абу ‘Убейд (№ 33) от Яхъи ибн Са‘ида, который передавал от Шу‘бы, а тот – от Катады, а тот – от Юнуса ибн Джубейра, а тот – от Хиттана ибн ‘Абдуллаха, который сказал: «Абу Муса [аль-Аш‘ари] поклялся мне относительно (действительности) этого аята». Эта цепочка передатчиков является достоверной.
Сказал ибн уль-Джаузи: «Обладатели знания, которые заявили о действии этого аята в наши дни, разногласили относительно постановления, содержащегося в нём. Большинство обладалетей знания посчитали, что приказ, содержащийся в аяте, указывает на желательность. Именно это мнение является верным, хотя некоторые обладатели знания посчитали, что то, о чем говорится в аяте, является обязательным» [См. «ан-Насих уа-ль-Мансух», стр. 309-310].
Об обязательности этого действия заявил Муджахид [ибн Джабр] и группа из числа учеников сподвижников, а также некоторые другие обладатели знания. Также это мнение посчитал верным ибн Хазм [См. «аль-Мухалля», 1749].
Сказал аль-Куртуби: «Более правильное мнение заключается в том, что этот аят указывает на желательность» [См. «Тафсир аль-Куртуби», 5/49].
Также этого мнения [о желательности] придерживались аль-Хафиз ибн Хаджар и аль-Багауи
[См. «Фатх уль-Бари», хадис № 4576; «Ма‘алим ут-Танзиль», 2/16.
Следовательно, относительно этого аята существует два мнения:
Первое мнение – аят является отмененным. Второе мнение - аят не является отмененным, но люди проявляют небрежность в отношении него. Именно это второе мнение является правильным].
Хвала Аллаху, по милости Которого завершаются благие деяния! Его я восхваляю хвалой обильной и благодатной! Я прошу Аллаха, чтобы Он принял мои праведные деяния! И пусть Аллах благословит и приветствует Своего пророка Мухаммада, его семейство и сподвижников!
Таблица отмененных аятов.
Отменённый аят | Страница |
«Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро[имущество], то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам в соответствии с обычаями(людей). Такова обязанность остерегающихся(наказания Аллаха)» [Сура аль-Бакара, аят 180]. | |
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)» [Сура аль-Бакара, аят 184]. | |
«Если кто-либо из вас(о, мужчины)скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли» [Сура аль-Бакара, аят 240]. | |
«Выявите ли вы то, что в ваших душах, или утаите[оставите это в своей душе], Аллах(все равно) предъявит вам счет за это» [Сура аль-Бакара, аят 284]. | |
«Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю(из наследства)» [Сура ан-Ниса, аят 33]. | |
«Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок[прелюбодеяние], призовите в свидетели четырех(справедливых мужчин)из вас[из числа верующих]. Если они[свидетели]засвидетельствуют это, то держите их[этих женщин] в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь» [Сура ан-Ниса, аят 15]. | |
«Если будет среди вас двадцать терпеливых(воинов), то они одолеют две сотни» [Сура аль-Анфаль, аят 65]. | |
«Отныне тебе(о, посланник)не дозволено жениться на других женщинах и заменять их[твоих нынешних жён] другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница» [Сура аль-Ахзаб, аят 52] | |
«О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней(дав её нуждающимся)» [Сура аль-Муджадаля, аят 12]. | |
«О закутавшийся(в свои одежды) (пророк)! Простаивай(всю)ночь(в молитве), кроме малой(её части)» [Сура аль-Муззаммиль, аяты 1-2]. |
Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения книги "Фатх уль-Маннан фима сахха мин мансух иль-Куран".
1 Разъясни важность науки об аннулирующих и аннулируемых аятах в Коране.
2 Назови самые известные книги этой науки, а также их авторов.
3 Дай определение "аннулированию" (насх) в арабском языке и терминологии. Затем разъясни важнейшие пункты терминологического определения.
4 Каковы условия "аннулирования" (насх)?
