Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России

На протяжении многих столетий истории нашего государства православная церковь оставалась духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов – защитников родной земли.

Отечественные историки, оценивая значение принятия христианства на Руси, отмечали, что выбор князя Владимира в 988 г. был «на века», он сказывается и поныне. Значение его в том, что при иной религии, ином выборе культура России – архитектура, живопись, музыка и даже письменность – оказалась бы другой. Другой стала бы и ее история.

Слово «воин» в церковном языке имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Русской православной церковью, много воинов-мучеников, римских легионеров и военачальников, «убиенных за веру во Христе». Среди них Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский, покровитель русского воинства святой великомученик Георгий Победоносец. Среди святых русского происхождения церковью традиционно почитаем благоверный князь Александр Невский – выдающийся полководец и государственный деятель Древней Руси, вся жизнь которого была подвигом для защиты разоряемой русской земли, для поддержания угнетаемой русской веры.

Кроме Александра Невского церковью канонизированы князья-полководцы Дмитрий Донской, креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и его сыновья – святые страстотерпцы Борис и Глеб, первыми причисленные к лику святых, князья Михаил и Всеволод Черниговские и многие другие. Это были не просто полководцы, не просто правители Древней Руси, но и подвижники особого исторического призвания. Русские дружины не случайно звались «христолюбивым воинством».

Во время порабощения Руси кочевниками с Востока, на церковь как единственную в тот период объединяющую силу легла задача подготовки освобождения. В отечественной истории имеется свидетельство, что великий князь Московский Дмитрий, прежде чем выступить в поход против захватчиков, со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем, многими воеводами и отборной дружиной прибыл в Свято-Троицкий монастырь «помолиться Господу Богу и принять напутственное благословение» от преподобного игумена обители Сергия Радонежского. В числе братии обители Святой Троицы в это время были два инока: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых Сергий отправил с Дмитрием на битву.

После Куликовской битвы, в день памяти святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, была отслужена первая панихида по всем павшим. По совету и с благословения Сергия Радонежского Дмитрий установил совершать ежегодно поминовение погибших воинов в первую субботу после 26 октября. День этот стали называть Дмитриевской субботой и по обычаю совершают особый чин поминовения «О православных воинах и о всех за веру и Отечество на поле брани убиенных».

В сентябре 1609 г., когда войска Сигизмунда III осадили Смоленск, только патриарх Гермоген, призвав авторитет Русской православной церкви, благословил на борьбу с самозванцами соотечественников. По всей Руси прошлась призывная весть: «Патриарх Гермоген встал за веру и вам велел стоять».

История России и история Русской православной церкви неотделимы. В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., глава РПЦ митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился ко всем приходам с посланием «Пастырям и настоятелям Христовой Православной Церкви», в котором говорилось:

Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю. Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражью силу. Наши предки не пали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные родные им по плоти и вере! Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может.

Церковь, включившаяся во всенародное патриотическое движение, развернула деятельность по сбору оружия на оборону страны. К концу 1944 г. сумма взносов составила 150 млн рублей, на них были построены танковая колонна им. Дмитрия Донского, эскадрилья самолетов им. Александра Невского. Патриотическая деятельность РПЦ в годы войны привела к нормализации государственно-церковных отношений в послевоенный период.

Исторические факты подтверждают, что православная церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых страной. Она всегда призывала народ и воинство к единству, подвигам и защите Отечества в период войн, смут, раздробленности, а воинское служение причисляет к подвигу.

В российской истории всегда с благословениями провожали воинов, отправляющихся на войну, с восхищением встречали героев, снискавших славу на ратном поле. Как же обосновывается церковью необходимость воинского служения? Не стоит ли война в противоречии с заповедью «не убий»?

Христианская церковь не поощряет войну, ежедневно молясь о мире всего мира, как того требует Нагорная проповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф: 5:9), молясь об избавлении от разного рода бедствий, в том числе от меча нашествия иноплеменников и междоусобной брани.

