Развитие самоходных артиллерийских установок в период индустриализации государства

15 июля 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление "О состоянии обороны СССР", на основании которого было выпущено решение Реввоенсовета СССР, определявшее направления развития отечественных вооружений на большой период времени. На основании этих документов были определены и предусмотрены основные организационные мероприятия по производству бронетанковой техники, задавалось формирование и создание специализированных танковых конструкторских бюро.

На базе авиамоторного отдела завода "Большевик" с привлечением конструкторов московского технического бюро ГУВП в сентябре 1930 года был создан опытный конструкторско- машиностроительный отдел (ОКМО), ставший головной конструкторской организацией по разработке бронетанковой техники в Советском Союзе. По решению правительства ОКМО возглавил Н.В.Барыков. За годы существования в отделе работали будущие известные конструкторы М.И.Кошкин, Л. С. Троянов, И.С.Бушнев, Г.Н.Москин, С.А.Гинзбург, И.В.Гавалов и др.

С 1930 по 1934 годы разработкой бронетанковой техники занималось Автотанкотракторное КБ экономического управления ОГПУ, где работали впоследствии известные конструкторы Н.А.Астров (главный конструктор завода №37) и А.О.Фирсов (руководитель КБ харьковского завода №183). Были спроектированы танки ПТ-1, Т-29-4, Т-29-5 и другая техника. После расформирования КБ все разработки были переданы в ОКМО.

В 1931 году на базе английской легкой бронированной машины "Карден-Ллойд" в ОКМО была разработана первая отечественная серийная танкетка Т-27, производство которой было начато на «Большевике» и продолжено на 2-ом автозаводе ВАТО (позднее стал именоваться - завод №37). Первые отечественные танкетки также послужили базой для ряда проектов самоходных артиллерийских установок. В частности ОКМО завода "Большевик" выполнило проекты следующих систем: 37-мм малая самоходная установка, 20-мм самоходная артиллерийская установка, 45-мм универсальный пушечный самоход и др. Производство танкеток было прекращено на заводе №37 в 1933 году.

В 1931 году в КБ артиллерийского завода № 8 на базе шасси автомобиля "Форд-AAA" была создана спаренная 20-мм самоходная артустановка. В этом же году по проекту ОТБ ОГПУ была создана счетверенная зенитно-пулеметная установка 4М образца 1931 года на базе автомобиля "Форд-Тимкен", в дальнейшем эта зенитная система устанавливалась на отечественных автомобилях ГАЗ-ААА, ГАЗ-АА, ЗИС-5 и др.

В 1933 году принято постановление Реввоен'совета СССР "О системе артиллерийского вооружения на вторую пятилетку". По Постановлению предусматривалась разработка ряда зенитных средств в самоходном и буксируемом вариантах.

В начале 1930-х годов на территории подмосковного артиллерийского завода № 8 было создано новое СКБ-1, которое должно было создавать артиллерийские системы на базе оригинальных технических решений, включая орудия с динамореактивным принципом выстрела. Руководство СКБ-1 было поручено главному конструктору Л.В.Курчевскому. В то время руководством Красной Армии создание и оснащение войск динамореактивными орудиями считалось перспективным направлением развития артиллерии. Динамореактивные артиллерийские системы ставили практически на все виды боевой техники, включая самолеты, корабли, танки, а также на автомобильные шасси. Так, в 1932 году была принята на вооружение 76-мм мотоциклетная динамореактивная пушка (ДРП) МПК, установленная на мотоцикле типа "Харлей-Дэвидсон" с коляской. В этом же году в КБ Артакадемии была создана 76-мм малая самоходная установка СУ-3 с ДРП типа "К" на базе бронированной танкетки Т-27, а в СКБ-1 артиллерийского завода № 8 - 76-мм установка СУ-4 на базе автомобиля ГАЗ-ТК с ДРП типа БПК. В дальнейшем в СКБ-1 была создана 305-мм самоходная динамореактивная гаубица СПГК-12, размещенная на шасси трактора "Коминтерн". В те же годы разрабатывался проект 305-мм самоходной динамореактивной гаубицы для установки на шасси автомобиля Я-8, а само 305-мм орудие прошло испытание на одном из эсминцев типа «Новик». В изготовлении серийных ДРП участвовали артиллерийские заводы №8, (завод им. Калинина) и №7 («Красный Арсенал»),

