Ознакомление слушателей с особенностями экономической безопасности России, а также ролью России на мировом рынке вооружений.
Дисциплина «Управление персоналом государственной службы» входит в цикл учебных дисциплин, формирующих общепрофессиональные знания специалистов в области управления. Она базируется на философии и социологии и логично конкретизирует дисциплину «Менеджмент».
Целью изучения дисциплины является обеспечение подготовки слушателей в области управления человеческими ресурсами организаций в складывающихся социально-экономических условиях, формирование у них знаний по вопросам управления персоналом организаций и работы с ним.
Управление персоналом государственной службы в единстве своих разнообразных функций, субъектов и методов выступает предметом науки управления персоналом. Дисциплина «Управление персоналом» опирается на знания таких дисциплин, как «Теория управления», «Теория организации».
Главная задача дисциплины – дать будущим специалистам теоретические знания о сущности, содержании, формах, методах деятельности по управлению персоналом и практические навыки в технологиях управления персоналом.
В целом на дисциплину «Управление персоналом государственной службы» отведено 20 часов учебных занятий, из них: 14 часов лекций, 6 часов – семинары. Отчетность по дисциплине – экзамен.
Вопросы, связанные с теорией управления, вы уже изучали по целому ряду дисциплин. Поэтому в данной лекции мы в самом общем виде вспомним наиболее важные вопросы теории управления, которые в той или иной степени будут использоваться при изучении данной дисциплины.
Первый учебный вопрос:
Понятие и сущность национальной безопасности.
Виды безопасности и их взаимосвязь
Безопасность с момента зарождения человечества является важнейшей потребностью человека. Как философская категория она выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира.
Категория «"ббезопасность"» не абсолютна - – она относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретным объектом (или сферой) человеческой деятельности и окружающего мира.
Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений, является источником кризисов и конфликтов и потому лежит в основе блокирования стран, имеющих совпадающие либо сходные цели в мировой политике. Высшие же интересы международного сообщества, а именно интересы выживания человеческой Ццивилизации, диктуют необходимость формирования различных по масштабу систем безопасности, которые бы отвечали устремлениям если не всех, то большинства субъектов внешнеполитических отношений. Что же следует понимать под безопасностью, а тем более –- ее различными по масштабу системами?
Политологи и специалисты в области международных отношений дают целый ряд определений безопасности применительно к мировому сообществу в целом, государству, обществу, социальной группе или международной организации. Все эти определения могут быть сведены к двум группам.
Первая отождествляет безопасность с неким состоянием (стабильности, защищенности, устойчивости), в то время как вторая сводит безопасность к некоему процессу (готовности реагировать на угрозы, предпринимать меры и т.п.).
Большинство определений безопасности связывают ее с неким состоянием, исключающим или снижающим степень угроз войн и военных конфликтов, кризисных ситуаций в политике и экономике. Сведение безопасности только к исключению или уменьшению военных угроз является не достаточно корректным, так как это не адекватно жизненным тенденциям и реалиям, хотя бы с точки зрения характерных особенностей современного международного развития. Напомню, что таковыми сегодня являются:
исключительная взаимозависимость государств, прежде всего –- экономическая;
революционные изменения в технике и технологии, способные буквально перевернуть миропонимание и обеспечить глобальное превосходство (информационная революция);
рост числа международных организаций (сейчас их уже более 70 тысяч);
бурное развитие интеграционных процессов;
парадигма национальной идеи как инструмента политики, экономики и идеологии;
переход от сугубо военного определения стратегической стабильности к его комплексному пониманию.
Существует более адекватное"продвинутое" современному состоянию мира определение, согласно которогому безопасность (особенно будущая) –- это готовность государства, общества и мирового сообщества в целом адекватно оценить возникающие перемены в природе, обществе, экономике, идеологии, технике и технологии, обеспечив тем самым собственную трансформацию без скачков, потрясений и революций. Это определение трактует безопасность как некий процесс обеспечения «"спокойного"» (иногда называемого устойчивым) развития.
Рассмотрим еще одно встречающееся определение. «"Безопасность мирового сообщества, государства, общества, социальной группы или международной организации - – ээто защищенность их устойчивого существования и прогрессивного развития, предполагающая предупреждение, предотвращение и нейтрализацию опасных (кризисных) состояний, создающих угрозу существованию этих субъектов»".
Как известно, различают негативную и позитивную безопасность. Негативная - это безопасность в смысле Ст.51 Устава ООН, предусматривающая право на самооборону, т.е. - гарантирующая ответные акции в случае агрессии.
Негативная безопасность в международных отношениях (обеспечение парирования угроз преимущественно военными средствами) была основой внешней политики и дипломатии в течение практически всей истории человечества. Последние три десятилетия 20 века привели к практически полной утрате возможностей социально-экономического развития в условиях обеспечения негативной безопасности (на фоне т.н. "паразитического экономического роста за счет создания, производства и продажи оружия"). При этом практически все ее концепции базировалась на достаточности военной и экономической мощи, перманентно проявляющимся в дуализме "действие-противодействие", результатом проявления которого практически всегда и во всем была т.н. "игра с нулевой суммой" - в военной области, в политике или идеологии. Такой инструментарий в те годы хорошо ли, плохо ли, но обеспечивал стабильность в международных отношениях и во внутреннем, и во внешнем ее проявлениях.
Позитивная безопасность более конструктивна - это ликвидация причин кризисных ситуаций или конфликтов, т.е. комплекс превентивных мер обеспечивающих ту самую защищенность, уверенность, стабильность и гарантии будущего.
Термин « "национальная безопасность"» (НБ) американского происхождения, он появился в политическом лексиконе в начале 20 века. В1904 г. в своем послании Конгрессу США президент Теодор Рузвельт оправдывал захват зоны Панамского канала интересами НБ США. В 1947 г. Конгресс США принял закон о НБ, согласно которому был создан Совет НБ, с задачей консультировать президента по вопросам НБ, которая охватывает все аспекты внутренней, внешней и военной политики. Ныне в США в проблемы НБ включаются все жизненно важные интересы страны, общества и граждан.
Вопросы национальной безопасности России имеют тоже хоть и небольшую историю, которая выглядит следующим образом.
В 1991 г. создается Совет безопасности при Президенте СССР, а затем при Президенте России. В 1992 г. принимается закон « "О безопасности"».
В 1996 г. аппаратом Президента РФ разработан проект «"Политики НБ РФ на 1996-2000 г.»."