5 Является ли условием аннулирования то, чтобы аннулирующий контекст был сильнее аннулируемого?
6 Что значит выражение: "Аннулирование не касается известий", и всегда ли оно правильно?
7 Есть ли разногласие в том, что в Коране есть аннулированные аяты?
8 Каких видов бывает аннулирование в зависимости от аннулирующего контекста, а также аннулируемого?
9 В чем причина множественности аятов, о которых сказано, что они аннулированы, вместе с тем, что они не аннулированы?
10 Приведи краткую биографию ас-Суюты.
11 Относительно аннулирования 115-ого аята суры "аль-Бакара" есть несколько мнений. Сколько их? В чем их суть? И какое из них более правильно?
12 Относительно аннулирования 180-ого аята суры "аль-Бакара" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно? Также есть разногласие относительно того, чем аннулируется этот аят. Назови правильное мнение.
13 Относительно аннулирования 183-его аята суры "аль-Бакара" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно? И что значат Слова Всевышнего: "Также как тем, кто был до вас"?
14 Относительно аннулирования 184-ого аята суры "аль-Бакара" есть несколько мнений. Сколько их? В чем их суть? И какое из них более правильно?
15 Относительно аннулирования 217-ого аята суры "аль-Бакара", а также 2-ого аята суры "аль-Маида" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
16 Относительно аннулирования 240-ого аята суры "аль-Бакара" есть несколько мнений. Сколько их? В чем их суть? И какое из них более правильно?
17 Относительно аннулирования 256-ого аята суры "аль-Бакара" есть несколько мнений. Сколько их? В чем их суть? И какое из них более правильно?
18 Относительно аннулирования 284-ого аята суры "аль-Бакара" есть несколько мнений. Сколько их? В чем их суть? И какое из них более правильно?
19 Относительно аннулирования 102-ого аята суры "Али-'Имран" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
20 Относительно аннулирования 8-ого аята суры "ан-Ниса" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
21 Относительно аннулирования 15-ого и 16-ого аятов суры "ан-Ниса" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно? Также есть разногласие относительно того, чем аннулируется этот аят. Назови правильное мнение.
22 Относительно аннулирования 24-ого аята суры "ан-Ниса" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
23 Относительно аннулирования 33-его аята суры "ан-Ниса" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
24 Относительно аннулирования 42-ого аята суры "аль-Маида" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
25 Относительно аннулирования 106-ого аята суры "аль-Маида" есть несколько мнений. Сколько их? В чем их суть? И какое из них более правильно?
26 Есть ли разногласие в аннулировании 65-ого аята суры "аль-Анфаль"?
27 Относительно аннулирования 41-ого аята суры "ат-Тауба" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
28 Относительно аннулирования 3-его аята суры "ан-Нур" есть несколько мнений. Сколько их? В чем их суть? И какое из них более правильно?
29 Относительно аннулирования 58-ого аята суры "ан-Нур" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
30 Относительно аннулирования 52-ого аята суры "аль-Ахзаб" есть два мнения. В чем их суть? И какое из них более правильно?
31 Есть ли разногласие в аннулировании 12-ого аята суры "аль-Муджадиля"? И успел ли кто-либо из сподвижников произвести действие по этому аяту?
32 Относительно аннулирования 11-ого аята суры "аль-Мумтахана" есть несколько мнений. Сколько их? В чем их суть? И какое из них более правильно?
33 Есть ли разногласие в аннулировании 2-ого аята суры "аль-Муззаммиль"?
Ответы на вопросы по книге "Фатх уль-Маннан фима сахха мин тафсир иль-Куран".
1Это одна из важнейших наук из наук Корана. Важность ее в том, что аннулирование касается аятов, в которых содержатся шариатские постановления. В зависимости от того, аннулирован определенный аят или нет, зависит то, действует ли определенное постановление в шариате или оно уже аннулировано. Исходя из этого, сразу несколько важных постановлений шариата – по ним либо нужно действовать и брать их во внимание, либо же они аннулированы и действовать по ним будет неправильно. При этом эти постановления касаются важных разделов шариата. Поэтому знание этих вопросов необходимо любому мусульманину, не говоря уже о требующем знания. Известно выражение ученых о том, что тот, кто не знает "насих и мансух" не имеет право давать фетву и не может быть муджтахидом.
