Древние государства Элама

Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших территорию Западного Ирана, к земледелию и скотоводству. Постепенно по уровню развития все более выдвигаются племена, обитавшие на юго-западе страны в плодородных долинах Каруна и Керхи. Там уже в начале IV тысячелетия до н. э. развивается поливное земледелие, появляются крупные населенные пункты. В сер. IV тыс. до н. э. отмечается значительный прогресс ремесел: керамика изготовляется с помощью гончарного круга и т.д. Идет и социальное расслоение. В результате Ю-З часть Ирана, носящая название Сузиана, постепенно превращается в настоящую житницу страны, где выращивали обильные урожаи ячменя, полбы и фруктов=торговые связи с Месопотамией.

К нач.III тыс. до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, на месте скрещивания важнейших торговых путей. Кроме Суз существовали также небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.), из которых наибольшее значение имел Аншан. Позднее все эти области были включены в единое государство, столица-Сузых, отдельные периоды—Аншан.

Во второй пол. III тыс. до н. э. на сев. и вост. Ирана отмечается соц. дифференциация, выделение ремесел и формирование крупных центров городского типа (Шахри-Сохте и др.).

История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В начале XXII в. до н. э. весь Элам стал единым и независимым государством. Но вскоре в страну вторглись племена кутиев. При царях III династии Ура (конец XXII — начало XX в. до н. э.) Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце XXI в. до н. э. добился самостоятельности и даже на время подчинил себе Ур. В конце XVIII в. до н. э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах».

В III—II тысячелетиях до н. э. выработалась характерная для эламитов система государственной организации. Наряду с верховным правителем всей страны гос-ом управлял его заместитель — обычно младший брат царя, который назывался суккалом («посланец»). На третьей ступени гос-ой иерархии стоял наместник или царь города Сузы, который становился суккалом Элама. Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха. После смерти власть переходила к племянникам по материнской линии. Браки с сестрами, левират и управление государством тремя лицами — характерные черты эламского общества, отражающие архаические элементы общественной жизни, пережитки родоплеменного строя.

В конце XIV в. до н. э. Элам был завоеван касситским Вавилоном. Однако около 1180 г. до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил города Сиппар, Киш, Опис, увез в Сузы богатую добычу, в том числе стелу с законами Хаммурапи.

В 1155 г. до н, э. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе страну. В 1115 г. до н. э. в битве при Дере (крепость на границе Ассирии с Эламом) вавилонское войско во главе с Навуходоносором 1 нанесло эламитам сокрушительное поражение.

В VIII в. до н. э. Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. В 720 г. до н. э. эламиты при Дере нанесли поражение ассирийцам. Однако в развернувшейся затем войне Ассирия одержала победу.

Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг. до н. э.) между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. Однако после разгрома Вавилона ассирийский царь Ашшурбанапал сосредоточил все силы против Элама. Войны с ним окончились около 639 г. до н. э. полным поражением Элама и захватом Суз.

Около 596 г. до н. э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить эламитов, а около 549 г. до н. э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.

Эламское общество. В III тысячелетии до н. э. в Эламе преобладали сельские общины. Общины управлялись старейшинами, выбранными собранием.

С начала II тысячелетия до н. э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда, что приводило к имущественной дифференциации=>возникновениt частной земельной собственности.

На смену сельским общинам к концу II тысячелетия до н. э. пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины, распаду коллектива как единой хозяйственной ячейки, к разделу общинного имущества и даже к аренде и продаже земли.

Вначале эламиты совершали деловые сделки (заем денег, аренда земли, продажа домов и т. д.) без записи, но с начала II тысячелетия до н. э. под влиянием вавилонян они стали их письменно фиксировать. На судебных заседаниях кроме судей присутствовали представители наместника области и городских жителей. Цари с помощью жрецов внушали народу, что они являются заместителями богов на земле и выполняют волю последних. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Начиная с ХШ в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.

В Эламе ! женщина занимала высокое социальное и экономическое положение.

Культура Элама. Пиктографическое (рисуночное) письмо, наличие письма у шумеров дало толчок появлению эламского письма, однако последнее является самостоятельным видом, который принято называть прото-эламским.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. появилось эламское линейное слоговое письмо. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью. В первой пол. II тысячелетия до н. э. для составления хоз-ых и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но со второй половины II тысячелетия до н. э. появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью, заимствованной из Месопотамии, эламиты пользовались до V в. до н. э., после чего они перешли на арамейское письмо.

