Внешняя политика СССР в 70-ые годы.
В 70-х гг., когда СССР и США, Организация Варшавского договора и НАТО достигли военно-стратегического паритета, а количество накопленного ядерного оружия делало вооруженный конфликт между ними с каждым годом все бессмысленнее, усилились реалистические тенденции во внешней политике государств противоположных военно-политических объединений. Больший реализм демонстрировало и советское руководство. Оно заметно сократило количество традиционных заявлений о близком неминуемом крахе капитализма и снизило их агрессивную тональность, что способствовало большему доверию к СССР их западных оппонентов. В 1971 г появились советские предложения подготовить международные соглашения об уничтожении ядерного, химич. и бактериологич. оружия, сократить обычные вооружения. Предлагалось договориться и о ликвидации существующих очагов военных конфликтов, обеспечить коллективную безопасность прежде всего в Европе, а также углубить и укрепить сотрудничество со всеми странами мира. Съезд КПСС, на котором Л. Брежнев озвучил эти предложения, назвал их громко «Программой мира» В последующие годы ряд положений этой программы были реализованы. Советская пропаганда, рассчитанная прежде всего на «внутреннее потребление», преподносила достигнутое как результат исключительно миролюбого СССР, его возросшего могущества, что заставило США и их союзников смириться с потерей доминирующей роли в международной политике и пойти на уступки. «Разрядка», а именно такое определение начали использовать во всех странах для характеристики нового периода МО, подавалась гражданам СССР как шаг к окончательной, но мирной победе социализма в историческом соревновании систем. В действительности же это была дорога с движением в обе стороны. Западные государства приложили со своей стороны достаточно усилий, чтобы разрядка стала реальностью.
К сожалению, руководство СССР и само начало верить собственным пропагандистским утверждениям о том, что достигнутое свидетельствует об ослаблении стратегического противника. Отдельные события середины и второй половины 70-х гг. (революция в Португалии и появление в Африке ориентированных на СССР независимых Анголы и Мозамбика, заявления руководителей некоторых других стран Азии и Африки об их «социалистической ориентации», поражение США во Вьетнаме, приход к власти в Никарагуа сандинистов) были расценены как доказательства этого. Появилось искушение «додавить» слабеющий империализм. С средины 70-х гг. СССР пытался сломать военно-стратегический паритет, что погубило разрядку. Ее подорвало размещение СССР ядерных ракет среднего радиуса действия в своей европейской части, что Запад расценил как нарушение баланса сил, а окончательно похоронила советская интервенция в Афганистане (декабрь 1979 г.).
Начало 80-х гг. мир встретил уже в привычных условиях раскручивания очередного витка «холодной войны». Президент США Р.Рейган объявил СССР «империей зла», с которой необходимо покончить. Шок во всем мире и возрастание антисоветских настроений вызвало уничтожение в сентябре 1983 г. нарушившего воздушное пространство СССР южнокорейского лайнера с 269 пассажирами на борту.
В 1971 – 1979 гг. США и СССР подписали свыше 60 соглашений по самым различным сферам двусторонних отношений. К наиболее важным можно отнести: а) в 1971 г. заключено Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между США и СССР; б) в 1972 г. подписан договор о ПРО (противоракетной обороне); в) в 1973 г. подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны; г) подписано временное соглашение между США и СССР о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, более известное как соглашение по ОСВ-1; д) в 1974 г. заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия; е) в 1979 г. подписан в Вене текст Договора ОСВ-2.
Подготовка и созыв общеевропейского совещания (1973-1975 гг.): результаты и значение.
Одновременно с событиями в Индокитае и советско-американскими переговорами по ОСВ продолжалась подготовка к общеевропейскому совещанию по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Инициатива такого совещания исходила от Организации Варшавского договора. Политический консультативный комитет государств–участников Варшавского договора еще 5 июля 1966 г. принял Декларацию об укреплении мира и безопасности в Европе. В ней содержалось предложение о созыве общеевропейского совещания для обсуждения этой проблемы.
18 марта 1969 г. участники Варшавского договора опубликовали Обращение ко всем европейским странам с призывом умножить усилия для укрепления мира и безопасности на континенте. В этих целях предлагалось начать диалог между социалистическими и капиталистическими странами о создании системы коллек-тивной безопасности.
После долгих проволочек и затяжек правительства стран НАТО 31 мая 1972 г. заявили о своем согласии участвовать в предварительных консультациях по подготовке общеевропейского совещания. Такие консультации начались в ноябре 1972 г. в Хельсинки и продолжались с перерывами до июня 1973 г. В них участвовали представители 32 европейских стран, США и Канады. В результате были приняты рекомендации об организации совещания, его повестке дня, составу участников, дате и месте проведения. В повестку дня рекомендовалось включить четыре вопроса: 1. О безопасности в Европе; 2. О сотрудничестве в области экономики, науки, техники, защиты окружающей среды; 3. О сотрудничестве в гуманитарных и других областях; 4. О дальнейших шагах после совещания.
После длительной подготовки работу Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ) удалось начать. 3 июля 1973 г. в Хельсинки открылся первый его этап. Он продолжался 5 дней. В нем приняли участие 35 государств. СССР внесло проект Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между государствами в Европе.
18 сентября 1973 г. в Женеве начался второй его этап, который длился с перерывами до 21 июля 1975 г. Была проведена подготовка к третьему этапу совещания, который должен был на высшем уровне рассмотреть и утвердить проекты документов, выработанные на втором этапе.
Второй этап показал, что при желании можно договориться если не по всем вопросам, то по ряду первостепенных. Некоторые вопросы до этого рассматривались в течение многих лет, и только в Женеве удалось их урегулировать.
30 июля 1975 г. в Хельсинки в торжественной обстановке открылся заключительный этап Общеевропейского совещания на высшем уровне. В нем приняли участие президенты и главы правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. в августе подписан Заключительный акт Общеевропейского совещания. Он закрепил фактически существовавшее положение в Европе. В Хельсинки были зафиксированы принципы взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Но за прошедшие четверть века почти все положения Заключительного акта были нарушены. В то же время нельзя отрицать его большого значения как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хельсинки показали возможность успешного сотрудничества, если стороны желают достигнуть соглашения.