2Книг об этой сфере шариата множество. Самые известные из них: "ан-Насих уа мансух" Абу 'Убейд Касим ибн Саллям (224 г/х), "ан-Насих уа мансух" Абу Джа'фара ан-Нуххаса (338 г/х), "аль-Иидах ли насих иль-Куран уа мансухихи" Абу Мухаммад Макки ибн Аби Талиб аль-Кайси (437 г/х), "Насих уль-Куран уа мансухуху" Абу Мухаммад ибн Хазм аз-Захири (456 г/х), "Насих уль-Куран уа мансухуху" Ибн аль-Джаузи (597 г/х).
3 "ан-Насх" (аннулирование) в арабском языке – 1. удаление 2. перенесение. В терминологии – "Поднятие утвержденного шариатом постановления, другим более поздним шариатским постановлением". Фраза "утвержденного шариатом постановления" – необходима для того, чтобы исключить те обычаи, которые Були у мусульман, и они переняли их от времен невежества, а затем шариат поменял эти обычаи и заменил их другими постановлениями. Это не называется аннулированием в шариате, т.к. не произошло отмены старого шариатского постановления новым. Фраза "более поздним шариатским постановлением" – необходима для того, чтобы исключить изменения постановления из-за возникших мешающих факторов. Как, например, женщина обязано совершать намаз, но если у нее наступит менструация, то совершение намаза для нее становится запретным. Т.е. произошло изменение постановления с обязанности на запрет, но это не называется аннулированием в шариате, т.к. изменение произошло не по причине ниспослания нового постановления, а по причине факторов, мешающих обязанности совершать намаз. Фраза "более поздним" – нужна для того, чтобы исключить конкретизацию, ограничение и т.п., что не называется аннулированием.
41. Достоверность обоих контекстов, как аннулирующего, так и аннулируемого. 2. Аннулирующий должен быть ниспослан позже аннулируемого. 3. невозможность объединить два контекста.
5 Нет.
6 Коран состоит либо из известий (о прошлом или будущем), либо из постановлений (приказы, запреты или разрешения). Аннулирование касается только постановлений и не касается известий, т.к. аннулирование известия может быть только если известие ложное, или ошибочное. Как ложь, так и ошибка – невозможны в отношении Всевышнего. Но иногда бывает так, что контекст выглядит как известие, но под ним имеется ввиду постановление, или бывает контекст, который содержит в себе и известие и постановление. В этих двух последних случаях аннулирование возможно.
7 Ибн аль-Джаузи и другие передали единогласное мнение на то, что в Коране есть аннулированные аяты, и противоречил в этом только Абу Муслим аль-Асфахани, опровержение ему сделал имам аш-Шаукани в "Иршад уль-Фухуль". Довод Сура 2, аят 106.
8В зависимости от аннулирующего контекста аннулирование бывает 6 видов: 1. Коран Кораном 2. Сунна мутауатира, а также ахадия – Сунной мутауатира 3. Сунна ахадия – такой же Сунной. (Эти три вида возможны единогласны). 4. Коран – Сунной мутауатира 5. Сунна – Кораном 6. Сунна мутауатира – Сунной ахадия. (эти три последних вида – в них разногласие и правильное мнение, что все они возможны).
В зависимости от аннулируемого контекста 3 видов: 1. Аннулирование как постановление, так и самих слов 2. аннулирование только постановление с оставлением слова 3. Аннулирование слова и оставление постановления.
