Древние Вьетские государства
В качестве текста по истории взаимоотношений Древнего Вьета с соседними государствами предлагается отрывок из первой книги «Записей о предшествовавших событиях», или «Предварительных записей», официального вьетского династийного летописного свода второй половины XIX в. «Отражение истории Вьета, основа и частности, составленное по повелению императора». Он представляет большой интерес, так как объединяет вьетские официальные и неофициальные исторические источники, а также включает ряд китайских документов III-VIII вв. н. э., которые в той или иной степени содержат данные по древней истории Вьета. Кроме того, использованы отрывки из главы 113 «Жизнеописание нань-юэского вэя То» «Исторических записок» Сыма Цяня. Текст «Исторических записок» содержит оценки, присущие официальной китайской историографии того времени.
Предлагаемые переводы вьетских текстов характеризуются следующими особенностями: помимо краткого основного текста, который дается курсивом, имеются так называемые частности – собственно текст летописного свода.
Государство Ванланг
В первый раз послы отправлены ко двору Тана (2357-2258 гг. до н. э.)1, поднесена вдар прекрасная черепаха.
В «Предварительных записях» книги «Основа и частности Цзинь Люй-сяна» говорится, что в циклический год Зеленой Обезьяны, в год 1-й правления Тан-Яо, династия Вьеттхыонг послала ко двору в дар прекрасную черепаху.
Отправлены послы ко двору Чжоу, поднесен в дар белый фазан.
В «Исторических записках» говорится: В циклический год Белой Зайчихи, в 6-й год правления государя Чэн-вана династии Чжоу (1110 г. до н. э.), на юге административного управления Жяоти была династия Вьеттхыонг, которая свыше трех раз отправляла послов поднести в дар белого фазана. Чжоу-гун сказал: «Наша благосклонность еще не распространилась на [эти] отдаленные районы, поэтому святой человек не примет дары, лежащие перед его глазами; о покорности еще не было сообщено, [а] святой человек не вынуждает себе служить». Посол ответил на перевод этих слов: «Уже три года не было ливней с жестокими ветрами и море не волновалось, не доказательство ли это того, что в Срединном государстве имеется святой человек? Поэтому мы и поехали к [вашему] двору». Чжоу-гун отнес дары в семейный поминальный храм. Послы не вернулись обратной дорогой; Чжоу-гун повелел [подготовить] пять военных колесниц. Послы на этих колесницах отправились вдоль побережья страны Фунань и страны Лэмап2 и лишь спустя год вернулись на родину.
Правитель Тхук по имени Фан (Тхук выонг фан)3 привел армию, чтобы захватить [страну]. Хунг-выонг бросился в колодец и умер. Страна Ванланг погибла.
Прежде у Хунг-выопга была дочь, которую звали Прелестная девушка. Правитель Тхук услыхал об этом, отправил послов просить ее руки. Хунг-выонг хотел отдать ему дочь, но князья Лак отсоветовали, говоря, что: «Он замыслил против нас [недоброе], а сватовство – это несомненно только предлог». В результате, это дело было отложено. Правитель Тхук чрезвычайно разгневался, сказал внуку, что [он] должен так или иначе уничтожить страну Ванланг. К тому времени внук Тхук Фан стал сильным и умным, много раз водил армию на Хунг-выонга. У Хунг-выонга армия отличная, военачальники сильные, если случалось сражение, то армия Тхука постоянно терпела поражения. Хунг-выонг сказал: «Мы обладаем чудесной силой, неужели же Тхук не испугался?» После чего устроил пир, чтобы плясать и веселиться, не побеспокоился об охране. Когда армия Тхука подошла, Хунг-выонг был все еще совершенно пьян и даже не проснулся. Когда же разбойники подошли близко и теснили с удвоенной силой, император, изрыгая кровь, бросился в колодец; армия же капитулировала. Страна Ванланг погибла.
1Тап – четвертый император эпохи Пяти Императоров (согласно китайской мифологии).
2 Т.е. Тьямпа.
