Отечественная педагогическая мысль в дофеодальный период и в период феодализма (с древнейших времен до ХVII в.)
В России педагогические знания, практика обучения и воспитания имеют давнюю историю. В сочинениях византийца Прокопия Кесарийского (VI в.) отмечались следующие характерные черты славян: обостренное чувство общности и справедливости; устойчивая вера в существование верховного существа; вера в магию; добронравие; воинская обученность; свободолюбие; мужественность; физическая развитость и закаленность.
Каким образом воспитывались дети у древних славян, известно только в общих чертах, но, очевидно, в соответствии с их образом жизни. В первую очередь это происходило в семье. Особенно существенным было влияние матери. Например, слово «матерый» означало воспитанный матерью, так на Руси называли человека, достигшего полной зрелости. Выделялись различные возрастные группы: «дитя» – ребенок, которого вскармливают грудью; «молодой» – от 3 до 6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – до 7–12 лет, ребенок, который уже начал обучаться; «отрок» – подросток 12–15 лет, проходивший специальное обучение перед посвящением во взрослые члены общины или рода.
Для охраны своих земель (крепкие общины могли себе это позволить) создавались дружины, состоящие из профессиональных воинов. Военному обучению придавалось исключительное значение.
В процессе развития происходило дальнейшее разделение видов труда. В связи с этим обозначилась форма обучения – ученичество. Обучать специальным навыкам и умениям должен был мастер. При этом ремесленная деятельность связывалась с культовыми знаниями, а сами ремесленники у восточных славян считались чародеями.
Славяне поклонялись разным богам, выделяя главных и второстепенных, могучих и не очень. Возглавлял языческий пантеон великий Сварог – бог Вселенной. Особо почитались Даждьбог (Ярила) – бог солнца и Перун – бог грозы. Землепашцы молились Роду и Рожаницам – богу и богиням плодородия. Скотоводы обращались за помощью к своему покровителю – богу Велесу, он же олицетворял богатство. Стрибог повелевал ветрами.
Кроме того, древние славяне верили многим сверхъестественным существам. Так, злыми духами загробного мира были упыри, а добрыми, которые оберегали человека, – берегини. Лес принадлежал лешему, в воде жили русалки, каждый дом охранял свой домовой, его отождествляли с духом своего пращура – чура или щура.
В соответствии с языческим мировоззрением формировались все бытовые обряды, связанные с прославлением своего божества, – коляды, Масленица, день Ивана Купалы и т. д.
С VI в. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании произошли существенные перемены, которые были следствием социальных изменений. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное. У основных социальных групп – земледельцев, ремесленников, знати с дружинниками и языческих жрецов – подходы к воспитанию все более различались. Для знатной прослойки особую важность представляла подготовка к ратному труду и руководству общиной.
В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова. В Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».
Вначале отечественная педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных заповедей. Их темой были правила поведения и отношений между родителями и детьми. До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Только с появлением письменности они приобрели характер советов, правил и рекомендаций.
В истории нашей страны существовали различные своеобразные институты воспитания и обучения.
Например, «кормильство» – форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5–7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к участию в государственных делах.
Еще один институт – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, т. е. у родного дяди. В свою очередь, отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц.
Трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в родительской семье привело к возникновению института «кумовства». Позже «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.
Развитие педагогической мысли привело к возникновению института «мастеров грамоты», которые были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшими промысел из обучения грамоте. Они основывали школы в семьях, в домах учителей, при монастырях и церквах.
В России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 г. Находки берестяных грамот, которые относятся к этому периоду, свидетельствуют о том, что постепенно грамотой стремились овладевать все сословия. Это способствовало развитию отечественной педагогической мысли.
Новые для древнерусского этноса идеалы воспитания предложило православие. При общении с византийской культурой и образованностью русичи соединили присущее им эстетическое отношение к природе с духовностью человеческого существования, которое несло христианство. В результате мыслители Руси обратились прежде всего не к разуму, а к чувству и сердцу человека. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика жития святых, поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания.
Известно, что в древнерусской книжности был канонический жанр «поучений», «учительской литературы», включавший тексты наставительного характера (сочинения Кирилла Туровского, Кирика Новгородского, Владимира Мономаха).
Первым образцом поучений можно назвать «Изборник Святослава (1076 г.), материалом для которого послужили «Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса – сына Сирахова» – религиозные источники.
Особого внимания заслуживают поучения византийца Иоанна Златоуста (344–407 гг.), которые стали основой многих сборников, имевших педагогическую направленность: «Измарагды» (изумруды), «Златоусты», «Пчелы».
Кирилл Туровский (1182 г.) развивал поучения Иоанна Златоуста. Сочинения свои он посвящал высокообразованным людям. В основе сущности воспитания Кирилл Туровский полагал веру в Бога. При этом человек, по его утверждению, приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.
«Поучение Владимира Мономаха» детям (1096 г.) представляет сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси. Их отличает патриархально-родовой характер – почитать старших, отец – наивысший авторитет и образец для подражания детям, а также требование воспитания любви к Богу и страха Божьего.
Следующим письменным образцом педагогической мысли была «Русская Правда» – законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.
Это значит, что на Руси, как и в других странах, создавалась самобытная педагогическая, преподавательская культура, развивались идеи книжного образования. Начальное и повышенное образование давали школы учения книжного. Первое такое учебное заведение открылось при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 г. Затем последовал быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и других центрах древне-русских княжеств. Князь Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам – «учите людей». В X–XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах Руси. Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. В результате нашествия монголо-татар уровень образования на Руси резко снизился. Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгород и Псковскую землю. С 1383 г. в русской письменности употребляется понятие «школа».