9Причин множество, из них: 1. Саляфы часто использовали слово "аннулирование" на конкретизацию и ограничение, а некоторые из пришедших поздних ученых посчитали, что саляфы имели ввиду термин "аннулирование" в значении поздних ученых. 2. Аннулирование некоторых обычаев джахилии – некоторые из ученых назвали это аннулированием 3. Заявление об аннулировании вместе с тем, что возможно собрать между двумя контекстами 4. Заявление об аннулировании вместе с тем, что имеет место быть конкретизация и ограничение, а не аннулирование.
10Абу аль-Фадль Джалялутдин ас-Суюты. Родился в 849, умер в 911 г/х. Родился в Египте. Самый известный его шейх –Хафиз Салих ибн 'Умар ибн Раслян аль-Булькыни. Написал множество книг, из них "Таржуман уль-Куран", "ад-Дурр уль-Мансур", "Иткан" и др. Акыда его была ашаритской, а также у него были некоторые проявления суфизма.
11Слова Аллаха: "Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха". (2: 115). Относительно этого аята 4 мнения. 1. Аят аннулирован аятом: "Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети" (2: 144). 2. Аят не аннулирован, но разрешает совершать намаз не в сторону кыйблы тому, кто не знает где она и не может ее найти. 3. Аят не аннулирован, и его смысл: где бы вы ни были у вас есть кыйбла, куда вы должны обращаться в намазе. 4. Аят не аннулирован, и дает разрешение совершать намаз не в сторону кыйблы, если этот намаз добровольный, совершается в пути и на животном.
Правильное мнение – четвертое. Довод – хадис Ибн 'Умара у Муслима (1612): "Пророк совершал намаз на животном, возвращаясь с Мекки в Медину. При этом он направлялся туда, куда двигалось его животное. И относительно этого Всевышний ниспослал: "Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха".
Что касается доводов второго мнения, то все они недостоверные.
12Слова Аллаха: "Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных" (2: 180). Относительно этого аята два мнения: 1. Аят аннулирован 2. Не аннулирован, и под родителями и родственниками имеются ввиду те, которые не имеют право на долю в наследстве (как отец неверующие и т.п.)
Правильное мнение первое. Затем те, кто придерживается этого мнения разошлись на два мнения – аннулирован ли этот аят полностью. 1. полностью аннулирован – из чего получается, что человек не обязан оставлять завещание. 2. Аннулирован только относительно тех родственников, которые имеют право на долю в наследстве, и остается обязанность оставить наследство остальным родственникам. Правильное мнение из этих двух – первое.
Затем те, кто придерживается этого мнения разошлись на три мнения – чем этот аят аннулирован. 1. единогласным мнением (неправильно, т.к. есть разногласие) 2. аятом о долях наследства 3. хадисом от многих сподвижников, от пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Поистине Аллах уже наделил каждого, кто обладает правом его правом".
Правильное из этих трех мнений – второе.
13Слова Аллаха: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь". (2: 183).
Два мнения: 1. аят аннулирован, т.к. его смысл "подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам" – значит ваша ураза такая же как у обладателей Писания до вас, т.е. с такими же постановлениями. Затем Аллах послал другие постановления относительно уразы, соответственно наша ураза стала не такой, как у тех, кто был до нас. А значит аят аннулирован. 2. аят не аннулирован и Слова "подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам" – т.е. ураза вам обязательна также, как было обязательно тем, кто был до вас. Т.е. подобие в обязательности, а не в постановлениях.
Правильное мнение второе.
14 Слова Аллаха: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка". (2: 184). 3 мнения: 1. аннулирован аятом: "Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься". (2: 185). Т.е. вначале Ислама разрешалось не держать уразу в Рамадан любому, даже тому, кто может ее держать, но вместо одного дня уразы можно было накормить бедняка, затем ураза стала обязательной для всех, кто способен ее держать.
2. аят имеет узкий смысл – разрешение не держать уразу касалось не всех, а только пожилых. Но затем и им стало обязательным держать уразу, кроме как если они не способны ее держать.
3. аят не аннулирован и его смысл – разрешение касается тех, кто мог держать уразу в молодости, но в пожилом возрасте ураза стала для него невозможной – можно не держать, а за каждый день накормить бедняка.