3 Если считать, что Тхук – и фамилия, и название местности, то имя можно перевести так: «Шуский правитель по имени Фань». Видимо, вьетские летописцы хорошо понимали эту связь. С нашей точки зрения, наиболее вероятна гипотеза вьетнамского ученого Дао Зюи Аня, согласно которой один из потомков государя Шу после 316 г. до н. э. бежал на юг и основал новое государство.
Госдуарство Аулак
Год Черного Дракона (257 г. до н. э.), Ан-зыоиг выонг (Правитель Мирный – Солнечный Тхук), год 1-й. Нань-ван, год 58-й.
Правитель Тхук захватил страну Ванланг, изменил ее наименование на Аулак, основал столицу в Фаунгкхе.
В «Древней истории» записано: Император, фамилия Тхук запретное имя1 Фан, человек земли Ба – Шу. Тогда император захватил страну Ванланг, ,изменил наименование государства на Аулак , основал столицу в Фаунгкхе.
Год Красного Коня (255 г. до н. э.) (Правитель Мирный – Солнечный Тхук, год 3-й; Чжоу правитель Восточного Чжоу, год 1-й).
Месяц 3, весна, закончено возведение Крепости Улитки.
Император Тхук возвел крепость в Фаунгкхе, величина ее достигала 4 тысяч метров, она была спиральной, подобно улитке поэтому и называлась «Крепость Улитка». Кроме того ее называли крепость «Замысел дракона»2.
Год Красной Свиньи (214 г. до н. э.). (Правитель Мирный – Солнечный Тхук, год 44-й; Цинь Шихуан» год 33-й)
Цини повелели 'Ту Сую и Ши Лу захватить земли Линьнама, учредить округ Сян.
В то время династия Цинь возжаждала земли Вьет, где имелось много жемчуга, как круглого, так и неправильной формы; желая захватить эту землю и учредить область и уезды, заставляли бродяг, зятьев-примаков и торговцев из всех военных округов идти в солдаты, назначили Ту Суя командующим, а Ши Лу [поручили] рыть каналы, овладеть путем подвоза продовольствия, углубиться на территорию Линьнама, захватить земли Люлян, учредить [округа] Гуйлинь, Наньхай и округ Сян, чтобы ссыльные были отправлены [туда] охранять границы. Тогда все вьеты уговорились скрыться в лесах, никто не хотел, чтобы его использовали Цини. Более того [они] тайно избрали способных людей военачальниками; [и им] удалось убить Ту Суя.
Цини назначили Жэнь Сяо на должность помощника правителя области Наньхай и назначили Чжао То правителем уезда Лунсюань.
Цини повелели Жэнь Сяо и Чжао То повести 500 тысяч человек, сосланных за преступления, охранять границы в Улине. [Уже] тогда Сяо и То задумали отделиться [от империи]…
Год Белой Зайчихи (210г. до н.э.) (Правитель Мирный – Солнечный Тхук, год 48-й; Цинь Шихуан, год 37-й).
Жэнь Сяо и Чжао То династии Цинь повели армию в наступление. Правитель Тхук заключил с Зжао То мир, увели армию обратно.
Когда Чжао То отправился захватывать [земли], [он] расположил армию у горы Тиензу, принадлежащей Бакзянгу, правитель Тхук привел армию, чтобы противостоять Чжао То. Тогда Жэнь Сяо привел «морских солдат»3 в лагерь, заболел, вернулся обратно, передал армию Чжао То. Чжао То передвинул военный лагерь к горе Вунинь. Правитель Тхук отделил для То земли к северу от реки Биньзянг, чтобы заключить мир. Обе стороны прекратили войну, возвратились обратно [к себе домой].