Однако православная церковь далека от прямолинейного и одностороннего отрицания всякой войны. Война – несомненное зло и страдания людские, но грех за человеческие несчастья, причиняемые войной, ложится прежде всего на агрессоров, развязавших ее, на честолюбивых политиков, жаждущих наживы, но не на тех, кто погибает в защиту своего Отечества, совершая подвиг жертвенной любви. Стали каноном – церковным законом – слова учителя церкви св. Афанасия Великого: «Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвально достойно».

Особое уважение церкви к солдатской профессии, обусловленное жертвенным характером воинской службы, проявляется в том, что когда за богослужением поминаются живые и усопшие, то из всех мирян только именам военнослужащих прилагается их звание – воины. Определяя отношение христианства к войне и неизбежному убийству противника на поле брани, необходимо понимать принципиальную разницу между состоянием духа преступника, идущего на преступление ради корысти, в гневе, в ревности или гордыне и духовным величием воина, отправляющегося на защиту Родины. И поэтому Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин, 15:13).

В этом отношении воины российской армии отличались преданностью своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы.

Безусловно, война во всех ее проявлениях составляет собой наиболее серьезное испытание нравственных сил воинов. Терпение и стойкость в страданиях, способность выдержать немыслимые испытания на войне явились, может быть, высшей нравственной ценностью человеческой, даваемой верой в истинность христианских идеалов, верой в православную церковь, на протяжении многих веков остававшуюся наставницей и вдохновительницей русских воинов – защитников родной земли.

Таким образом, в современных условиях проблемы отношений церкви и армии, соблюдения прав верующих военнослужащих, использования духовного потенциала религии в работе с личным составом особенно актуальны и требуют своего учета в ходе военно-педагогического процесса.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность понятия «религия».

2. Как регламентированы отношения государства и религиозных объединений?

3. Охарактеризуйте сущность и особенности основных мировых религий.

4. В чем особенности сектантства?

5. Каким образом должны и могут реализовываться права верующих военнослужащих?

6. Что следует учитывать в общении и работе с верующими военнослужащими?

7. В чем заключается роль традиционных для России религий в воспитании военнослужащих?

Рекомендуемая литература

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Булгаков С. Православие. М.: Современник, 1994.

Белл Р., Уотт У. М. Коранистика. Введение. М.: Диля, 2006.

Введение в ислам. М.: Диля, 2005.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ВУ, 1995.

Гуськов М. Д., Ивашко М. И. Православие и российское воинство. М.: Изд. ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1994.

Золотарев О. В. Христолюбивое воинство Русское. М.: Троица. 2000.

Религиозные объединения Российской Федерации. М.: Республика, 1996.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002.

Справочник офицера-воспитателя. М.: Изд-во «За права военнослужащих», 2003.

Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский . Современные ереси и секты в России. Рязань. 1996.

Хвыля-Олинтер А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Авторитет– социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый занимаемой должностью, и личностный. Должностной авторитет командира проистекает из сути системы военного управления, служебной иерархии. Личностный авторитет – это фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется командир. Этот авторитет надо завоевывать, подкреплять, отстаивать. Его наличие позволяет решать многие проблемы управления, избегая формализма.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обученияосновная и наиболее часто реализуемая в подготовке военнослужащих концепция. В ее основе лежат закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека: постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей – ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации представляют собой своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. Основные положения концепции:

усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных; условных рефлексов;

основным этапом процесса обучения выступает осмысление, активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач;

результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий: формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подача учебного материала в определенной последовательности; демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применение знаний в учебных и служебных целях.

Последовательность обучения на основе ассоциативно-рефлекторной концепции обучения:

восприятие учебной информации (знания-знакомства);

осмысление воспринятой информации (знания-репродукции);

запоминание и сохранение учебного материала (знания-умения);

применение знаний на практике (знания-трансформации);

творческая профессиональная деятельность (мастерство).

Аутотренинг –тренировка, развитие способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул, которые многократно повторяются.