Господствующее место в идеологической жизни эламитов занимала религия. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»). Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. Еще в IV тысячелетии до н. э. на терр. Элама сложилось оригинальное искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей.

Статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии = бронзовая статуя царицы Напирасу.

Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII—XII вв. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городе Дур-Унташ недалеко от Суз в XIII в. до н. э.

Хотя после захвата персами Элам лишился своей независимости, его культурные достижения оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов.

Мидийское царство.

В 673 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена под­няли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил Каштарити. В 672 г. до н. э. создали независимое государство, изгнав ассирийцев с западной части своей территории.

К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г. до н. э. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653—625 гг. до н. э. установилось господство скифов.

В 625 г, до н. э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар. Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу.

В августе 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.

Наряду с Вавилонией и Египтом Мидия стала крупнейшей державой на Ближнем Востоке.

Мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства: покорена Персия, удалось захватить также Парфию и Гирканию. В конце 590-х гг. мидийцы подчинили своей власти Урарту, ликвидировали Скифское царство в Сакасене и покорили Манну.

В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585—550 гг. до,н.,э.), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам.

В VII —первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.

Персидская держава.

Племена, говорившие на индоевропейских языках, появились на территории Ирана на рубеже II - I тыс.до н.э. На севере Ирана поселились мидяне, на юге - персы. Персы долгое время находились в зависимости сначала от Ассирии, а потом от Мидии. Но в середине VI в.до н.э. царь персов Кир II не только добился независимости от Мидии, но и покорил ее. Затем он завоевал Мидию в Малой Азии и Вавилонию. Кир II погиб во время похода в Среднюю Азию, но к концу его жизни Персия превратилась в крупнейшую державу.

Сын Кира - Камбиз завоевал Египет, но умер при возвращении из похода. Последовал период смут победителем вышел Дарий.

Впервые персы упоминаются в ассирийских надписях IX в. до н. э. в области Парсуа к югу и юго-западу от озера Урмии, откуда на рубеже IX—VIII вв. они передвинулись на юг и к VII в. до н. э. Уже в конце VIII в. до н. э. персы составляли племенной союз, возглавляемый вождями из знатного рода Ахеменидов. Постепенно персы стали расширять свою территорию.

В 558 г. до н. э. Кир стал царем персидских земледельческих племен. Он основал город Пасаргады, ставший первой столицей Персии. В 553 г. до н. э. Кир выступил против мидийского владычества.

Исход войны решился в двух битвах. В 550 г. до н. э. захват персами столицы Мидии Экбатан. Покорив Мидию, они заимствовали мидийскую систему государственного управления.

Около 549 г. до н. э. персами были захвачены Сузы, бывшая столица эламского царства. В течение следующих двух лет были покорены: Парфия, Гиркания и Армения.

Крез, правитель Лидийского царства в Малой Азии, был сильно обеспокоен стремительными успехами Кира и начал готовиться к войне с ним. В 547 г. до н. э. у реки Галис произошла кровопролитная битва, но она окончилась безрезультатно, и ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой. Крез отступил в свою столицу Сарды и решил более основательно подготовиться к войне. Однако Кир так стремительно двинулся к Сардам, что жители города были застигнуты врасплох.

Кир прибег к военной хитрости: поставил всех следовавших в обозе верблюдов впереди войска, кони в лидийском войске, почуяв незнакомый запах верблюдов бежали. Однако лидийские всадники, считавшиеся непобедимыми, не растерялись. Произошла жестокая битва, в которой силы были неравны. Лидийцам пришлось бежать в Сарды. Зимой 547 г. персы захватили город и взяли в плен Креза.

М/у 545 и 539 гг. до н. э. Кир завоевал восточноиранские (ныне восточные провинции Ирана и некоторые районы Афганистана, Пакистана и Индии) и среднеазиатские области Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Гедросию, Арахосию и Гандхару. После этого он решил начать войну с Вавилонией, и в сентябре 539 г. до н. э. она покорилась власти Кира. После этого все западные страны до границ Египта добровольно подчинились персам. Кир несомненно готовился захватить и Египет. В августе 530 г. до н. э. сын Кира Камбиз II стал царем Персидской державы и начал готовиться к нападению на Египет. В армии Камбиза кроме персов были и военные контингенты всех покоренных ими народов.

