Операторские воинские должности в Сухопутных войсках
Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская должность — наводчик. Штатное воинское звание — рядовой.
Наводчик артиллерийского орудия (см. вклейку, фото 24) входит в состав орудийного расчета, является заместителем командира орудия. Свою деятельность осуществляет в ходе непосредственного выполнения боевой задачи, производя расчеты угломеров, наведение оружия в цель и выстрел на поражение живой силы и огневых средств противника.
Наводчик артиллерийского орудия обязан хорошо знать устройство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицельные приспособления, боеприпасы к боевому применению; быстро находить и устранять возникающие поломки и неисправности; безошибочно определять дальность до цели, выбирать точку прицеливания, установку шкалы прицела, точно наводить орудие в цель и вести меткий огонь.
Как заместитель командира орудия, он должен знать в полном объеме его обязанности. Для эффективного исполнения своих обязанностей наводчик должен обладать способностью к быстрому счету в уме и быстрому выполнению сложных двигательных действий, точными и координированными движениями обеими руками, быстрой реакцией на движущийся объект, самообладанием, выдержкой и находчивостью.
Технологические воинские должности в Военно-Воздушных Силах
Авиационный механик. Штатная воинская должность —авиационный механик. Штатное воинское звание — ефрейтор.
Деятельность авиационного механика направлена на выполнение регламентных и ремонтных работ планера, шасси, двигательных установок, приборного оборудования самолетов и вертолетов, кислородного оборудования — средств жизнеобеспечения экипажа.
Авиационный механик обязан знать конструкцию, правила эксплуатации и объема периодических работ на закрепленной за ним технике, требования руководящих документов по эксплуатации техники и правила ведения технической документации и применения средств обслуживания техники, сорта применяемого на самолетах топлива, масел, спецжидкостей и газов.
Авиационным механикам необходимы такие профессиональные качества, как технические способности, развитое образное мышление, высокая устойчивость к воздействию световых и звуковых раздражителей, хорошая переносимость длительных физических нагрузок, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.
Технологические воинские должности в Военно-Морском флоте
Машинист- турбинист подводной лодки. Штатная воинская должность — машинист-турбинист. Штатное воинское звание — матрос.
Основное содержание деятельности специалиста заключается в обеспечении работы и обслуживании машин и механизмов парогазотурбинной установки.
Машинист-турбинист должен знать инструкцию по обслуживанию материальной части, устройство, правила эксплуатации и обслуживания парогазотурбинной установки, требования безопасности при работе на них.
Машинисту-турбинисту необходимы развитое логическое мышление, высокая нервно-психическая устойчивость, физическая выносливость, дисциплинированность и ответственность.
Вопросы и задания
1. Чем определена воинская деятельность?
2. Основные элементы воинской деятельностии ихпредназначение.
3. Чем обусловлены особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск?
4. Как подразделяются воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, с учетом психологической классификации?
5. Основные требования к уровню профессиональной подготовки военнослужащих по ряду воинских должностей.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина
Общие требования воинской деятельности
Анализ видов воинской деятельности с позиции ее конечного предназначения — приведение и поддержание Вооруженных Сил РФнауровне, обеспечивающем надежную защиту страны от агрессии и вооруженную защиту целостности и неприкосновенности ее территории, а также выполнение задач по защите ее интересов — свидетельствует о постоянном возрастании требований воинской деятельности к уровню подготовки призывников.
В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для развертывания войск и приведения их в готовность вступить в бой, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки как каждого военнослужащего, так и подразделений и частей в целом (вклейка, фото 27, 28). Особое значение приобретают такие качества военнослужащих, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также личностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.
Наиболее полно перечисленные качества проявились в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине, советские воины в боях с врагом проявляли высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Каждый боец в минуту смертельной опасности действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в бою.
Приведем несколько известных примеров, характеризующих наших воинов во время Великой Отечественной войны.
В ходе Курской битвы 5 июля со стороны Белгорода немцы ввели в бой 700 танков и большие силы пехоты. В итоге первого дня боев противнику удалось продвинуться на 4—6 км, на узком участке форсировать Северный Донец северо-восточное Белгорода и овладеть небольшим плацдармом. Для удержания второй полосы обороны была выдвинута 1-я гвардейская танковая армия. Отразив до восьми атак противника, воины армии удержали вторую полосу обороны.
Яркий героический подвиг в этом бою совершили воины танкового батальона, которым командовал майор Вовченко. Имея всего 10 танков, батальон вел героическую борьбу с 70 танками противника. В течение двух часов воины батальона уничтожили 24 вражеских танка (в том числе 14 «тигров»). Самоотверженно сражался в этом бою экипаж танка лейтенанта Шаландина. Роту, в которой он дейст-
вовал, стала обходить группа вражеских танков. Лейтенант Шаландин и члены его экипажа — старшие сержанты Кустов, Лекомцев и сержант Зеленин — смело вступили в бой с численно превосходящим противником. Действуя из засады, они подпустили вражеские танки на дистанцию прямого выстрела, а затем, ударив по бортам, подожгли два танка «тигр» и один средний танк. Танк Шаландина также был подбит и загорелся. На горящем танке экипаж решил пойти на таран и с ходу врезался в борт «тигра». Вражеский танк загорелся, но погиб и весь экипаж Шаландина.