Беседа –способ получения информации об изучаемом явлении, человеке, группе людей посредством личного, непосредственного, организованного и целенаправленного общения. Разновидности беседы: ознакомительная – первичное знакомство; диагностическая призвана распознать уровень обученности, воспитанности, развития, черты характера, другие особенности личности, выявить факторы, способствующие или затрудняющие обучение, воспитание; структурированная проводится по заранее составленному списку вопросов; неструктурированная (вопросы формулируются в ходе беседы в зависимости от обстановки и психологических особенностей собеседников).

Боевая подготовка –система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил в целях обеспечения его готовности к ведению боевых действий или выполнению других задач в соответствии с предназначением. Виды (предметы) боевой подготовки: огневая, тактическая, специальная, тактико-специальная, техническая, физическая подготовка и др.

Болонский процесс– интеграция национальных систем образования с целью создания общеевропейского пространства высшего образования. В июне 1999 г. на конференции в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования». Россия присоединилась к Болонской декларации по высшему образованию 19 сентября 2003 г. на конференции министров образования европейских стран в Берлине.

Виды учебных занятий –лекция, рассказ, семинар, беседа, групповые занятия и упражнения, лабораторное занятие, практическое занятие, тактическое (тактико-специальное) занятие, тактическое (тактико-специальное) учение, командно-штабное учение, командно-штабная игра, теоретическая (научно-практическая) конференция, контрольная работа, выполнение курсовых работ (проектов, задач), выполнение выпускной квалификационной работы, консультация, самостоятельная работа (в том числе и под руководством обучающего) и др. В высшем военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза.

Военная дидактика –раздел военной педагогики, исследующий процесс обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов.

Военная педагогика– отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, военную дидактику, теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы и ряд других разделов.

Военная педагогика отличается от большинства других отраслей педагогики непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную военно-профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

Военно-педагогический процессцеленаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время – поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.

По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

Задачи военно-педагогического процесса:

целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;

вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;

обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;

выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;

осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений, частей, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

Содержательная структура военно-педагогического процесса: воспитание; обучение; развитие; психологическая подготовка; самовоспитание и самообразование.

Организационно военно-педагогический процесс включает:

различные виды подготовки – боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;

педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;

воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.

Субъекты военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) – командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации. В современном понимании под субъектами военно-педагогического процесса понимаются все военнослужащие и воинские коллективы, все его участники. В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Как прямой начальник всего личного состава он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и соответственно за состояние и качество военно-педагогического процесса.

Объекты военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) – все военнослужащие и воинские коллективы. С позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения являются субъектами, активными участниками военно-педагогического процесса. Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив.

Особенности военно-педагогического процесса:

воинский труд, овладение воинским мастерством – обязанность каждого военнослужащего;

военно-педагогический процесс осуществляется в непрерывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и имеет ярко выраженный практический характер;

военно-педагогический процесс организуется в условиях постоянной боевой готовности и направлен на ее обеспечение;

высокая насыщенность военно-педагогического процесса военной техникой и вооружением;

особая напряженность военно-педагогического процесса;

коллективный характер;

многоплановость, многоступенчатость, многоаспектность;

военнослужащие – это в основном взрослые люди, со своими взглядами, убеждениями, особенностями личности, уровнем развития, обученности и воспитанности, сильными и слабыми сторонами;

особая цикличность функционирования.

Военно-профессиональные знаниянеобходимые общие и военно-профессиональные сведения, усвоенные и востребованные для осуществления практической деятельности военнослужащих. Приобретаемые в ходе военно-педагогического процесса знания составляют основу для дальнейшего формирования профессиональных умений и навыков, практического применения, достижения результатов воинской деятельности.

Военно-профессиональные навыки и умениядействия, применяемые военнослужащим для реализации своих функциональных обязанностей и служебных задач в процессе воинской деятельности. Выступают исходными элементами технологии ратного труда и включают обширный арсенал действий военнослужащих по выполнению задач военной службы.

