Из договора Мурсилиса II, царя Хатти, с Талмэжаррумой, царем Халапа

Приведенная ниже историческая преамбула договора призвана не прослеживать полную историю хетто-халапских отношений, а привести последовательный ряд примеров вида: «прегрешение» Халапа против хеттов – последовавшее возмездие. В итоге здесь излагается ряд ключевых эпизодов хетто-митаннийской борьбы за Сирию, в том числе с начала Новохеттского периода.

...Когда Тудхалиас (II), великий царь, на престол царства воздвигся1, царь страны Халап, вступив с ним (сначала) в союз, (потом) отложился, и (тогда тот) царь страны Халап [соединился] с царем страны Ханигальбат. И царя страны Ханигальбат, и царя страны Халап он (Тудхалиас) из-за этого дела вместе с их странами вконец сокрушил, и город Халап он разрушил.

Царь страны Халап против царя страны Ханигальбат совершил грех, и против, Хаттусилиса (II)2, царя страны Хатти, он [таким же образом] (потом?) совершил грех. Сыновья страны3 Астата и сыновья страны Нухассэ города и области страны Халап царю страны Мэттаннэ передали. И царь страны Мэттаннэ сыновьям страны Астата и сыновьям страны Нухассэ города и области страны Халап в дар отдал. И таблицу им об этих городах и областях он написал и надпечатал ее своей печатью. Сыновья города Халапа против Хаттусилиса, царя страны Хатти, совершили грех. Сыновья страны Астата и сыновья страны Нухассэ Хаттусилису, царю страны Хатти, таким же образом города и области страны Халап передали. [И Хаттусилис, царь страны Хатти, таким] же образом города и области страны Халап сыновьям страны Астата и сыновьям страны Нухассэ в дар отдал. И таблицу им об этих городах и областях он написал, и надпечатал ее своей печатью, и они хранили (ее)4.

[Когда Суппилулиумас], великий царь, царь страны Хатти, мой отец, на трон царства воздвигся5, он... и страну Каргамыс, страну Халап и страны Нухассэ, [которые были (под властью) царя страны Мэттаннэ, и страну Кинца], которая была (под властью) царя страны Мицри, захватил... И своей границей он сделал горы Ниблани6. И города и области страны Халап, которые сыновьям страны Астата и сыновьям страны Нухассэ [в качестве дара Хаттусилис, великий царь], царь страны Хатти дал, он отобрал назад.

1 Речь идет об основателе Новохеттской династии, узурпаторе – хуррите, связанном с родством с хурритами Киццувадны, но принявшем неситское тронное имя Тудхалиаса в память древнехеттского Тудхалиаса I (ок. 1700 г. до н. э.).

2 Таинственная фигура, так как при всех своих внешнеполитических успехах он, единственным из хеттских царей, не попал в их поминальные списки (хотя там хватало и узурпаторов, и цареубийц).

3 Т.е. гражданство, полноправное население.

4 Предполагаемый ход событий: Халап отложился от царя Митанни (Ханигальбата), а сохранившие верность последнему Астата и Нухашше захватили часть территории мятежников, утвержденную за ними Митанни. Потом, когда Хаттусилис II вторгся в Сирию, Халап оказал ему сопротивление, в то время как Нухашше и Астата перешли на его сторону, и Хаттусилис сохранил за ними их старые приобретения за счет Халапа. В момент походов Хаттусилиса Халап, очевидно, был враждебен сразу и хеттам, и митаннийцам, и поэтом текст разом говорит о ≪вине≫ Халапа и перед хеттами, и перед Ханигальбатом.

5Суппилулиумас также был узурпатором.

6 Ниблани, Либлани – горы Ливана.

Из «Деяний Суппилулиумаса»

Этот обширный текст, составленный от лица Мурсилиса II, подробно повествует о свершениях его отца. К сожалению, он сохранился далеко не полностью, но и в дошедшем до нас виде сообщает ряд ценных сведений о митаннийской политике Суппилулиумаса.

1 Кочевые племена пришли в несметном множестве и ночью начали нападение на войско моего брата2. Тогда боги моего отца помогли моему брату, и он разбил кочевые войска неприятеля и убил врагов.И когда он победил кочевников, страна врага увидела его силу, и все области стран Арция и Кархемыша с ним заключили мир, и город Мармурига тоже с ним заключил мир.