Весной 525 г. до н. э. произошла самая крупная битва. Обе стороны понесли тяжелые потери, но победа досталась персам. Вскоре весь Египет оказался в руках персов. Жившие к западу от Египта ливийские племена, а также греки Киренаики добровольно подчинились Камбизу и прислали дары.

К концу августа 525 г. до н. э. Камбиз официально был провозглашен фараоном Египта. Он основал новую, XXVII династию. Камбиз продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону египтян. На рельефах из Египта он изображен в египетской одежде. Сразу после захвата Египта Камбиз приказал всем своим воинам прекратить грабежи, покинуть храмовые терр. и возместил причиненный святилищам ущерб. Следуя политике Кира, Камбиз предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству. Захватив Египет, Камбиз начал готовиться к походу на юг, в Нубию=>отступил. Поход персов в западный Ливийский оазис бога Аммона также не достиг своей цели, войско погибло в песчаной.

Неудачи Камбиза побудили египтян в его отсутствие поднять восстание против персидского господства. Однако в конце 524 г. до н. э. он вернулся в Мемфис и сурово расправился с восставшими. Зачинщик восстания бывший фараон Псамметих был казнен, и в стране была восстановлена власть Камбиза. Пока Камбиз в течение трех лет пребывал в Египте, в Иране начались волнения. Гаумата восстал 11 марта 522 г. до н. э. и не позже чем через месяц был признан в Вавилонии. 29 сентября 522 г. до н. э., после семи месяцев правления, Гаумата был убит заговорщиками. После подавления восставшего нов. Царя Камбиз подчинил Вавилонию. В августе 521 г. до н. э. новую попытку добиться независимости сделали вавилоняне=> 27 ноября 521 г. до н. э. войско восставших было разгромлено. В 520 г. до н. э. третий раз восстали против персидского господства эламиты. В 519 г. до н. э. Дарий I возглавил поход, захватил в плен их вождя и назначил вместо него другого правителя из их же среды.

Культура Древнего Ирана.

Иранское искусство начало формироваться более 8 тысяч лет назад. В эпоху правления Ахеменидов в Иране происходили самые активные взаимовлияния культур народов Востока. Ахемениды проводили политику терпимости местным культурным традициям и религиям. Именно в эпоху Ахеменидов распространяется письменность, которая была в основе своей алфавитная, арамейская, а в конце правления Ахеменидов возникли системы индийского письма. На арамейской основе возникли алфавитные письменности иранских языков Ирана, Средней Азии и Афганистана (среднеперсидского, парфянского, хорезмийского, согдийского и др.), которые использовали в этих странах до широкого распространения в них в средние века алфавита арабского происхождения.

Все эти процессы сыграли большую роль в развитии культуры и науки античного мира (то есть и в истории европейской культуры в целом). Греческие ученые – Геродот, Демокрит, путешествовали по различным странам Ахеменидского государства, заимствовали многие достижения математики, астрономии и других наук. Даже на философские системы греков оказали влияние учения иранских магов и зороастризм.

Искусство в ахеменидский период достигло расцвета, оно было придворным монументальным искусством, призванным символизировать могущество государства и величие царской власти. Самыми ранними памятниками искусства являются дворцы и гробница Кира II в Пасаргадах. Большое значение имеют дворцы и рельефы Персеполя, построенного в конце VI – в первой половине V в. до н. э. на колоссальной искусственной платформе. Ко времени сооружения Персеполя относятся и гробницы ахеменидских царей в Накше-Рустаме.

Большой популярностью у персов пользовалось художественное ремесло, на памятниках которого реалистично изображены домашние и дикие животные (цилиндрические печати). В эллинистический период осуществляется процесс взаимодействия эллинских и местных начал в культурной жизни. Но настоящий синтез приходится на последующий парфянский период. В этот период греки лишаются своего привилегированного положения и постепенно сливаются с местным населением. В период Сасанидского Ирана создалась богатая литература на среднеперсидском языке, близком к новоперсидскому, но с другой системой письменности – арамейского происхождения. Можно выделить сочинения «Артак-Вираз-Намак» (зороастрийская «божественная комедия», «Ятка-ре-Зариран»), «Книга деяний Арташира Папакана» (исторический роман). Очень расстроен был жанр «книг советов» («панд-намак») и «книг наставлений» (андарз-намак») – сборников назидательных рассказов, правил этики и поведения, иногда принципов управления для правителей.