Правильное мнение – первое.
15 Слова Аллаха: "Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц – великое преступление". (2: 217), а также Слова Аллаха: "О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца". (5:2).
Два мнения: 1. аннулированы аятами, в которых пришли приказы сражаться с неверующими. 2. не аннулированы, и запрет продолжает действовать до сегодняшнего дня и до Судного Дня – нельзя нападать и начинать сражение в запретные месяцы (зуль ка'да, зуль хижжа, мухаррам, ражаб), но можно обороняться при нападении неверующих.
Правильное мнение – второе.
16Слова Аллаха: "Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли". (2: 240).
В этом аяте три постановления, и в каждом из них разногласие:
1. Время выжидательного срока ('идда) для женщины, у которой умер муж.
В этом аяте установлен срок в 1 год. а в аяте 234 суры аль-Бакара – установлено 4 месяца и 10 дней.
Относительно этого 2 мнения: 1. Срок 4 месяца и 10 дней, а срок в 1 год аннулирован. 2. аят не аннулирован, и срок выжидания – обязательно 4 месяца и 10 дней, а то, что больше этого и до одного года – желательно.
Правильное мнение – первое.
2. Должны ли родственники умершего обеспечивать его жены из его наследства – 4 месяца и 10 дней или год, или вообще не должны. Ответ: здесь может быть две ситуации – 1. Жена осталась не беременная – не должны обеспечивать единогласно. 2. Жена осталась беременная – 2 мнения: 1. родственники должны ее обеспечивать 2. не должны, т.к. у нее есть своя доля из наследства мужа.
Правильное мнение во второй ситуации – второе.
3. Должны ли родственники мужа предоставлять жене умершего мужа жилье.
3 мнения: 1. да, на год, опираясь на аят 240 суры Бакара. 2. да, на 4 месяца и 10 дней. Оба этих мнения неправильны. И третье мнение касается случая, если оставшаяся жена беременна – тогда два мнения: 1. должны обеспечить ее жильем 2. не должны, т.к. у нее есть ее доля наследства от умершего мужа.
Правильное мнение последнее.
Итог – аят полностью аннулирован.
17Слова Аллаха: "Нет принуждения в религии". (2: 256).
4 мнения: 1. аят аннулирован приказом сражаться с неверующими 2. аят не аннулирован, т.к. под ним подразумевается узкий смысл - то, что при военном походе на людей Писания (иудеи и христиане) – нельзя заставлять их принимать Ислам, а также сражаться с ними, если они готовы платить дань. 3. аят не аннулирован и его смысл – наша религия ясная Истина и прямой путь, поэтому нет нужды заставлять людей принять ее. 4. аят не аннулирован и смысл его общий – никого нельзя заставлять принимать Ислам, а также сражаться против кого бы то ни было, если они готовы платить дань, и это касается всех неверующих и многобожников, а не только иудеев и христиан.
Правильное мнение – четвертое.
18 слова Аллаха: "Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это". (2: 284).
4 мнения: 1. аят не аннулирован, т.к. его смысл – "утаите", т.е. утаите свидетельство в суде. 2. аят не аннулирован, и Аллах действительно предъявит счет людям за их помыслы, даже если они их не высказали или не совершили, но при этом Аллах простит верующих за эти помыслы, а неверующих накажет. Т.е. приверженцы этого мнения провели разницу между предъявлением счета, и наказанием. 3. аят не аннулирован, Аллах предъявит счет а помыслы – т.е. накажет людей за помыслы разными горестями и проблемами в ближней жизни так, что в Судный День за помыслы уже наказывать не будет 4. аят аннулирован аятом: "Аллах не накладывает на душу человека больше ее возможностей". (2: 286).
19Слова Аллаха: "О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом". (3: 102).
Два мнения: 1. аят аннулирован аятом: "Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей" (64: 16). Т.к. невозможно бояться Аллаха должным образом, а возможно лишь по мере возможностей.