В стране Кархемыша только сам город Кархемыш не заключил с ним мира. И тогда Жрец – мой брат – оставил шестьсот человек, и колесницы, и Лупаккиса, начальника десятских в войске, в стране Мармурига, а сам пришел в Хаттусас повидаться, с отцом. Но мой отец был в городе Уда и совершал религиозный обряд. Там он его и встретил.

Но когда хурриты увидели, что Жрец ушел, войска и колесницы хурритской страны пришли, и Такухли, амумикуни3, был среди них, и они окружили Мармуригу. И их было больше по числу, чем войск и колесниц хеттов, что были там. К стране Кинца, которую мой отец завоевал, пришли воины и колесницы Египта, и они напали на страну Кинца. И отцу моему принесли слово: «Тех воинов и колесницы, что в стране Мармурига, хурриты окружили!». Тогда отец мой собрал войска и колесницы и пошел в страну хурритов4. И когда он пришел в город Тегарамма,он сделал смотр своим войскам и колесницам в городе Тальпе. Тогда он послал сына своего Арнувандаса5 и Цидаса, главного над придворными – мешеди, из Тегараммы вперед, в страну хурритов.И когда Арнувандас и Цидас пришли в страну хурритов, противник вышел им навстречу. Тогда боги моего отца помогли ему, и они разбили врага... Когда отец мой пришел сам в страну хурритов, он не встретил врагов из хурритской земли. И тогда он спустился к городу Кархемышу и окружил его с одной стороны и с другой.

Когда отец мой был в стране города Кархемыша, он послал Лупаккиса и Тархунтацалмаса в область Амка. И они отправились, и напали на Амка, и привели захваченных военнопленных, быков и овец к моему отцу. Когда же люди Египта услышали о нападении на Амка, они испугались. А кроме того, их господин Нибхурурияс6 как раз в это время умер, поэтому царица Египта, которую звали Дахамунзус7 послала гонца к моему отцу и так ему написала: «Мой муж умер. Сына у меня нет. А у тебя, говорят, много сыновей. Если бы ты мне дал из них одного твоего сына, он стал бы моим мужем. Никогда я не возьму своего подданного и не сделаю его своим мужем! Я боюсь такого позора!». Когда мой отец услышал это послание, он созвал по этому поводу Совет великих сановников и сказал им: «Прежде со мной ничего похожего не случалось!» И так вышло, что мой отец послал в Египет Хаттусацитиса, постельничего, наказав ему: «Иди! Принеси мне назад слово о том, что там на самом деле! Уж не обманывают ли они меня? Может быть, в действительности у них есть сын их господина? Принеси мне назад слово о том, что там на самом деле!».

Тем временем, пока Хаттусацитис еще не вернулся из Египта, отец мой победил город Кархемыш. Он его осаждал семь дней, а на восьмой день он дал сражение. И в жестоком бою на восьмой день он покорил город. А когда он покорил город, из-за того, что отец мой боялся богов, он никому не позволил подойти к образам богов Кубабы и Божества-Защитника, и ни к одному из храмов богов близко он не приближался. Нет, он даже поклонился им и принес подношение. Но из нижнего города он увел военнопленных, серебряные, золотые и бронзовые изделия и отправил их в Хаттусас. А военнопленных, что он отправил в царский дворец, было три тысячи триста тридцать. А тем, что хетты увели с собой в страну хеттов, не было счета. Тогда он призвал своего сына Саррикусуха8 и дал ему страну Кархемыш и город Кархемыш в правление. И он сделал его отдельным царем.

Но после того, как он учредил царство Кархемышское, он пошел назад, в страну Хатти, и в стране Хатти он перезимовал.

А когда настала весна, Хаттусацитис вернулся из Египта, и посланник Египта Хани, господин, пришел с ним. Отец мой, когда посылал Хаттусацитиса в Египет, так ему наказывал: «Может быть, у них есть сын их господина? Уж не обманывают ли они меня? Может быть, они вовсе и не хотят, чтобы мой сын у них царствовал?». Поэтому царица Египта так написала в ответ моему отцу на клинописной табличке: «Почему ты так говоришь: «Они меня-де обманывают»? Коли у меня был сын, разве стала бы я писать в чужую страну о своем собственном унижении и унижении моей страны? Ты мне не поверил и даже сказал мне об этом! Тот, кто был моим мужем, умер. Сына у меня нет. Но я никогда не возьму своего подданного и не сделаю его моим мужем. Я не писала ни в какую другую страну, только тебе я написала. Говорят, у тебя много сыновей. Так дай мне одного своего сына! Мне он будет мужем, а в Египте он будет царем».