Одновременно с боями на земле во время Курской битвы шли ожесточенные сражения с воздуха. Бессмертный подвиг совершил здесь летчик гвардии лейтенант Горовец. 6 июля в составе эскадрильи на самолете Ла-5 он прикрывал наши войска. Возвращаясь с задания, Горовец увидел большую группу вражеских бомбардировщиков и атаковал их. В ходе боя отважный летчик сбил 9 вражеских бомбардировщиков, но и сам погиб.
Для того чтобы более реально определить пути, с чего начать молодому человеку при подготовке к военной службе, да и не только к военной, но и к гражданской службе Отечеству, обратимся к статистике, определяющей уровень подготовленности молодежи призывного возраста к военной службе и к полноценной жизни вообще. Для этого воспользуемся анализом, сделанным в Генеральном штабе Вооруженных Сил России, по организации и проведению осеннего призыва на военную службу в 2000 г.
Сохраняется тенденция снижения здоровья призывников. Неуклонно продолжает снижаться суммарная доля призывников, признаваемых годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья. В осенний призыв 2000 г. общее количество граждан, признанных годными к военной службе, по РФ составило 67,4%. В анализе также отмечен низкий процент призывников, имеющих 1-й спортивный разряд или спортивные звания по военно-прикладным видам спорта (2,3%). Такое состояние уровня подготовленности молодого поколения к реальной жизни, в том числе и к военной службе, сидетельствует не только об отрицательном влиянии социально-экономических факторов, но и безответственном отношении молодежи к своему здоровью, физической закалке и образованию.
Необходимость подготовки юношей к военной службе не нова, она существовала еще в древние времена. Для примера можно ознакомиться с системой воспитания готовности к защите Отечества в Древней Греции. В древнегреческих государствах Афинах и Спарте существовала государственная организация — эфебия, предназначенная для подготовки юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе.
По описаниям старинных источников, молодойгрек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал наизусть поэмы Гомера и Гесиода, хорошо плавал, владел основными приемами борь-
бы, бокса, имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии.
Для зачисления в эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру различных испытаний. Подготовка эфебов включала разнообразные интенсивные гимнастические тренировки и военные упражнения с боевым оружием. Кроме того, большое внимание уделялось театральным репетициям и углубленному изучению философии.
Подготовка афинских юношей в эфебии к защите государства строилась на основе принципа всестороннего гармоничного развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеалам демократии, личной свободы и ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и родину своих предков.
формы подготовки эфебов к военной службе не потеряли своей значимости и в наши дни. Как и во все времена, подготовка к военной службе и военная служба требуют от человека напряжения его духовных и физических сил.
Основные требования для успешного исполнения обязанностей воинской деятельности сегодня определены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ (см. раздел 4.2).
Здесь изложены требования к воинской деятельности каждого военнослужащего, соблюдение которых обеспечит успешное выполнение конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
При подготовке к военной службе с учетом общих требований воинской деятельности каждому юноше следует особое внимание обратить на физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств, обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанностей и стойкое перенесение трудностей военной службы. Учитывая резкое снижение организации физической подготовки в общеобразовательных учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Все эти качества нужны человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности и при его подготовке к военной службе в особенности. Для развития этих качеств рекомендуются систематические занятия физической культурой и спортом, основу которых должны составлять самостоятельные занятия, эффективное использование учебного времени на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях.
Для оценки уровня своей физической подготовки можно воспользоваться нормативными данными по подготовленности студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте 17 лет.
Сравни свои показатели в физической подготовке с приведенными нормативами, определи уровень подготовленности и пути повышения и укрепления своего физического здоровья.
I. Контрольные нормативы для оценки силовой подготовленности студентов вузов
№ п/п | ТЕСТЫ | Оценка в баллах | ||||
Подтягивание на перекладине, | ||||||
количество раз | ||||||
Отжимание на брусьях, | ||||||
количество раз | ||||||
Подъем переворотом, | ||||||
количество раз | • 5 | |||||
Поднимание ног на перекладине, | ||||||
количество раз |
II. Контрольные нормативы для оценки быстроты и скоростно-силовой подготовленности студентов вузов
№ п/п | ТЕСТЫ | Оценка в баллах | ||||
Бег на 100 м, с | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | 18,7 | |
Прыжок в длину с места, см | ||||||
Прыжок в длину с разбега, см | ||||||
Прыжок в высоту с разбега, см |
III. Контрольные нормативы для оценки силовой выносливости студентов вузов
№ п/п | ТЕСТЫ | Оценка в баллах | ||||
Бег на 300 м, мин | 12,0 | 12,35 | 13,10 | 13,50 | 14,30 | |
Бег на 5000 м, мин | 21,30 | 22,30 | 23,30 | 24,50 | 25,40 | |
Бег на лыжах на 5 км, мин | 23,50 | 25,00 | 26,25 | 27,45 | 28,30 | |
Бег на лыжах на 10 км, мин | 50,00 | 52,00 | 55,00 | 58,00 | 60,00 | |
Плавание на 50 м, мин | 0,40 | 0,44 | 0,48 | 0,57 | б/вр | |
Плавание на 100 м, мин | 1,40 | 1,50 | 2,00 | 2,15 | 2,30 |