Таким образом, военная сила России имеет компенсационный, вынужденный характер и призвана обеспечить поддержание устойчивого динамического равновесия в международных отношениях.

Необходимо отличать военную силу от прямого, непосредственного военного насилия. Насилие вооруженное есть форма социальной борьбы, крайний способ принуждения противника путем применения или угрозы применения вооруженной силы. То есть вооруженное насилие есть крайняя форма действия военной силы.

Вооруженное насилие может применяться в двух основных видах — непосредственном (открыто военном, физическом) и опосредованном (скрытом, потенциальном). В первом случае оружие вводится в действие открыто, а во втором случае оно выступает в качестве угрозы, то есть воздействует на состояние его духа, сознание и волю.

Вооруженное насилие является основной формой действия военной силы государства на международной арене. Независимо от того, как применена военная сила: в виде прямой агрессии или учений у границ сопредельного государства с целью оказать на него давление, в виде военно-морской блокады портов или помощи в организации военного переворота – форма действия военной силы одна – вооруженное насилие.

К основным видам вооруженного насилия относятся: вооруженное восстание, партизанская борьба, вооруженный террор, военная блокада, демонстрация военной силы, военные перевороты, войны, военные конфликты, размещение военных баз на чужой территории.

Многие государства используют в качестве средства своей военной политики скрытые формы насилия. К ним можно отнести следующие формы:

Продажа, передача, поставки оружия за рубеж, хранение его на территории других стран. Торговля оружием занимает одно из ведущих мест в экспорте крупных государств и рассматривается ими как одно из действенных средств влияния на союзников, воздействия на районы нестабильности.

Поставки и продажа оружия зарубежным странам – это не просто бизнес. Это политика глобализационного проекта. Оружие, поставленное в развивающиеся страны, приводит к искривлению их экономической структуры, росту задолжностей, нерешенности социальных проблем, теснее привязывает их к поставщику оружия через систему инструкторов, советников, обучения специалистов, поставку запасных частей.

Размещение оружия на территории дружественных стран также является одной из форм действия военной силы. Процесс размещения оружие государством-союзником обеспечивает втягивание государства-хозяина в орбиту агрессивных замыслов, зачастую без ведома его правительства. Страны, предоставившие свою территорию для размещения оружия, попадают под политическое влияние «патрона», становятся заложником в проводимой им политике, поскольку право на применение складированного оружия, а главное, выбор момента его применения и объекта, к которому оно будет приложено, принадлежит старшему партнеру.

Оказание помощи государствам в разработке военных доктрин, создании и развитии вооруженных сил, а также военными специалистами.

Названные формы действия военной силы ведут к усилению зависимости государства от военной силы старшего партнера. В частности, офицерский состав, прошедший подготовку в учебных центрах других государств, часто отличается крайне реакционными взглядами и стремится противодействовать любым прогрессивным изменениям в своей стране.

Крупные поставки современного оружия в развивающиеся страны требуют подготовки обслуживающего персонала. Следовательно, возникает и такая форма действия военной силы государств, как аппарат советников, инструкторов и прочих «специалистов», численность которых может достигать многих тысяч.

Строительство и оказание помощи в строительстве предприятий военного назначения, развитии инфраструктуры военного характера. Это одна из форм наращивания военной силы государства путем увеличения его совокупной военной мощи, втягивания в гонку вооружений максимального количества стран, перекладывания на них бремени военных расходов.

Гонка вооружений обременительна даже для развитых стран, которые стремятся поспевать за военно-политическим курсом, навязываемым США. Например, многим странам НАТО за последние годы пришлось поднять уровень своего военного бюджета с 1% до 2,5-3% ВВП, для того чтобы начать процесс поставки в свои вооруженные силы системы и комплексы высокоточного оружия.

К рассматриваемой группе следует отнести и такие формы действия военной силы государства, как продажа и передача военной технологии, которые направлены на усиление военных возможностей союзников. В рамках этих форм действий военной силы осуществляются также комплексные совместные научно-технические исследования различных стран в области вооружений. Проведение совместных военных исследований позволяет союзным государствам наращивать совокупную военно-научную мощь и на этой основе обеспечить достижение абсолютного военного превосходства на региональном или глобальном уровнях.

Таким образом, военная сила государства может оказывать воздействие на систему международных отношений или ее отдельные элементы в различных формах: в форме вооруженного насилия или различного рода скрытых, опосредованных другими элементами совокупной силы государства формах.

Однако какую бы форму действия военной силы ни избрало государство, в любом случае воздействие военной силы на систему международных отношений, группу стран или отдельное государство осуществляется насильственно, так как в любых формах действия военной силы оно реализуется методами принуждения или подавления. Поэтому государства – объекты приложения военной силы мировых центров силы в скрытых формах – являются проводниками имперской политики в своих регионах и вопреки своим интересам покорно следуют в русле военно-политического курса стран-центров силы. Если же они попытаются проводить самостоятельную политику, то неминуемо станут объектом вооруженного насилия либо со стороны государств (центров сил), либо их сателлитов.

Основным структурным элементом военной силы государства являются его вооруженные силы. Они являются элементом политической организации общества и поэтому имеют четкую и законодательно оформленную структуру. Вооруженные силы предназначены для ведения боевых действий, оснащены соответствующими средствами вооруженного насилия и апробированными формами и способами их применения. Вооруженные силы являются основным средством в руках политической элиты для достижения военно-политических целей на международной арене и удержания своего влияния внутри страны путем вооруженного насилия.

Наши рекомендации