Большое количество по культуре Сасанидского Ирана дают надписи на парфянском и среднеперсидском языках, - надписи царей Ардешира I, Шапура I, Шапура II и др., а также монеты с именами царей и годами правления. Очень важен юридический памятник «Матикане хазар датастан» («Сборник тысячи судебных решений»). О военном деле дает представление «Айин-Намак» («Уставная книга»), дошедшая до нас в переводе IX в.

Исторических сочинений до начала VII в. не было. При дворе Сасанидов производились регулярные записи памятных событий, они были использованы в первой половине VII в. дихканом Данешваром, который составил труд по истории Ирана.

В это время в Иране высокого развития достигла архитектура: царский дворец в Ктесифоне, дворец в Сарвистане, замок Касре Ширин и другие. Очень высокого искусства достигла скульптура – настенные и наскальные рельефы; таковы рельефы в Накше Рустаме и Шапуре, изображающие триумф Шапура I. Высокохудожественные сасанидские серебряные вазы и сосуды с рельефными изображениями являются гордостью Гос-го Эрмитажа и многих других музеев.

Значительное место в развитии культуры Ирана в IV-VII вв. занимали сирийцы-христиане, существовала богатая литература на сирийском языке, сирийцы переводили также с греческого языка на сирийский, а с него на среднеперсидский сочинения по логике, философии, медицине и др. Известным переводчиком сочинений Аристотеля на персидский язык был перс, несторианский епископ Павел Дершехрский (VI в). Большой известностью пользовались богословская школа в Нисибине и медицинская академия в Гундишапуре.

При Сасанидах укрепились и культурные связи Ирана с Индией. Были переведены некоторые научные сочинения и сборники художественной прозы – «Капила и Димна», «Книга о Варлааме и Иосафане», «Синдбадова книга», и другие. Позднее эти произведения переводились на арабский язык и стали известны народам Европы.

44 . Восточное Средиземноморье в III – II тыс. до н.э..

Природа и население. В район Восточного Средиземноморья, простирающегося от предгорий Тавра и среднего течения Евфрата до Египта, входили Сирия, получившую у греков название Финикия, и Палестина. В древности значительная часть этой территории называлась Ханаан. Значительными по местному масштабу реками являются Иордан в Палестине, Оронт в Сирии и Финикии. Горные хребты (Ливан, Антиливан и др.) делили Восточное Средиземноморье на несколько районов.

Вместе с тем Восточное Средиземноморье располагало ценными сырьевыми ресурсами: залежами медной и железной руды, обширными лесами, в том числе зарослями знаменитого ливанского кедра. Сохранилось много памятников материальной культуры Восточного Средиземноморья, часто образующих целые комплексы, открытые археологами. Наиболее грандиозными являются раскопки в Иерихоне. Весьма плодотворными были раскопки в Мегиддо (особенно показательны вещи, свидетельствующие о сильном египетском влиянии во II тысячелетии до н. э.), в Гезере, Лахише.

Важнейшими источниками по истории и культуре стран Восточного Средиземноморья служат памятники древнееврейской литературы, входящие в состав Библии. Во вторую категорию ветхозаветных сочинений входят прежде всего книги пророков, т. е. религиозно-политических проповедников, действовавших в Израиле и в Иудее в VIII—VI вв. до н. э. (Исайя, Иеремия, Иезекииль и другие).

С конца IV тыс. до н. э. становится особенно заметен прогресс различных ремесленных производств в земледельческих общинах Восточного Средиземноморья. Наряду с медью используются золото, серебро, а с конца III тысячелетия до н. э.— частично и бронза. Определенные изменения происходят и в земледелии, где возделываются не только зерновые культуры, но также оливковое дерево и виноград. В III тысячелетии до н. э. кое-где появляется террасное земледелие: поля располагаются по склонам гор террасами. Развивается сухопутная торговля с Месопотамией и морская — с Египтом, шедшая главным образом через Библ.

Прогресс земледелия и ремесел, развитие торговли привели к появлению в III тысячелетии до н. э. поселений городского типа. Одним из таких городских центров становится Библ. Библ снабжал египтян кедровым лесом и смолой, использовавшейся для мумификации. Из Египта в Библ привозились изделия художественного ремесла — бусы, алебастровые и диоритовые сосуды, драгоценные ларцы, декоративное оружие из золота и серебра.

В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы. Египетское влияние в Библе все время было очень велико. В XX— начале XVIII в. до н. э. Библ даже формально включался в состав Египетской державы, и его правители считались египетскими наместниками. Постепенно на побережье выдвигаются и другие финикийские города — Угарит, Си-дон и Тир.

