История и опыт военной службы по контракту
Современное развитие армии и флота, усложнение оружия и боевой техники, вызывают необходимость укомплектования ряда должностей квалифицированными специалистами из числа солдат, матросов, сержантов и старшин. Такое укомплектование может осуществляться за счет поступления граждан на военную службу по контракту
На сегодняшний день только два государства на земле — Исландия и Коста-Рика — не имеют собственных армий. Швейцария, единственная в мире страна, имеет по традиции милиционную армию.
Армии на добровольной, контрактной основе в чистом виде имеют 4 из 16 стран НАТО: США, Великобритания, Канада, Люксембург; 2 из 19 нейтральных стран Европы: Ирландия, Мальта; 8 из 23 стран Ближнего Востока и Северной Африки; 19 из 38 африканских стран южнее Сахары; 14 из 26 стран Азии и Австралии; 11 из 26 стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Без сомнения, профессиональная армия, укомплектованная добровольцами, имеет целый ряд преимуществ. Более длительные, чем продолжительность действительной военной службы, сроки контракта способствуют повышению качества профессиональной подготовки личного состава. К примеру, мобильное боевое ядро Российских Вооруженных Сил планируется создать в первую очередь из контрактников-профессионалов. К тому же военный выбор уже сам по себе предполагает повышение личной ответственности военнослужащего в пределах его должностного предназначения.
Между тем, в анализе добровольного принципа комплектования армии существует и ряд критических оценок. Любопытно, что на некоторые из них обращал в свое время внимание Генеральный штаб еще русской царской армии. Так, в "Курсе лекций по военной администрации" Николаевской академии Генерального штаба конца прошлого века говорилось: "Путём вербовки не всегда можно набрать необходимое количество рекрутов лиц, желающих добровольно поступить на военную службу, всегда бывает мало, несмотря на то, что для их привлечения последнюю обставляют, возможно, лучше… Вербовка дает пополнение весьма неудовлетворительное в нравственном отношении, так как вербуются только люди, которые больше никуда пристроиться не могут".
Отдельные замечания, касающиеся вербовочного принципа построения армии, имеются в разных странах и сегодня. Вот некоторые из них.
Во-первых, интеллектуальный уровень добровольцев снижается. Обеспокоенные высказывания по этому доводу известны в военных кругах США и Японии.
Во-вторых, пополнение армии добровольцами зависит от показателей безработицы в стране. Специалисты из США считают, что сокращение безработицы на один процент снижает число, желающих поступить в армию на 7 — 8 процентов.
В-третьих, добровольная армия требует гораздо более значительных затрат, поскольку кроме расходов на содержание предполагает еще и широкое социальное обеспечение уволившихся контрактников.
В-четвертых, право выбора воинской части и места службы затрудняет в свою очередь комплектование отдаленных гарнизонов.
Несмотря на то, что США являются во многих отношениях процветающей страной, им потребовалось 4 года подготовительного периода и 15 лет непосредственной реализации программы, прежде чем американское руководство заявило: проблема решена, армия США отныне комплектуется на добровольной контрактной основе.
Получила развитие контрактная служба и в Российских Вооруженных силах. Сейчас, в Сухопутных войсках военнослужащие-контрактники составляют свыше 20 процентов об общей численности солдат и сержантов. Из них более 70 процентов назначены на должности, определяющие боевую готовность подразделений и частей.
Причины, по которым идут в контрактники, самые различные. Преобладают среди них, конечно, материальные. Людей привлекает относительно стабильная и высокая зарплата, возможность получить через определенное время жилье, установленные законом льготы, бесплатное питание, обмундирование и медицинское обслуживание, более ранний, чем "на гражданке", выход на пенсию и т.д. Но определенную часть контрактников побуждают к военной службе иные нравственные установки; убежденность в высокой социальной значимости выполнения воинского долга, желание испытать свои силы в экстремальных условиях, патриотический настрой... Важно и то, что во время службы можно приобрести твердые навыки организаторской и трудовой деятельности, а нередко — и дефицитную специальность.
Характерно, что одну третью часть всех проходящих службу по контракту стали составлять женщины, наиболее дисциплинированный контингент воинов-добровольцев. Здесь сказывается то, что женщины сегодня больше всего страдают от безработицы.
Что же представляет собой современный российский воин-контрактник? Каков его обобщенный образ? Результаты исследований показывают, что возраст воинов-контрактников в среднем колеблется от 25 до 30 лет. 70 процентов из них ранее служили в армии, остальные перешли на контрактную службу со службы по призыву. 57 процентов до службы работали и имеют профессиональный опыт. Половина — люди семейные, имеющие среднее и среднее специальное образование. Значительная часть (68 процентов) — работники промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Многие из них принадлежат к малообеспеченным слоям населения (с относительно низким иди неустойчивым заработком, потерявшие работу или уволенные с предприятий за какие-либо проступки), имеют проблемы "на гражданке" (развал семьи, неприятности с органами МВД, неуплата алиментов и т.д.).
Большинство потенциальных контрактников хотело бы служить рядом с домом, преимущественно на сержантских должностях, не требующих длительной специальной подготовки и позволяющих работать "на гражданке" в случае разрыва контракта. Этим, в частности, объясняется, почему укомплектованность, например, должностей водителей и ремонтников военнослужащими по контракту пока выше, чем должностей наводчиков, операторов РЛС и т.д.