Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев
Эпоха Просвещения в России
Что же такое просвещение? Это слово, которое применимо ко всей литературе XVIII века, употребляется довольно часто. Дело в том, что на рубеже XVII-XVIII веков Россия была страной в высшей степени непросвещённой. Это была страна, в которой не существовало всеобщей системы образования – была только церковная система образования, связанная с деятельностью церкви, и практически отсутствовала научная деятельность, а промышленное производство находилось только в самом зачаточном состоянии.
В эпоху Петра I страна сделала грандиозный скачок. В период с начала XVIII века и до 1725 года (конец царствования Петра I) Россия, в значительной степени, стала вровень со многими другими передовыми странами Европы. И вместе с этим движением России к Европе в стране началась эпоха Просвещения.
Есть символика света, которая в христианском мире означает стремление к добру и знанию. В сущности, по христианским представлениям, знание – это и есть добро. Свет – это символ добра и знания, которое несёт в себе стремление людей к познанию нового, к удовлетворению потребности в новых знаниях. В какой-то момент Просвещение начинает противоречить религиозным догматам. И именно в то время, о котором идёт речь, расхождение церковных представлений о Просвещении и светских, научных представлений, становится особенно острым и ощутимым. Свет, по воле Петра I шедший в Россию из Европы, оказался во многом неприемлемым для тех церковных религиозных установлений, которые существовали в стране.
Когда мы говорим о Радищеве, как о просветителе, то это слово употребляется уже в другом, новом смысле. Просветительство Радищева было светским, никак не связанным с религиозными представлениями.
Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев
Первым русским просветителем, по-видимому, был Ломоносов. Не случайно Радищев именно Ломоносову посвящает значительную часть своей книги. «Слово о Ломоносове» становится одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву». И славословие, которое произносит Радищев, имеет особое для него значение. Но всё-таки ещё и Ломоносов вынужден был писать о пользе книг церковных: отчасти для того, чтобы всё-таки ладить с церковью, отчасти потому, что он был человеком своего времени. И мысли, связанные с религиозными догматами, а иногда и противостоящие религиозным догматам в научных представлениях, его не оставляли: мысль о происхождении человека, мысль о том, как божественный промысел уживается с законами природы.
Рис. 1. Ломоносов М.В. (Источник)
Эпоха Просвещения в России
Что же такое просвещение? Это слово, которое применимо ко всей литературе XVIII века, употребляется довольно часто. Дело в том, что на рубеже XVII-XVIII веков Россия была страной в высшей степени непросвещённой. Это была страна, в которой не существовало всеобщей системы образования – была только церковная система образования, связанная с деятельностью церкви, и практически отсутствовала научная деятельность, а промышленное производство находилось только в самом зачаточном состоянии.
В эпоху Петра I страна сделала грандиозный скачок. В период с начала XVIII века и до 1725 года (конец царствования Петра I) Россия, в значительной степени, стала вровень со многими другими передовыми странами Европы. И вместе с этим движением России к Европе в стране началась эпоха Просвещения.
Есть символика света, которая в христианском мире означает стремление к добру и знанию. В сущности, по христианским представлениям, знание – это и есть добро. Свет – это символ добра и знания, которое несёт в себе стремление людей к познанию нового, к удовлетворению потребности в новых знаниях. В какой-то момент Просвещение начинает противоречить религиозным догматам. И именно в то время, о котором идёт речь, расхождение церковных представлений о Просвещении и светских, научных представлений, становится особенно острым и ощутимым. Свет, по воле Петра I шедший в Россию из Европы, оказался во многом неприемлемым для тех церковных религиозных установлений, которые существовали в стране.
Когда мы говорим о Радищеве, как о просветителе, то это слово употребляется уже в другом, новом смысле. Просветительство Радищева было светским, никак не связанным с религиозными представлениями.
Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев
Первым русским просветителем, по-видимому, был Ломоносов. Не случайно Радищев именно Ломоносову посвящает значительную часть своей книги. «Слово о Ломоносове» становится одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву». И славословие, которое произносит Радищев, имеет особое для него значение. Но всё-таки ещё и Ломоносов вынужден был писать о пользе книг церковных: отчасти для того, чтобы всё-таки ладить с церковью, отчасти потому, что он был человеком своего времени. И мысли, связанные с религиозными догматами, а иногда и противостоящие религиозным догматам в научных представлениях, его не оставляли: мысль о происхождении человека, мысль о том, как божественный промысел уживается с законами природы.
Рис. 1. Ломоносов М.В. (Источник)