Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на во­инский учет, создаваемая в районе, городе или другом администра­тивном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевремен­ной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не ра­ботают и не учатся, они при получении повестки военного комисса­риата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществля­ется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар района, города (без район­ного деления) или иного административно-территориального обра­зования либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому от­бору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана орга-

Вопросы и задания

1. Воинская обязанность, ее предназначение и содер­жание.

2. Воинский учет и его организация.

3. Данные, которые содержатся в документах по во­инскому учету.

4. Первоначальная постановка гражданна воинскийучет, сроки его проведения.

5. Медицинское освидетельствование гражданпри пер­воначальной постановке на воинский учет.

6. Обязанности граждан по воинскому учету.

3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе опреде­лена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обя­занности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

— получение начальных знаний в области обороны;

— подготовку по основам военной службы в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учрежде­нии начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

— военно-патриотическое воспитание;

— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

— медицинское освидетельствование и медицинское обследова­ние;

— проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период — подготовка к военной службе граждан допри­зывного возраста. Допризывным считается возраст до момента пер­воначальной постановки на воинский учет. (Первоначальная постанов­ка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в пери­од с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.)

Второй период — подготовка к военной службе граждан призыв­ного возраста. Призывник — гражданин Российской Федерации, со­стоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.)

В первый период подготовка граждан к военной службе в основ­ном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязан­ности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствова­ние физических качеств, выработка необходимых психологических

качеств и умений работать в коллективе и малых группах, определе­ние индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасполо­женности к определенным профессиям).

В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет.

В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомен­дованной) военной специальности.

Во второй период целесообразно детально ознакомиться с осно­вами военной службы по призыву (по контракту), основными требо­ваниями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психо­логическим качествам специалистов по сходным воинским должнос­тям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности.

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воин­ские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских долж­ностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водитель­ские, специального назначения и технологические. Рассмотрим качества, которыми должен обладать человек, готовясь к выполне­нию обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должно­сти командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, пос­тов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Основные требования к военнослужащим, занимающим указанные командные должности, определены их служебными обязанностями. Общие обязанности излагаются в Уставе внутренней службы Воору­женных Сил Российской Федерации. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением бое­вых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение во­оружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется коман-

диру взвода и его заместителюи является непосредственным на­чальником личного состава.

Для этого каждый командир должен обладать качествами органи­затора, воспитателя и специалиста.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых ка­честв.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обос­нованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным за­дачу. Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки осво­ить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воин­ским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения по­ставленных задач, принятия решения, организации исполнения, до­стижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Необходимо воспитывать в себе ряд психологических качеств:

— способность сознательно и беспрекословно подчиняться тре­бованиям законов, воинских уставов, приказов командиров;

— умение быстро переключаться с одной работы на другую и на­правлять свою деятельность на достижение конечного результата;

— упорство и последовательность в преодолении трудностей для достижения поставленной цели;

— умение владеть собой в любой обстановке и организовать под­чиненных на выполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается операто­ром — специалистом, управляющим с пульта работой сложного обо­рудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каж­дый ее вид имеет одинаковые операции: это прием, оценка и пере­работка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обя­занностей различают несколько видов должностей операторов: опе­раторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает за­дачи, связанные с процессом придания оружию определенного по­ложения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управле­ния действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энер­гетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы вво­да информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологи­ческими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности вы­полняемых действий и операций.

От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень про­фессиональной натренированности, умение поддерживать длитель­ную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: раз­витая оперативная и долговременная память; способность к длитель­ной концентрации внимания; умение выделить в информации главное;

точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений;

эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Развитию операторских качеств способствуют: хорошее знание математики; работа на компьютере; выполнение различных схем и расчетов; занятия теннисом, спортивной стрельбой, фехтованием; ув­лечение фотографией.

3. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь — основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распро­странения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, ра­диорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций — ретрансляторов, осуществляет­ся на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радио­связь, при которой используется переизлучение деци- и сантимет­ровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), косми­ческую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессио­нально важные качества: острый слух и зрение; развитая оператив­ная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; раз­витое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование

радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные

наклонности.

4. Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках боль­шого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанко­вая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязан­ности определяются характером, назначением и особенностями экс­плуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех ви­дов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы бое­вых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли само­го различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских долж­ностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следова­тельно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

В основе профессиональных требований к водительскому соста­ву лежат их функциональные обязанности. К исходным водительским обязанностям можно отнести:

— умение водить самодвижущуюся военную технику днем и но­чью, в любое время года, в различных погодных условиях и в усло­виях боевой обстановки;

— соблюдать установленные правила движения;

— своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;

— управлять механизмами и контролировать их работу в услови­ях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый во­енный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и вы­носливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, пра­вил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установлен­ных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

— высокой нервно-психической устойчивостью;

— развитой зрительной и слуховой памятью;

— быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

— умением сохранять работоспособность;

— нормальным цветоощущением.

Для тренировки и развития качеств, необходимых при исполне­нии обязанностей водителя, способствуют:

— занятия техническими дисциплинами, ручным ремеслом, авто­мобилем, работа на сельскохозяйственной технике;

— занятия видами спорта, развивающие физическую выносли­вость, точность координации движения рук и ног (лыжи, коньки, спор­тивное ориентирование, вождение мопеда, мотоцикла и др.).

5. Воинские должности специального назначения. Воинские должности специального назначения — это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельностьнаэтих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального на­значения.

Военнослужащие должны:

— безошибочно выполнять должностные обязанности;

— в действиях группой строжайше следовать указаниям непосред­ственного начальника;

— в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки;

— мастерски применять и использовать штатное оружие,техни­ку, специальное снаряжение;

— действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и на­ходчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие должны обладать крепким здоровьем, высокой физической подготов­ленностью, высокими морально-боевыми качествами: мужеством, са­моотверженностью, чувством ответственности, коллективизма, войскового товарищества.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро пе­рерабатывать большой объем информации и принимать единствен­но верные решения.

6. Технические воинские должности.

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и во­енной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие техниче­ские воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, по­этому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к спе­циалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много об­щего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны:

уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их;

осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регу­лировки и испытания.

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь чи­тать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструк­тивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должно­стях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств:

развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склон­ностью к работе на технике.

7. Прочие воинские должности.

Среди воинских должностей особое место занимают прочие долж­ности, не предъявляющие специфических требований к индивидуаль­ным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчи­ков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая вы­носливость.

Вопросы и задания

1. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

2. Основные требования к индивидуально-психологи­ческим качествам специалистов на командных воин­ских должностях.

3. Необходимые профессиональные качества для ис­полнения обязанностей на операторских должностях.

4. Водительские воинские должности и особенности подготовки военнослужащих.

5. Воинские должности специального назначения и тех­нологические воинские должности, основные требова­ния по их исполнению.

3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе

Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответст­вии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

— занятия военно-прикладными видами спорта;

— обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образо­вания, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации;

— обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих го­сударственную аккредитацию по соответствующим направлениям

подготовки (специальностям) негосударственных образовательных уч­реждений высшего профессионального образования.

Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществля­ется в порядке, определяемом Правительством Российской Феде­рации.

Наши рекомендации