2. аят не аннулирован, а выражение "должным образом", т.е. "по мере ваших возможностей". И нет противоречия между двумя аятами, наоборот один аят подтверждает другой.
Правильное мнение – второе.
20 Слова Аллаха: "Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него и скажите им слово доброе". (4: 8).
Два мнения: 1. аят аннулирован тем, что наследство поделено по долям. 2. аят не аннулирован, а под родственниками, сиротами и бедняками имеются ввиду те, кто не имеет доли в наследстве.
Правильное мнение – второе. Но на что указывает приказ в аяте – на обязательность или желательность? В этом разногласие, правильно, что на желательность.
21 Слова Аллаха: "Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь. Если двое из вас совершат такой поступок (прелюбодеяние), то подвергните обоих неприятности. Если они раскаются и станут поступать праведно, то оставьте их, ведь Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный". (4: 15-16).
Смысл этих аятов в том, что в начале Ислама наказанием женщины за прелюбодеяние было принесение неприятности и пожизненное заключение. А наказанием мужчины было – принесение неприятности.
Два мнения: 1. аят не аннулирован, т.к. в аяте указано, что этот аят временный "или пока Аллах не установит для них иной путь".Но при этом постановление аята о пожизненном заключении не действует. 2. аят аннулирован.
Правильное мнение – второе.
Также разошлись во мнениях – чем этот аят был аннулирован.
1. вторым аятом суры "ан-Нур": "Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них высеките сто раз".(24: 2). 2. Хадисом 'Убады ибн ас-Самита у Муслима (1690): "Возьмите от меня, возьмите от меня. Аллах сделал для них иной путь. Если прелюбодеяние совершали люди бывшие некогда в браке – то побейте их сто раз и закидайте их камнями, а если те, кто не был в браке – то побейте их сто раз и депортируйте на год". 3. аятом, который затем был удален Всевышним из Корана, но постановление этого аята осталось.
Правильное мнение – второе.
22 Слова Аллаха: "А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение" (4: 24).
Два мнения: под удовольствием имеется ввиду – половой акт при заключение временного брака (мут'а). А временный брак отменен, а значит и аят отменен 2. в аяте не имеется ввиду временный брак, а имеется ввиду законный брак. Под вознаграждением имеется ввиду махр (брачный дар) при заключении законного (не временного брака), поэтому аят не отменен.
Правильное мнение второе.
23 Слова Аллаха: "Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю". (4: 33).
Два мнения: 1. Смысл этого аята в том, что раньше до ниспослания аятов о долях наследства, ансраы и мухаджиры делили наследство по союзным клятвам, т.е. не по родственным связям. А затем Аллах ниспослал 75-ый аят суры "аль-Анфаль": "Однако родственники ближе друг к другу. Таково предписание Аллаха". И стало обязательным делить наследство по родственным связям, а не по союзным клятвам. Т.е. итог этого мнения, что аят отменен.
2. Что под Словами Аллаха: "Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю" – т.е. долю помощи и поддержки, и речь не о наследстве, поэтому аят не аннулирован.
Правильное мнение – второе.
24 Слова Аллаха: "Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них". (5: 42).
Т.е. в этом аяте Всевышний дает выбор пророку (да благословит его Аллах и приветствует) – когда к нему за судом приходят люди Писания, то он может рассудить их, а может отказаться от суда и дать им возможность самим судить между собой по их законам.
Два мнения: 1. аят аннулирован, аятом: "Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям" (5: 48). 2. аят не аннулирован, а смысл аята 48-ого суры 5-ой – "Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах" – если все-таки выбрал решение судить между ними. Поэтому между двумя аятами нет противоречия.
Итог: судья не обязан судить между двумя людьми из обладателей Писания (иудеи и христиане). Но важно знать, что если к судье пришли две стороны, а одна из них – мусульманин, то судья обязан рассудить между ними по законам Аллаха и не имеет права отпускать мусульманина судиться с неверующим по законам неверующих.
25Слова Аллаха: "О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое други<