Над проектированием самоходных артиллерийских установок по заданию Управления по моторизации и механизации Красной Армии (УММ РККА) работали коллективы ряда конструкторских и научных учреждений промышленности и Вооруженных Сил. Например, в 1932 г. в конструкторском бюро Артиллерийской академии было разработано несколько образцов самоходных артиллерийских орудий, в том числе 152-мм самоходная мортира на шасси танка Т-28 и 76-мм зенитная пушка на шасси танков Т-28 и Т-26.

Вопросам теории проектирования самоходных артиллерийских систем того времени был посвящен труд "Проблемы артиллерийского самохода, предельные калибры", подготовленный в 1933 году специальной комиссией. В нем были изложены основные положения о самоходной артиллерии и дан анализ преимуществ и недостатков этих систем, а также определены принципы их использования. Комиссия пришла к выводу, что самоходные артиллерийские установки целесообразно использовать для сопровождения танков и танковых подразделений, а также для поддержки пехоты и конницы. Признавалось также необходимым создание самоходной зенитной артиллерии и тяжелых самоходных артиллерийских систем. Однако образцы самоходных орудий, изготовленные впериодс1923по 1932г., не отвечали требованиям военных, не выдерживали испытаний и поэтому ни один из них не . был принят на вооружение. С утверждением системы артиллерийского вооружения на 1933-1937 годы, предусматривавшей выпуск орудий самоходной артиллерии, работы в этой области приняли плановый и более организованный характер.

В 1931-1938 годах на базе автомобилей ЯГ-6 и ЯГ-10 было создано целое семейство зенитных самоходных установок: с 76-мм зенитной пушкой образца 1915/1928 годов, с 76-мм зенитной пушкой образца 1931 года, с 37-мм пушкой Шпитальского, с 45-мм зенитным автоматом ЗИК-45 и другие аналогичные по назначению самоходные системы противовоздушной обороны.

В 1931 -1932 годах в Опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ РККА под руководством Н.И.Дыренкова на базе тракторов «Коммунар» и «Катерпиллер» была создана серия гусеничных бронированных машин: Д-10, Д-11, Д-14 и Д-15, где заглавная буква индекса определялась первой буквой фамилии создателя. Две из этих самоходных машин - Д-10 и Д-11 имели артиллерийское вооружение, состоящее из 76-мм полковой пушки. Интересно отметить, что этим же коллективом были созданы и колесные бронированные машины - легкие бронеавтомобили Д-8, Д-12 и Д-13.

В 1932 году на заводе "Красный Путиловец" были изготовлены опытные образцы 76-мм самоходной установки СУ-2 и 76-мм зенитной САУ на базе усиленного шасси трактора "Коммунар 3- 90", а также 76-мм колесная установка СУМ на базе автомобиля ГАЗ-AAA. В эти же годы была выпущена в небольшом количестве 76-мм колесная установка СУ-12, разработанная ОТБ ОГПУ на базе американского автомобиля "Форд-Тимкен".

Создание первых отечественных серийных танков дало толчок созданию на их базе самоходных артиллерийских установок. Проектирование «маневренного танка» Т-12 (Т-24) было начато тракторной конструкторской группой завода «Большевик» в конце 1920-х годов и в последствии продолжено на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ). В 19.32-1933 годах был разработан проект корпусного самоходного артиллерийского триплекса на базе ходовой части и двигателя среднего танка Т-24 в составе 107-мм пушки, 152-мм гаубицы и 203-мм мортиры.