Воинская дисциплина –одна из разновидностей дисциплины, одна из форм общегосударственной дисциплины. Включает два аспекта – объективный (правовой), закрепленный в правовых документах, выражающих требование общества, и субъективный (нравственный): мировоззрение, мотивы, сознательность, внутренняя культура, ответственность, инициатива – все то, что определяет поведение людей. Воинская дисциплина выражается в точном исполнении как военных, так и общегосударственных законов, в исполнении приказаний начальника, не идущих вразрез с ними, в уважении и доверии к начальникам. Важнейший показатель дисциплинированности воина – самодисциплина. Она проявляется в способности управлять своими поступками, самокритично оценивать свои действия, осознавать личную ответственность за выполнение задачи, решаемой всем коллективом.

Воинский коллектив– высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, боевые и другие задачи. Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинского подразделения способствует формированию опыта участия в коллективных формах взаимодействия военнослужащих.

Воинское воспитание– процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное, нравственное, физическое развитие военнослужащих в целях подготовки к вооруженной защите Отечества.

Основные направления воинского воспитания:

создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования;

обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;

моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;

поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях);

создание условий по обеспечению безопасности военной службы;

личный пример должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга;

использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Воинское мастерство –высокий уровень военно-профессиональной компетентности отдельного военнослужащего и подготовленности воинского подразделения, обеспечивающий им гарантированное и эффективное выполнение боевой задачи и обязанностей по несению военной службы.

Воинское мастерство подразделения характеризуется:

боевой слаженностью и организованностью как упорядоченными взаимодействиями военнослужащих, которые превращают воинский коллектив в единое целое при решении задач военной службы;

подготовленностью – сформированной совокупностью хорошо отработанных действий всего личного состава воинского подразделения по решению задач прямого предназначения;

умелостью, т. е. достижением способности воинского коллектива гибко использовать все возможности, силы и средства для успешного решения задач воинской деятельности в любых условиях обстановки;

устойчивостью и надежностью – способностью личного состава воинского подразделения не снижать слаженности и качества совместных действий под влиянием неблагоприятных факторов;

взаимопониманием и сплоченностью всех его членов, обеспечивающим единство взглядов по военно-профессиональным вопросам и способам согласованных действий.

Этапы формирования воинского мастерства:

формирование знаний, которые должны быть глубокими, гибкими, прочными и действенными. Глубина знаний означает, насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, внутренние связи, закономерности сложных явлений, происходящих событий. Гибкость отражает способность творчески использовать знания в меняющихся условиях. Прочность – их сохранение и устойчивость в сложных условиях воинской деятельности. Глубина, гибкость и прочность знаний обеспечивают их действенность, т. е. воплощение в практических действиях;

возникновение начальных умений, т. е. первичное самостоятельное применение приобретенных знаний на практике. Получив представления о тех или иных действиях в результате объяснений офицера (командира, инженера, преподавателя), военнослужащий начинает выполнять их самостоятельно. При этом он может использовать инструкции, осознанно контролируя и корректируя каждую выполняемую операцию. Его действия вначале могут получаться робкими, неуверенными, медленными, неточными;

в процессе упражнений под руководством преподавателя начальные умения превращаются в простые навыки, т. е. несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, сознание при этом выполняет лишь функцию контроля. Простыми навыками могут быть, например, навыки изготовки к стрельбе, прицеливания, нажатия на спусковой крючок, навыки запуска двигателя, переключения передач, поворота машины при движении. Они возникают, как правило, в результате повторения отдельных приемов;

постепенно простые навыки в процессе упражнений объединяются в сложные действия, неоднократное повторение и закрепление которых ведет к образованию сложных навыков. Сложные навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро. Они освобождают сознание от постоянного напряжения и контроля над выполнением сложных действий, дают возможность сосредоточиться на решении поставленных общих целей; позволяют совершать действия четко и высококачественно;

на основе знаний, начальных умений, простых и сложных навыков формируются сложные умения – сформированная способность творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях воинской деятельности.

Если навык характеризуется усвоением сложного действия, совершаемого неоднократно, в более или менее одинаковых условиях, то сложное умение – деятельностью в таких условиях, в которых еще не приходилось действовать. Военнослужащий грамотно работает в новых условиях на основе творческого использования личного опыта, благодаря гибкости и самостоятельности ума.