В «Древней истории» записано: Чжао То отправился захватывать [земли], расположил армию у горы Тиензу, принадлежащей Бакзянгу, сразился с правителем Тхуком. Правитель Тхук принес арбалет и выстрелил. То, потерпев поражение, бежал. В то время Жэнь Сяо расположил «морских солдат» в лагере, из-за болезни должен был вернуться обратно. Возвращаясь, Жэнь Сяо советовал Чжао То: «Династия Цинь уже погибла. Если вы знаете, как захватить Тхука, то сможете основать там государство». Чжао То знал, что у правителя Тхука имеется арбалет, которому сопротивляться невозможно; [он] отступил к горе Вунинь, отправил послов просить мира. Правитель Тхук обрадовался, отделил для То земли к северу от реки Биньзянг, а к югу от реки Биньзянг управлял правитель Тхук. Чжао То повелел сыну, Чжун Ши, стать заложником, и, воспользовавшись этим, стал сватать [для него дочь Тхука] ; правитель Тхук отдал дочь [по имени] Ми-Тяу в жены Чжун Ши. Позднее Чжун Ши уговорил Ми-Тяу позволить посмотреть арбалет, тайно подменил спусковой крючок, после чего солгал, говоря, что возвращается на Север навестить родителей. Когда Чжун Ши прощался, [он] советовал Ми-Тяу: «Завтра мы снова отправимся в путь, один шанс из десяти тысяч в пользу того, что две страны поссорятся, [но если это случится, то] по каким же следам мы сможем опять встретить друг друга?» Ми-Тяу сказала: «У меня есть шелковая подушка из гусиного пера, куда бы я ни ехала – везде вожу ее с собой; если дойду до развилки дорог, то я вырву гусиное перо и брошу вниз, чтобы оставить знак; так узнаешь место, где я нахожусь». Чжун Ши возвратился [домой], рассказал Чжао То. Чжао То решил напасть.
В «Древней истории» сказано: сначала, [когда] император Тхук строил Крепость Улитку, стена разрушалась. Тогда император стал поститься и молиться. Когда стена снова была· почти возведена, у Южных ворот вдруг появился дух, император Тхук спросил [его], дух ответил: «Прошу позволения дождаться посла от Тханьзянга». Наутро следующего дня заметили Золотую черепаху на поверхности реки; подплыв, она заговорила человеческим голосом, назвалась послом от Тханьзянга [от Духа реки]. Император Тхук возрадовался, пригласил [ее] войти [во дворец], спросил по какой причине возведенная стена обрушивается. Золотая черепаха подсказала императору Тхуку способ, как изгнать злых духов. Благодаря этому через полмесяца стена была окончена. Золотая черепаха стала прощаться. Император Тхук был очень благодарен, снова спросил Золотую черепаху о том, имеется ли способ защиты от врагов. Черепаха отдала коготь императору. Тогда император Тхук повелел подданному [по имени] Као-Ло изготовить арбалет, из когтя черепахи сделать спусковой крючок, назвал этот арбалет «Арбалет когтя Золотой черепахи, несущий сверхъестественную помощь», если стреляли [из него], то враг должен был бежать. Но, исследовав [этот сюжет], [мы] решили, что это дело маловероятное и недостоверное, поэтому мы его теперь опустили.
По книге «Записи о Вселенной» в части «Записи о Наньюэ» Юэ Ши династии Сун, правитель Мирный – Солнечный управлял округом Жяо, командующий То привел армию, чтобы захватить [его земли]. У правителя Мирного – Солнечного был придворный Као Тхонг, который помогал ему, изготовил арбалет, выстрелил один раз – убил в армии Намвьета десять тысяч человек, выстрелил три раза – убил до тридцати тысяч; Чжао То прекрасно понял причину случившегося, отступил, закрепившись в Бунине; после этого повелел сыну, Чжун Ши, отправиться заложником, просить мира. Позднее Мирный – Солнечный поссорился с Као Тхонгом, не был [ему] благодарен, Као Тхонг ушел. У правителя Мирного – Солнечного была дочь [по имени] Ми-Тяу, увидев, что Чжун Ши красивый юноша, влюбилась [в него]. Позднее, Чжун Ши уговорил Ми-Тяу позволить посмотреть арбалет, Ми-Тяу провела к арбалету. Поэтому Чжун Ши отломал спусковой крючок от арбалета, после чего немедленно послал гонца сообщить [об этом] Чжао То. Чжао То снова привел армию, чтобы захватить. Когда армия Чжао подошла, правил тель Мирный – Солнечный принес арбалет и выстрелил как прежде, но арбалет-то был испорчен! Армия Тхука разбежалась. Чжао То удалось разгромить Тхука.