В ОКМО завода «Большевик» в 1931 году на базе конструкции английского танка "Виккерс-Армстронг" был создан легкий танк Т-26, ставший самым массовым советским танком в 1930-е годы. Эта машина послужила базой для создания ряда самоходных артиллерийских установок и других бронированных машин. В частности, были созданы самоходные артиллерийские установки: СУ-1, АТ-1.СУ-6, СУ-5 ("Триплекс"), СУ-76К и др. Производством танка Т-26 и других машин на его базе занимался завод №174 им. К.Е.Ворошилова, выделенный из состава завода «Большевик» в Ленинграде. В производстве танков Т-26 были также задействованы другие ленинградские предприятия: завод «Красный Октябрь», «Красный Путиловец», Ижорский завод.

На базе технических решений английского танка MK-III фирмы «Виккерс» и германского танка фирмы «Рейнметалл» в ОКМО были продолжены работы по созданию отечественного среднего трехбашенного 25-тонного танка Т-28. В 1932 году танковое производство «Большевика» и ОКМО объединяются в машиностроительный завод №174. Из-за перегрузки танкового КБ обслуживанием производства и необходимости проведения опытно- конструкторских работ в сентябре 1933 года ОКМО выводится из завода №174 и преобразуется в завод опытного машиностроения №185 им. С.М.Кирова. На заводе №185 сразу развернулись работы по созданию различных образцов бронированной техники, в том числе: плавающих, колесно-гусеничных, артиллерийских и огнеметных танков, бронетранспортеров, самоходных полевых и зенитных орудий. Доработка танка Т-28 для серийного производства была передана на завод «Красный Путиловец», где в 1933 году было образовано специальное конструкторское бюро №2 (СКБ-2, начальники А.Г.Ефимов, с декабря 1933 года - О.М.Иванов, с 1936 года - М.П.Долгуничев). Танк Т-28 послужил базой для многих самоходных артиллерийских систем. В 1932 году в КБ Артакадемии была создана опытная 152-мм самоходная мортира на базе узлов среднего танка Т-28, а также зенитная самоходная установка СУ-8 на той же базе.

На основе прототипа - опытного английского танка «Индепендент» в ОКМО создавался тяжелый 5-башенный 50-тонный танк Т-35. Впоследствии доработка конструкции танка была поручена ХПЗ (завод №183). В 1932 году на заводе "Большевик" создавались 203-, 305- и 500-мм самоходные артиллерийские системы Б-23 ("Триплекс") с весом каждой установки около 106 тонн. В 1934 году эти работы были продолжены в проекте "Большого Триплекса", в рамках которого была спроектирована установка СУ-7 на базе шасси и агрегатов танков Т-28 и Т-35.

В 1933 - 1934 годах в СКБ-2 завода "Красный Путиловец" под руководством Л.С.Троянова была спроектирована и изготовлена открытая самоходная установка СУ-14 массой 50 тонн на базе узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35 со 203-мм гаубицей типа Б-4. В дальнейшем на этой же базе были созданы другие самоходные установки: СУ-14-1 с 203-мм гаубицей типа Б-4 и СУ-14-2 со 152-мм пушкой типа БР-2. Сами артиллерийские орудия создавались КБ заводов «Большевик» (индекс «Б») и «Баррикады» (индекс «Бр»), Одна из машин СУ-14-2 после установки дополнительного бронирования в 1939 году была отправлена на Карельский перешеек для участия в боевых действиях в военном конфликте с Финляндией.

В 1933 году для обороны побережья от вражеских кораблей по предложению А.А.Толочкова на базе узлов танков Т-28 и Т-35 на заводе "Красный Путиловец" была создана 152-мм самоходная береговая пушка СУ-БУ-10. В 1934 году на заводе "Красный Путиловец" был выполнен проект систем "Е" и "Д" на базе среднего танка Т-28 со 152- и 203-мм самоходными орудийными комплексами, проект получил наименование - Л-5.