Войсковая (флотская) стажировкаэлемент подготовки военнослужащих. Организуется в течение установленного срока для приобретения опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению в войсках.

Воспитание(в широком смысле) – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности; процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него определенной системы ценностей.

В узком смысле воспитание – это систематическое целенаправленное воздействие на воспитуемых с тем, чтобы у них сформировались определенные, конкретные качества, взгляды, убеждения, желаемое отношение к людям и явлениям окружающего мира.

Воспитание в более конкретном значении понимается также как решение определенной воспитательной задачи.

Воспитание военнослужащих –целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения.

Основные виды воспитания: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое.

В содержательном плане воспитание военнослужащих включает такие составляющие: информационно-воспитательную работу; работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины; военно-социальную работу; психологическую работу; культурно-досуговую работу.

Цель воспитания военнослужащих формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности.

Воспитание культуры взаимоотношений военнослужащихцеленаправленный процесс формирования правовых, моральных отношений и личностных качеств военнослужащих, необходимых для осуществления их взаимоотношений на основе требований культуры (такта, уважения чести и личного достоинства, рефлексии, эмпатии и т. д.), и осуществляемый в организованном военно-педагогическом процессе.

Воспитательный коллектив воинской части –совокупность взаимосвязанных, относительно самостоятельных первичных воинских коллективов подразделений и коллектива командного состава воинской части. Состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогического коллектива).

Выполнение курсовой работы (проекта, задачи)вид учебных занятий в вузе, имеющий целью научить обучающихся самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.

Государственно-патриотическое воспитание –оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Основные направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих:

формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;

наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;

творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий;

совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Групповые занятия– вид занятий, которые проводятся в целях изучения вооружения и военной техники (объектов) и составляют основу обучения организации их применения, эксплуатации и ремонта. Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки. Групповые занятия – средство углубления и закрепления знаний (полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом), детального изучения отдельных теоретических вопросов, военной техники и вооружения, а также совершенствования практических навыков в решении задач, производстве инженерных расчетов и т. д. на материальной части вооружения и по другим вопросам, вынесение которых на лекции нецелесообразно по методическим соображениям.

Групповые упражнения –вид занятий, которые проводятся по оперативно-тактическим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам с целью накопления у обучающихся практического опыта в планировании, организации боевых действий, их обеспечения и управления войсками (силами). На групповом упражнении все обучающиеся действуют, как правило, в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.

Гуманизация образования –построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга; важнейший педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности обучающегося, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

Гуманизм(от лат. humanus – человеческий, человечный) – человечность, любовь к людям; высокий уровень психологической терпимости (толерантности); мягкость в человеческих отношениях; уважение к личности и ее достоинству. Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Гуманитаризация образования –часть и средство гуманизации. Выделяют два ее аспекта:

увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);

улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).

Гуманность– качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических характеристик личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности; готовность и стремление помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

Деловые игры –форма реализации проблемного обучения, которая основывается на воссоздании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, моделировании тех систем отношений, которые для нее характерны, моделировании профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, которые встречаются в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Деловые игры по уровню сложности подразделяются на следующие виды:

анализ конкретных ситуаций – обучающиеся знакомятся с ситуацией, определяемой совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, предлагаемое для рассмотрения в профессиональной практике и требующее соответствующего решения. Обучающиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются;

разыгрывание ролей – обучающиеся получают исходные данные по ситуации, а затем исполняют определенные роли. Исполнение ролей происходит в присутствии других обучающихся, которые потом оценивают действия участников ситуации, результаты принятия ими самостоятельных решений в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений;

полномасштабная деловая игра – имитируется профессиональная деятельность и последствия принимаемых решений (в том числе с использованием ЭВМ для расчета и анализа последствий принимаемых решений).

Диагностика процесса обучения –познавательно-преобразовательная деятельность по распознаванию (установлению, выявлению) особенностей участников процесса обучения и самого этого процесса, обстоятельств его протекания, его результатов в интересах достижения целей обучения. Диагностирование обученности включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамик

Наши рекомендации