А отец мой был милостив, поэтому он внял словам женщины и начал приготовления к женитьбе своего сына.

...Он сказал Хани, послу Египта: «Я был к вам благосклонен. Но вы мне внезапно причинили зло. Вы напали на человека Кинца, которого я избавил от царя страны Хурру. Когда я услышал об этом, я прогневался. И я послал воинов, и колесницы, и военачальников. Они отправились и вторглись в ваши пределы, в страну Амка. И когда они напали на страну Амка, то вы, должно быть, испугались. И поэтому вы все просите у меня моего сына, будто я должен его вам дать.Но он же будет у вас как заложник, а царем вы его так и не сделаете». Так отвечал тогда Хани моему отцу: «О мой господин! Это унижение нашей страны! Если бы у нас был сын нашего царя, разве пошли бы мы в чужую страну, разве стали бы мы просить господина прийти к нам править нами? Тот, кого звали Нибхурурияс, умер, а сына у него не было. Вдова нашего господина одинока. Мы просим, чтобы сын нашего господина стал царем в Египте, мы просим, чтобы он стал мужем женщины, нашей госпожи. Больше ни к какой другой стране мы не обращались. Только сюда мы пришли. Теперь, о наш господин, дай нам своего сына!». И тогда для них отец мой занялся делом женитьбы своего сына. Тогда мой отец попросил, чтобы ему снова дали клинописную табличку, где говорилось, как прежде Бог Грозы взял людей Курустама, сыновей Хатти, и послал их в Египет, и сделал их египтянами; и как Бог Грозы заключил договор между странами Египта и Хатти, и как они постоянно были дружны между собой. И когда клинописную табличку перед ними прочитали, отец мой сказал так: «В прежние времена страна Хатти и Египет были дружны между собою, и теперь между ними также установится согласие. Страна Хатти и Египет пусть постоянно будут в согласии друг с другом!».

...А когда принесли глиняную табличку, они сказали так: «Люди Египта убили Цаннанцаса». И слово принесли: «Цаннанцас умер!». И когда отец мой услышал об убийстве Цаннанцаса, он стал жалеть о Цаннанцасе и к богам обратился так: «О боги! Я не совершал зла, но люди Египта его совершили, и они напали на границы моей страны»9.

1 Начало пассажа отсутствует. В нем повествовалось о восстании большей части Сирии (в том числе Каркемыша, Астаты, Нухашше) против хеттской власти, послужившем причиной для карательной экспедиции Телепинуса и последовавшей за ней «Шестилетней войны» Суппилулиумаса.

2 Телепинус, в тот момент – удельный царь-жрец Северной Киццувадны, почему и титулуется Жрецом.

3 Один из высших воинских чинов в Митанни.

4 Здесь и ниже «Страной хурритов» (Хурру)» в ед. ч. называется уже вся совокупность Митанни и подконтрольных ей сирийских областей. В том же расширительном смысле в «Анналах» Мурсилиса II употребляется сам термин «Митанни» (частая у него формула «Когда мой отец был в стране Митанни...», хотя Суппилулиумас, по-видимому, появлялся только в Сирии; интересно, что в параллельном месте другой версии «Анналов» Мурсилиса в, той же формуле вместо «Митанни» стоит термин «страны Хурри» во множественном числе.

5 Престолонаследник и будущий преемник Суппилулиумаса.

6 Тутанхамон Небхепрура.

7 Это не имя, а хеттская форма египетского титула «та хем несу, Жена царева». Речь идет об Анхесенамон, вдове Тутанхамона.

8 Саррикусух – хурритское личное имя Пияссилиса; тронное неситское имя «Пияссилис» он, по новохеттскому обыкновению, принял, только сделавшись царем (в Каркемыше).

9 О дальнейших событиях позволяют судить различные источники. 36-й фрагмент «Деяний Суппилулиумас» гласит: «Он (мой отец) отправил моего брата Арнувандаса, и тот выступил на страну Мицри (Египет)...». Впоследствии, закончив дела в Сирии, Суппилулиумас сам воевал с Египтом. О глубоком продвижении хеттов на юг свидетельствуют и библейские воспоминания о хеттах в Палестине «эпохи патриархов» (по-видимому, XIV в. до н. э. Что касается Анхесенамон, то она принуждена была все же выйти замуж за военачальника Эйе (сделавшегося тем самым фараоном), а затем сошла со сцены, едва ли не насильственно.

Наши рекомендации