На базе агрегатов легкого танка Т-37 в 1935 году была создана опытная 4,5-тонная САУ СУ-37, вооруженная 45-мм пушкой. В 1936 году на базе агрегатов плавающих танков Т-37А и Т-38 была создана опытная легкая 76-мм САУ СУ-45.

В 1937 году на заводе № 174 на базе серийного легкого танка Т-26 был создан так называемый "артиллерийский танк" Т-26-4, оснащенный новой башней с 76-мм пушкой типа КТ. Эта башня была установлена и на другом артиллерийском танке БТ-7А, созданном в КБ Харьковского паровозостроительного завода №185 на базе колесно-гусеничного танка БТ-7. Фактически оба этих танка являлись самоходными артиллерийскими установками.

Развитию отечественных боевых машин способствовало создание в КБ харьковского завода №75 дизельного двигателя В-2, который был испытан на танке БТ-7М и артиллерийском тягаче «Ворошиловец». В дальнейшем двигатель В-2 и его модификации ставились на многиетанки и самоходные артиллерийские установки.

В 1938 году на опытном заводе №185 им. С.М.Кирова в Ленинграде был создан тяжелый танк прорыва Т-100. В 1939 году под руководством Э.Ш.Палея на базе этого танка была создана 130-мм САУ СУ-100У и выполнены проекты 203-мм и 152-мм установок СУ-100У и СУ-100Р. Установка применялась в войне с Финляндией (1939- 1940 гг.) для разрушения долговременных огневых сооружений на карельском перешейке - это был первый пример боевого применения отечественных "штурмовых" самоходных орудий. В 1940 году был изготовлен опытный образец самоходного орудия СУ-100У со 130- мм морской пушкой и направлен на войсковые испытания, но до начала войны они закончены не были.

С 1938 года к созданию новых тяжелых танков было подключено СКБ-2 Кировского завода, которое с мая 1937 года возглавил переведённый из научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА военный инженер 2 ранга Ж.Я.Котин. В СКБ-2 были созданы двухбашенный танк СМК и однобашенный KB, который 19 декабря 1939 года был принят на вооружение Красной Армии. В 1940 году в СКБ-2 Кировского завода велись работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки «объект 212» со 152-мм пушкой типа БР-2, размещенной в бронированной рубке в корме машины, и САУ «объект 214» со 130-мм морской пушкой на базе танка КВ. В 1940 году был разработан и выпущен небольшой серией тяжёлый танк КВ-2, вооруженная 152-мм гаубицей М-10. Этот танк был мощным средством для прорыва вражеских укреплений, фактически являясь САУ. Перед войной в СКБ-2 Л КЗ разрабатывались многобашенные машины массой 80-100 тонн - КВ-4 и КВ-5. Последний должен был являться подвижным ДОТом. Работы по этим проектам были прекращены в связи с эвакуацией предприятия в 1941 году.

В 1940-1941 годах с учётом опыта военных конфликтов 1930-х годов и начавшейся II Мировой войны проходила коренная реорганизация танковых войск Красной Армии. Развёртывались десятки новых танковых и моторизованных дивизий, большая часть которых сводилась в 29 механизированных корпусов. Для их укомплектования требовалось более 30 тысяч танков, причём начинался выпуск новых образцов машин всех типов: лёгких разведывательных (плавающих), сопровождения пехоты, средних, тяжёлых. К выпуску танков подключались тракторные заводы: Сталинградский, Челябинский, Харьковский (это предусматривалось мобилизационными планами, а с осени 1939 года в СССР фактически шло мобилизационное развёртывание армии и промышленности). Самоходным артиллерийским установкам в этот период особого внимания не уделялось, и к началу Великой Отечественной войны Красная Армия практически не имела самоходных артиллерийских орудий (установок) в строевых частях

Наши рекомендации