Аналогичные процессы формирования городских центров, превращающихся в города-государства. В XXVIII—XXIV вв. до н. э. появляются печати с клинописными надписями, а в XVIII в. до н. э. — клинописные глиняные таблички из царского архива.

Важные данные о развитии в материковой Сирии местных городов-государств уже во второй половине III тысячелетия до н. э. дали раскопки древнего города Эбла. Поселение здесь возникло уже в конце IV тысячелетия до н. э. и к середине Ш тыс. до н. э. оно превращается в крупный городской центр. Уже в XXIV— XXIII вв. до н. э. в городе появляются монументальные строения. В них сосредоточиваются архивы, хранятся запасы сырья, ценных привозных изделий. Здесь имеются египетские алебастровые сосуды с именами фараонов, найдено около 32 кг лазурита. С юго-востока поступали различные ткани. Торговый обмен совершался в больших масштабах. Вскоре Эбла попала в орбиту притязаний аккадских правителей. Она упоминается уже в числе городов подчиненных Саргоном. Ок. 2225 г. до н. э. один из преемников Саргона Нарам-Суэн захватывает Эблу. Однако к 2000 г. до н. э. наблюдается новый подъем. Заново отстраивается дворец и все сопутствующее.

В социальном плане Эбла представляла собой типичный город-государство с развитой административной системой управления. Во главе государства стоял царь. При нем имелись советники.

Весьма интересна Эбла и в культурном плане. Развиваясь на основе местных традиций, норм и эталонов шумерской цивилизации. Имелись даже специальные шумеро-эблаитские. Отчетливо проступают связи с Месопотамией в архитектуре и в мозаичных фризах, украшавших стены дворцов.

Небольшие городки Палестины в III тыс. до н. э. обносятся стенами. В городках наряду со святилищами появляются резиденции местных правителей. В конце III — первой половине II тысячелетия до н. э. эти процессы получают дальнейшее развитие. Крупнейший центр в долине Иордана — Хацор. Население Восточного Средиземноморья III тыс. до н. э. было довольно пестрым по своему составу. В северной части местами проживали хурриты, а во II тыс. до н. э. сюда проникают и хетты. Исследователи различают несколько древнесемитских языков: эблаитский, древнеханаанейский, угаритский и аморейский.

В XVIII в. до н. э. одна из племенных групп амореев, проникших в Северную Сирию, сделала попытку создать крупное государство, объединяющее целый ряд городов и областей. Это политическое образование получило название Ямхад. Царь Мари правил обширной терр. от Каркемиша на севере до Катны (в верховьях Оронта) на юге. В XVII в. до н. э. Ямхад ослабевает и утрачивает свою независимость.

Южнее Ямхада образуется на рубеже XVIII—XVII вв. до н. э. могущественный гиксосский союз. Их цари, обосновавшиеся в Дельте Нила, держали в своих руках также Палестину и Южную Сирию. После изгнания из Египта гиксосы отступили в Палестину и Сирию. В начале XV в. до н. э. их федерация во главе с городом Кадешем была окончательно разгромлена Тутмосом III. Вскоре часть Сирии Египет уступил государству Митанни, а позднее, при Эхнатоне и его преемниках, Египет утратил контроль над Сирией и Палестиной.

Типичным образцом местного города-государства второй половины II тысячелетия до н. э. является Угарит, он вел обширную торговлю с Двуречьем, Египтом и Малой Азией, Палестиной, а также заморскими странами, особенно много вырабатывалось вина и оливкового масла. С/х носило товарный характер. Цари собирали с сельских общин подати медью и серебром. Расцвет Угаритского царства падает на конец XV — начало XII в. до н. э. Все свободное население страны делилось на три сословия: 1) «сыны страны Угарит»— земледельцы-общинники, роль которых постоянно уменьшалась; 2) «царские рабы»— приближенные царя, получавшие от него земельные наделы; 3) «рабы царских рабов»— лица, не имевшие своей земли и сидевшие на землях служилой знати-это были разорившиеся земледельцы, утратившие свои земли и связь с общиной.

В конце XIII— начале XII в. до н. э. Сирия и Палестина подверглись нашествиям «народов моря». В самом начале XII в. до н. э. ими был полностью разрушен Угарит, исчезнувший со страниц истории.

Наши рекомендации