Год Желтой Змеи (208 г. до н. э.). (Правитель Мирный – СолнечныйТхук, год 50-й; Цинь Эрши, год 2-й).
Чжао То династии Цинь снова пошел на захват. Правитель Тхук потерпел поражение, бежал, погиб. Династия Тхук погибла.
Прежде Жэнь Сяо заболел, перед смертью советовал Чжао То: «Династия Цинь не имеет добродетелей, Поднебесная страдает, слыхал, что где-то возмутился Чэнь Шэн, сердца людей еще не знают, за кем последовать. Земли эти уединенные и далекие, опасаюсь, что разбойники [восставшие на Севере] захватят их. Я хотел поднять армию, перерезать «искусственные дороги»4, чтобы обезопасить себя от захвата, после чего наблюдать за поведением вассалов [Цинь]. К тому же Фиеннгунг – это место, где горы и реки, опасные и гибельные, окружают с востока и с запада на расстоянии в несколько тысяч замов, если же и ханьды, [живущие здесь] помогут, до .можно основать здесь самостоятельное государство, Так как среди начальников областей нет никого, с кем можно было бы обсудить это дело, то я специально пригласил вас, чтобы переговорить». Сяо кончил говорить и немедленно написал письмо, назначив Чжао То на должность заместителя начальника области Наньхай. Когда Сяо уже умер, То послал воззвания во все пограничные проходы, такие, как Хоаньфо, Зыонгшон, Хоангкхе, [говоря] о том, что «армия разбойников уже на подходе, быстро перерезайте «искусственные дороги», собирайте войска, чтобы защитить себя». Куда бы ни приходило воззвание, во всех областях округа [оно] находило отклик. Благодаря этому Чжао То постепенно провел закон, который обвинял в преступлениях всех начальников, поставленных династией Цинь, [с тем] чтобы [их] убить; после чего поставил на все должности руководителей своих родственников и сообщников, чтобы управлять народом. Чжао То повел армию на императора Тхука, император Тхук не подозревал, что спусковой крючок арбалета сломан, и, продолжал гордо играть в шахматы, смеялся: «Что же, Чжао То не боится нашего арбалета?» Лишь когда армия Чжао То подошла вплотную, император Тхук достал арбалет, а спусковой крючок был сломан, [он] потерпел поражение, бежал, приказал Ми-Тяу сесть на коня и вместе с ним бежать на юг. Чжун Ши преследовал по следу из гусиных перьев. Император Тхук достиг моря, дорога кончилась, прыгнул в море, погиб. Династия Тхук погибла5.
Год Черного Коня (207 г. д о н. э.). Чиеу Во-выонг (Воинственный правитель6 Чиеу), год 1-й; Цинь Эрши, год 3-й).
Чиеу Да сам провозгласил себя императором Намвьета, расположил столицу в Фиеннгунге.
Император из семьи Чиеу по имени Да, человек из уезда Чжэнь-дин династии Хань. Тогда император захватил земли Лэмап и округа Сян, провозгласил себя правителем Намвьета.
1 Запретное имя, т.е. личное имя государя, которое было запрещено упоминать под страхом смертной казни.
2 К этому можно добавить, что в «Первоначальном описании Аннама» Гао Сюн-чжэна сказано: «Место, где правитель Мирный – Солнечный основал столицу, издавна является землей вьетов, поэтому впоследствии люди называли эту крепость крепостью Вьетхыонг».
3 То есть воины, которые также выполняли функции матросов.
4 Принято считать, что когда в труднопроходимых местах устраивались настилы, то их называли «искусственными дорогами».
5 В сопоставлении с данными археологии легенда о чудесном арбалете отражает реальную силу лучников в армии правителя Мирного – Солнечного.
6 С этого времени полководец династии Цинь, Чжао То, становится основателем вьетской династии, и поэтому его следует называть по-вьетнамски Чиеу Да. Авторы свода «Основа и частности» сознательно изменили полпый титул этого государя: вместо «Воинственного императора» они его называют «Воинственным правителем», хотя в самом тексте именуют Чиеу Да императором.