Б. Борьба с земным противником
Сбрасывание одиночных небольших бомб с самолетов попутно с выполнением разведки началось с первых же дней войны. Точно так же Германия, единственная из воюющих, обладавшая развитым управляемым воздухоплаванием, после первых неудачных попыток применения дирижаблей для разведки стала использовать их грузоподъемность для бомбардирования тыла противника. Постепенно и самолеты стали посылать со специально бомбардировочными задачами, компенсируя их недостаточную грузоподъемность действиями в группах, и в 1915 г. воздушное бомбометание приняло организованные формы. Причиной этому послужила высокая оценка способности самолетов и аэростатов проникать глубоко в тыл противника, нанося удар через голову борющихся на фронте армий по пунктам в глубине страны, и тем значительно расширять зону боевых действий, объектом которых теперь стала не только армия, но и значительная часть мирного населения. Воздушный флот стал рассматриваться как "сверхдальнобойная артиллерия". Предполагалось, что он сможет разрушить военные склады, заводы, железные дороги и т. п. в тылу противника. Еще выше расценивалось моральное значение глубоких налетов - рассчитывали, что бомбардирование с воздуха крупных политических центров вызовет панику и давление общественного мнения на правительство в целях скорейшего заключения мира. Эта идея независимых от операций на суше и море действий воздушного флота впервые явилась у немцев, когда в 1915 г. стало ясно крушение плана Шлиффена, и война приняла затяжной характер. Ею были продиктованы начавшиеся с марта 1915 г. ночные налеты сперва цеппелинов, а когда последние стали нести слишком большие потери (в 1917 году) - больших самолетов на Лондон, английское побережье и Париж. Однако нанесенные материальные повреждения были сравнительно ничтожными, нервы же современных народов оказались крепче, чем предполагалось. Наоборот, в Англии воздушные налеты немцев были использованы как один из главных и наиболее убедительных для обывателя аргументов в вербовочной кампании. Таким образом, налеты на политические центры как средство достижения решающих результатов оказались вполне неудачными. Зато как демонстративные действия они сыграли большую роль, оттягивая с фронта значительные силы как неподвижной (зенитная артиллерия, прожектора), так и подвижной (истребительная авиация) воздушной обороны, в десятки раз превосходившие силы, которыми велись налеты. В большом масштабе применялись также маскировочные мероприятия: так, в нескольких километрах от затемненного настоящего Парижа был создан ложный для привлечения своими огнями воздушных бомбардировщиков. В этом отношении действия против Лондона были более удачны, чем действия против Парижа; по общему положению стратегии, для успеха демонстрации она должна производиться в направлении, достаточно удаленном от основного операционного направления - условие, которому удовлетворял Лондон и не удовлетворял Париж. Части, прикованные для обороны Лондона, были потеряны для фронта, тогда как к содействию обороне Парижа широко привлекалась фронтовая авиация и наземные средства воздушной обороны. Значительное удаление административно-политических центров Германии от фронта не позволило союзникам ответить немцам их же оружием, и первое время они ограничивались оперативно бессмысленными "бомбардировками возмездия" прирейнских городов. Когда на фронтах установилось длительное равновесие и война явно приняла характер борьбы на истощение, явилась мысль ускорить исход ее давлением на германскую промышленность, увеличивая тем действенность блокады. В 1917 г. англичанами и французами были выделены крупные воздушные силы для систематического бомбардирования промышленных центров Германии (к этому времени относится газетный лозунг "Самолет - оружие, которое окончит войну"). В отдельных случаях были достигнуты эффектные результаты, но в общем задача оказалась невыполненной: живучесть промышленности во много раз превышает разрушительную мощь воздушного флота. Так, например, сосредоточенные действия почти всей французской бомбардировочной авиации в 1918 г. по району Бриё в Лотарингской промышленной области лишь на несколько процентов уменьшили добычу железной руды - результат, совершенно не оправдавший затраченных усилий. Интересный и более ранний вариант этой же идеи представляют также оказавшиеся безуспешными попытки выжигания зажигательными снарядами с самолетов созревших хлебов на германских полях осенью 1915 г., производившиеся как на западном, так и на русском фронте. Это была единственная попытка "независимых действий" воздушного флота на русском фронте. В 1917 г. немцы подготавливали налеты цеппелинов на Петроград, но не осуществили их.
Наши летчики перед отлетом на разведку
Параллельно с "независимыми" действиями воздушного флота развивался другой вид его действий против земного противника, имевший часто те же тактические формы, но совершенно иное оперативное значение - это боевые действия воздушного флота на поле сражения и в ближнем тылу в связи с действиями земных войск. Объектами действий здесь являются железные дороги, особенно станции и мосты, склады, штабы и, наконец, сами войска. Здесь уже не нужно полного разрушения целей, нужно лишь временное их выведение из строя для развития успеха земными войсками.
Стрельба пулеметного взвода по неприятельским аэропланам
Перерыв в несколько часов работы железнодорожного узла или крупного штаба, взрыв фронтового огнесклада часто оказываются решающими в ходе операции. В противоположность "независимым действиям", которые дали меньше, чем от них ждали, действия воздушного флота в связи с земными войсками делают крупные успехи и постепенно завоевывают себе все большее и большее значение. В организации их у французов и англичан, с одной стороны, и у немцев, с другой, заметна существенная разница: первые широко применяют как ночное, так и дневное бомбометание, немцы же почти исключительно придерживаются ночного. Кроме бомбардировки мертвых целей, в 1917–1918 гг. объектом атаки авиации становятся войска. Сначала низколетящие "пехотные самолеты" пулеметным огнем вмешиваются в борьбу на поле сражения, затем переходят к массовым действиям авиации, с малой высоты (несколько десятков метров) атакующей легкими бомбами и пулеметным огнем пехоту противника в боевом порядке, заставляющей временно замолчать его батареи и нападающей на подходящие к полю сражения колонны с целью их задержать и рассеять. Немцы для этой цели выделяют специальные "боевые самолеты", союзники пользуются разведчиками и истребителями. В последний год войны обычно каждая пехотная, а особенно танковая атака производятся при точно согласованной по времени и месту поддержке самолетов. Здесь авиация выступает в роли уже не "сверхдальнобойной", а "сверхлегкой" артиллерии, подвижность ее используется в полной мере. Как наиболее маневроспособный резерв старшего начальника, она применяется, например, при ликвидации прорывов в 1918 г. Еще более выпукло последнее свойство авиации выступает на второстепенных театрах. Англичане широко применяют авиацию для атаки войск противника в Македонии и Палестине. Наличие значительных конных масс повышает производительность действий авиации - от нее особенно терпит конница противника, и она оказывает существенную поддержку своей коннице. Наиболее ярко это выявляется при преследовании отходящего противника (болгарской армии у Дойранского озера и турецкой в Палестине, оба в сентябре 1918 г.), где авиация, в течение нескольких дней атакуя втянувшиеся в горные дефиле отступающие колонны, вносит в них смятение и замедляет их движение, подставляя их под удар своей, ведущей параллельное преследование, конницы.